Введение
Содержание
Заключение
Литература
Любой школьный класс неоднороден. В нем всегда есть подгруппы и группировки, которые находятся друг с другом в живых и постоянно изменяющихся отношениях. При этом дети воспринимают друг друга не только как членов общего коллектива, класса, а еще и как членов классных групп, каждая из которых имеет своего лидера, свой «настрой», свои задачи, устоявшиеся способы взаимоотношений. Межгрупповые отношения детей обязательно сказываются на межличностных, и наоборот. Учитывая этот факт, анализ психологического климата и структуры коллектива можно проводить и на межгрупповом уровне. Неформальный коллектив, стоящий за школьным классом и наполняющий его жизнью, общее «Мы», характерное для группы, делающей общее дело, имеет свою систему устоявшихся связей между детьми. Именно отношения детей в группе видны «со стороны». И именно они являются показателем зрелости группы, способности ее брать на себя ответственность за достижение общей цели.
Но, прежде чем, сложатся продуктивные взаимоотношения между детьми, воспитателю приходится немало потрудиться. Зафиксированные в социальной психологии феномены внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации в классе обязательно проявляются. Сам факт существования и функционирования группы позволяет говорить о том, что члены своей группы более предпочитаемы, чем чужой. Обратной стороной незрелых межгрупповых взаимоотношений является феномен межгрупповой дискриминации, когда члены одной группы относятся к членам другой хуже, оценивают их заслуги и усилия в общем деле ниже.
В детском и младшем подростковом возрасте дети еще не научились последовательно регулировать свои эмоции, культурно выражать свои мысли и чувства, поэтому феномен межгрупповой дискриминации и внутригруппового фаворитизма заметен в их невербальном, и, особенно, вербальном поведении. При общем нездоровом психологическом климате в классе, дети могут позволить себе грубо выражаться в адрес друг друга, давать друг другу обидные клички, могут даже подраться.
Взаимоотношения в коллективе выражают эмоционально-психологический климат коллектива. Психологический климат, моральная атмосфера, складывающаяся в группе, зависит от двух факторов: от общественного климата в целом, от принятых в социуме норм, правил общения, поведения и отношения к друг другу, и от микросоциальных условий, то есть специфики функций данного коллектива, возрастного, полового его состава. Психологический климат может значительно улучшаться, если дети осуществляют совместно разделенную деятельность, имеющую общую цель и общие задачи. Построить ее не так то просто. Для этого педагогу самому нужно четко представлять, чего он хочет добиться и выстраивать воспитательные воздействия в соответствии с замыслом и реальными взаимоотношениями детей. Преодоление феноменов межгрупповой дискриминации и внутригруппового фаворитизма, построение здорового психологического климата в коллективе, организация отношений «лидер класса – педагог» также требуют учета характера проявлений взаимоотношений детей, большого внимания к их перестройке, и достаточных знаний в области психологии.
Развитый, зрелый коллектив – это самоуправляющийся коллектив. В организации ученического самоуправления большое значение имеет положительное эмоциональное отношение детей к совместным занятиям, в частности на уроках физической культуры. Именно это отношение позволяет детям получать положительно оцениваемый ими социальный опыт, формировать демократический тип сознания. «Например, организация ученического самоуправления по приказу педагогического совета или реальная возможность учеников влиять на жизнь в школе дают принципиально различный опыт для ребят. В первом случае школа как бы способствует формированию тоталитарного сознания, когда несмотря ни на какие декларации о самостоятельности ученики ничего не решают, а во втором - создаются условия для более демократического социального опыта, когда ребята, принимая участие в принятии решений, сами отвечают и за их последствия» . Здоровый, благоприятный психологический климат не складывается сам собой, особенно если речь идет о детях, не имеющих достаточной социальной зрелости и жизненного опыта. Поэтому для построения и функционирования просоциальной группы необходимо постоянное руководство взрослого человека.
Ухудшение психологического климата можно заметить по ухудшению общения детей: снижения количества и культуры общения. И, главное, нормальными межличностными отношениями в группе нельзя назвать «пустые» отношения, когда дети не заняты совместным, интересным и полезным делом. Нельзя назвать нормальными и межгрупповые взаимоотношения, построенные на грубости, постоянном соперничестве, принижении достоинства других членов групп. «При разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные и межгрупповые отношения в ней были благоприятными» . Поэтому главные задачи взрослого организатора – это организация совместной деятельности и привитие культуры взаимоотношений между группами детей и между отдельными личностями.
Данная выпускная квалификационная работа направлена на исследование межгрупповых взаимоотношений детей в школьном классе.
Объектом работы выступает психологический климат в группе. Предметом работы являются межгрупповые взаимоотношения младших подростков как показатель психологического климата.
В исследовании проверяется гипотеза: феномен межгрупповой дискриминации может быть ослаблен или перестать проявляться вовсе при эффективной организации продуктивной коллективной деятельности.
Цель данной выпускной квалификационной работы исследовать влияние совместной коллективной деятельности на изменение межгрупповых взаимоотношений внутри класса.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:
1) Изучить литературу по теме межгрупповых и межличностных отношений в группе и методов их исследования;
2) Исследовать систему межгрупповых и межличностных взаимоотношений в классном коллективе;
3) Провести корректирующие занятия средствами физической культуры;
4) Исследовать влияние корректирующих занятий на проявление феномена межгрупповой дискриминации и внутригруппового фаворитизма;
5) Изложить результаты исследования, обсудить их, сделать выводы;
Затронутые в данной выпускной квалификационной работе проблемы взаимоотношений между детьми никогда не потеряют актуальности. Проблемы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса всегда решаются в конкретном классе, имеющем конкретную структуры и устоявшиеся взаимоотношения и влиять на них возможно через построение продуктивных межгрупповых взаимоотношений и взаимодействия внутри класса.
Теоретическими основами данной выпускной квалификационной работы стали труды Г.М. Андреевой, В.С. Агеева, А.Л.Журавлева, Н.П. Аникеевой, Д. Майерса, Т. Шибутани и многих других.
Эмпирической основой данной выпускной квалификационной работы стало исследование, выполненное на базе МУ «ПутьИльичевка» СОШ.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, два приложения.
2,500 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1.Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых взаимоотношений 7
1.2.Факторы межгрупповой дифференциации и интеграции 13
1.3.Возрастные аспекты проявления межличностных и межгрупповых взаимоотношений 19
1.4.Роль преподавателя в организации межгрупповых взаимоотношений на уроке физической культуры 25
ГЛАВА 2.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1.Цель исследования 32
2.2.Задачи исследования 33
2.3.Методы исследования 33
2.4.Организация исследования 40
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 41
3.1.Основные данные, полученные в ходе исследования 41
3.2.Результаты и их обсуждение 45
ВЫВОДЫ 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
2,500 руб.
1) А.С. Макаренко внес в понимание коллектива представление о его «тоне». Он создавал, задавал тон, организуя совместную деятельность воспитанников, которая немедленно сказывалась на взаимоотношениях подростков. Он специальное внимание уделял тому, чтобы подгруппы в коллективе не вступали в отношения нездорового соперничества. Нормальным тоном он считал мажорный тон, позволяющий каждому участнику с оптимизмом смотреть в будущее, ответственно относиться к жизни коллектива в целом, брать на себя решение все более сложных задач. Его точка зрения до сих пор не потеряла актуальности.
2) В традициях американской и западноевропейской социальной психологии полагать, межгрупповую враждебность непременным спутником соревнующихся групп. Предмет изучения сводится к противоборству, конфликту, враждебности. Западная социальная психология не прибегает к понятию «коллектив» и не видит возможностей использования потенциала психологического климата в воспитательном процессе. Хотя несомненную практическую ценность имеют и работы З.Фрейда и М.Шерифа, доказавшего, что проявленность феноменов межгрупповой враждебности и внутригруппового фаворитизма зависит от характера кооперативного или конкурентного взаимодействия между группами.
3) При выполнении исследования, мы опирались на обобщенную отечественную точку зрения, трактующую межгрупповые отношения, прежде всего с деятельностных позиций.
4) Межгрупповое восприятие в отечественной психологии рассматривается как совершенно новое качество, групповое образование. А межгрупповые отношения обусловлены восприятием каждого конкретного члена группы других, как принадлежащих к своей или чужой группе.
5) Несомненно, что важнейшим фактором построения и развития межгрупповых взаимоотношений является возраст членов групп. В нашем исследовании это проявилось в том, что группы в классе носили ярко выраженный половой характер. Как известно, именно в возрасте 11-12 лет подростки отчетливо начинают осознавать свой пол, овладевать половыми ролями. Это и приводит к организации групп по половому признаку. При построении межгрупповых отношений у подростков в воспитательном процессе необходимо учитывать возрастные особенности.
6) Еще одним важным фактором развития межгрупповых отношений являются межличностные отношения в классном коллективе. В нашем исследовании были выявлены путем социометрического исследования эмоциональные предпочтения и отвержения членов коллектива, выявлены лидеры, которые, несомненно, являются лидерами внутриклассных группировок. Они играют существенную роль в установлении норм и правил межгрупповых взаимоотношений. Чем более развита внутриклассная группа, тем больше вероятность того, что члены высокоразвитых групп с другими группами установят взаимоотношения, основанные на деятельностном опосредствовании.
7) Мы использовали в коррекционных занятиях идею Н.П. Аникеевой о том, что коллектив складывается на основе радоположности и равноправного функционирования классных групп и группировок.
8) Роль педагога также отражена в нашей выпускной квалификационной работе. Педагог может помочь подростку разбираться в людях, верно оценивать их психологию; адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние; выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями общественной морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным особенностям.
9) Наше психологическое исследование позволило рассмотреть проблему влияния психологического климата в коллективе в целом и совместной деятельности на проявленность феномена межгрупповой дискриминации.
В заключение можно отметить, что проведение сложного исследования в четыре этапа в полной мере отвечало исследовательской цели – изучить межгрупповые взаимоотношения и повлиять на них. В исследовании изучалась социометрическая структура класса, путем наблюдения и фиксации высказываний было изучено проявление феномена межгруппововй дискриминации. Гипотеза исследования о нивелировании феномена межгрупповой дискриминации в результате организации совместной деятельности в коллективе и улучшения психологического климата можно считать доказанной. Все результаты данного исследования применимы на практики, что улучшит качество преподавания физической культуры в школе.
2,500 руб.
1. Агеев B.C. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия. Межличностное восприятие в группе. – М., 1981;
2. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983;
3. Агеев В.С.. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990;
4. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии, 1991, №3;
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – Режим доступа: www.myword.ru;
6. Андреева Г. М., Богомолова H. H., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. - М., 1978;
7. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983;
8. Арутюнян М.Ю., Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком. – Режим доступа: www.myword.ru;
9. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - Режим доступа:ihtik.lib.ru;
10. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. - М., 1996;
11. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. Соч. в 6-ти Т., Т.4. - М., 1984;
12. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1988;
13. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М., 1984;
14. Донцов А.И. О понятии группы в социальной психологии //Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М, 2003;
15. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987;
16. Драгунова Т.В. Подросток. – М., 1976;
17. Дубовская Е.М. , Тихомандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе // Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М, 2003;
18. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2000;
19. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. - Спб, М., 2002;
20. Иванов Н.Я, Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. – М., 1994;
21. Кон И.С. Открытие «Я».- М.,1978;
22. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Морено. – М., 1994;
23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология подростка. Хрестоматия/сост. Ю.И.Фролов. – М., 1997;
24. Лютова С.Н. Социальная психология личности. - Режим доступа: Ihtik.lib.ru;
25. Майерс Д. Изучаем социальную психологию. - Ihtik.lib.ru;
26. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, Питер, 1998;
27. Массен П., Конджер Д, Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка //психология подростка / сост. Ю.И. Фролов. – М., 1997;
28. Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 1981;
29. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М., 2003;
30. Основы конструктивного общения / сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. – М., Новосибирск, 1997;
31. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. – М., 1979;
32. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978;
33. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1979;
34. Практическая психодиагностика /сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1998;
35. Практическая психология образования /под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997;
36. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – М., 1999;
37. Сатир В. Модели общения. Основы конструктивного общения / сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. – М., Новосибирск, 1997;
38. Социальная психология / под ред. А.Л. Журавлева - Режим доступа:ihtik.lib.ru;
39. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – М., 1975;
40. Социальная психология малой группы /под ред. Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской - М., 2001;
41. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987;
42. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. Хрестоматия по возрастной психологии /под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.,1996;
43. Фрейд З. «Я» и «Оно». Теории личности в западно-европейской и американской психологии/сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1996;
44. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону – Режим доступа: Ihtik.lib.ru;
45. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. Теории личности в западно-европейской и американской психологии /сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1996;
2,500 руб.