Обучение и воспитание в современной школе немыслимо без физической культуры. Причем преподавание ее строится на современных основах. Это означает, что педагог в полной мере использует не только педагогические, но и психологические знания. Современный урок физкультуры строится с учетом, как моторных возможностей детей, так и с учетом возрастных аспектов их развития. Совершенно необходимыми являются знания из области социальной психологии, позволяющие правильно строить взаимоотношения в малой группе, коллективе, команде ребят. Можно отметить, что современный преподаватель физической культуры – это разносторонне образованный человек. Ведь задачи школы – это не только воспитание и обучение, но и психологическое сопровождение взросления, помощь в преодолении внутриличностных и межличностных конфликтов на пути обретения ребенком, подростком уверенности в себе, ответственности и жизненной устойчивости.
В современном мире от будущего взрослого требуются поистине лидерские качества: инициативность, настойчивость, вера в себя и успех дела. От молодого человека требуется реализация имеющегося лидерского потенциала. Школа может помочь раскрыть его, сформировать некоторые важные лидерские качества личности. Проблема лидерства в подростковой среде – это одна из самых важных и сложных проблем сопровождения взросления.
Современные подростки очень быстро сталкиваются со взрослыми проблемами, для решения которых требуется личностная и социальная зрелость. Но время для решения возрастных задач, полноценной социализации нынешнего подростка сильно сокращено. В этих условиях необходимо крепкое здоровье, подвижность, здоровая нервная система, выносливость. Все это возможно обеспечить через правильно организованное физическое воспитание, привитие физической культуры.
В центре внимания нашего исследования – подростковый лидер малой группы. Причем не просто лидер во взаимоотношениях, а лидер, обладающий спортивными задатками, умеющий организовать командную деятельность. Можно считать доказанным фактом, что лидеры имеют самое существенное влияние на внутригрупповые отношения, на протекание совместной деятельности. Лидер как бы представляет группу во «внешнем» по отношению к ней общественном пространстве. Поэтому изучение лидерства в подростковой среде актуально, имеет большое практическое значение.
Лидерство часто понимается как функция самой малой группы. Именно группа выдвигает того лидера, который ей необходим для осуществления конкретной коллективной деятельности. Развитый, зрелый коллектив всегда является самоуправляемым. В организации подросткового коллектива большое значение имеет положительное эмоциональное отношение детей к совместным занятиям, в частности к урокам физической культуры.
И подростковый коллектив и его лидер ожидают от преподавателя физкультуры психологически грамотного отношения, доверия, понимания.
Объект исследования – феномен лидерства в малой подростковой группе.
Предмет исследования – психологические функции лидера в подростковой группе на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом: лидер в малой группе выполняет две взаимосвязанные и неразделимые функции: с одной стороны, выступает неформальным организатором деятельности и общения в малой группе, а, с другой – проводником социализирующих влияний преподавателя физической культуры.
Цель исследования - выявить взаимосвязь лидерских функций в малой подростковой группе.
Цель конкретизируется в ряде задач:
1) Изучить научную литературу по проблеме лидерства в малой группе, в частности исследования на тему лидерства в подростковом возрасте;
2) Выявить лидеров в классном коллективе, а также систему симпатий-антипатий в общем и целом;
3) Исследовать особенности межличностного восприятия лидеров и нелидеров в классном коллективе;
4) Исследовать развитие коммуникативно-организаторских склонностей у лидеров и нелидеров;
5) Изучить удовлетворенность отношениями с преподавателем физической культуры у всех подростков в классе;
6) Изложить результаты исследования, обсудить их, сделать выводы.
Теоретическими основами данной выпускной квалификационной работы выступают работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, А.Е. Личко, Н.П. Аникеевой, А.И. Донцова, Р.Л. Кричевского, Е.М. Дубовской, С.А. Алифанова и др.
Эмпирической основой настоящей работы являются результаты диагностического исследования, проведенного в МУ СОШ № 2 рабочего поселка Чернышково.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, 3 главы, выводы, практические рекомендации, список источников и литературы, приложения. В Главе 1 рассматриваются теоретические аспекты подросткового лидерства и проявления его на уроках физкультуры. В Главе 2 описывается цель, задачи, методы и организация нашего исследования функций лидера на уроках физической культуры. В Главе 3 приводятся данные, результаты и выводы нашего исследования лидерских функций. Выпускная квалификационная работа содержит шесть приложений.
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ЛИДЕРСТВА В МАЛОЙ ГРУППЕ 6
1.1. Основные подходы к анализу феномена лидерства в подростковых группах 6
1.2. Функции лидера в классном коллективе 9
1.3. Особенности построения взаимоотношений и взаимодействия подросткового лидера и преподавателя физкультуры 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЛИДЕРА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ 21
2.1. Описание методов исследования 21
2.2. Этапы исследования 28
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ЛИДЕРА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 30
3.1. Результаты диагностического исследования 30
3.2. Статистический анализ данных 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
3,000 руб.
Ни один подростковый классный коллектив не функционирует без лидера. Лидер – это «душа» коллектива, это человек, обладающий наибольшим влиянием на групповые процессы и наиболее полной информацией о них. Классный лидер вызывает у последователей позитивные переживания, подростки чувствительны к лидерскому вниманию. Опытный преподаватель старается выстраивать и поддерживать с лидером добрые отношения. Контроль над классом, возможность оказывать на учеников социализирующие влияния существенным образом зависит от поведения лидера класса, осуществления им своих специфических функций.
По результатам исследования научных литературных источников мы можем утверждать, что подростковый возраст относится к кризисным возрастам, в которых очень быстро изменяется Я-концепция подростка, в том числе и его «физическое Я». Не последнюю роль в формировании позитивного видения себя играют занятия физической культурой. Очень много времени занимает в подростковом возрасте общение, в ходе которого формируется личность подростка, огромное влияние оказывает на подростков коллектив. Ведущая деятельность общения протекает не только в вербальных, но и невербальных формах – интеллектуальных и подвижных играх. Одновременно с увлеченностью играми, общением в них, ученики подростковых классов стремятся к реальной деятельности с социально значимым результатом. Невозможно преподавать физическую культуру и не учитывать подростковых особенностей общения и развития. Выступая представителем общества, преподаватель физической культуры основывает свое влияние на взаимодействии со всеми членами классного коллектива, но особенное внимание уделяет классным лидерам.
Исследование специфических функций подростковых лидеров существенно затруднено, так как не существует психологического инструментария, позволяющего однозначно измерить или даже зафиксировать выполнение лидером своих функций. Осознание качества такого функционирования для преподавателя физкультуры возможно через наблюдение и разнообразную психологическую диагностику коллективных взаимоотношений, личностных особенностей всех членов коллектива. Использованный нами пакет диагностических методик, состоящий из социометрии, методики выявления коммуникативных и организаторских склонностей, методики диагностики межличностных отношений и методики исследования взаимоотношений между тренером и спортсменом дал нам возможность разносторонним образом изучить наличную ситуацию в классном коллективе и выявить взаимосвязь между функциями лидеров, их некоторыми склонностями и особенностями и между характером взаимоотношений с преподавателем физической культуры. Значимость результатов выражена статистически достоверной связью между лидерским статусом и «хорошими» взаимоотношениями с преподавателем физкультуры в субъективной оценке лидера.
Такие взаимоотношения, несомненно, облегчают управление коллективом подростков, способствуют раскрытию воспитательного и образовательного потенциала коллектива.
Преподаватель физкультуры по роду занятий обязан формировать на своих уроках малые группы спортивной направленности – команды. Физкультурная и спортивная деятельность, которую осуществляет команда, отличается от мыслительной, развиваемой на большинстве уроков, и требует от подростков развития и проявления психомоторных свойств: ловкости, быстроты, силы. Само командное коллективное взаимодействие переносится в спортивную сферу и становится иным по качеству. Поэтому дети, имеющие невысокий статус в классе из-за низкой успеваемости, могут очень быстро завоевать его, когда дело касается физических качеств, способностей и навыков. Картина взаимоотношений, симпатий и антипатий, проявлений личностных качеств подростков для преподавателя физкультуры в данном классе будет выглядеть по-иному, чем для большинства учителей, преподающих другие дисциплины.
Решая свои профессиональные задачи, преподаватель физкультуры может искать те точки соприкосновения с детьми, в которых эффективность таких решений возрастает. Этот педагогический поиск лежит в области подростковой психологии, психологии общения, психологии коллектива.
3,000 руб.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие. - 4-е изд. / Г.С. Абрамова - М.: Издательский центр «Академия», 1999;
2. Акимова, Л.Н. Психология спорта: Курс лекций / Л.Н. Акимова – Одесса: Студия «Негоциант», 2004;
3. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А. Алифанов // Вопросы психологии, 1991, № 3;
4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева – Режим доступа: www. myword.ru;
5. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева – М.: Просвещение, 1983;
6. Бернс, Р. Я-концепция и воспитание / Р. Бернс / Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997;
7. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов – СПб: Питер, 1999;
8. Бююль, А. SPSS. Искусство обработки информации / А. Бююль, П. Цефель – СПб: ООО «ДиаСофтЮП», 2005;
9. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996;
10. Выготский, Л.С. Педология подростка. Собр. Соч. в 6-ти Т., Т.4. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1984;
11. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов – М.: Физкультура и спорт, 2002;
12. Диагностика педагогических способностей учащихся / Сост. Н.А. Головань. Кировоград: ООО «Альмир», 1987;
13. Драгунова, Т.В. Подросток / Т.В. Драгунова – М : Знание, 1976;
14. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев - М.: Просвещение, 1978;
15. Кричевский, Р.Л. Синтетический подход к исследованию лидерства / Р.Л. Кричевский //Вопросы психологии, 1977, №6;
16. Кричевский, Р.Л. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной психологии / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская / Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая.. – М.: Аспект Пресс, 2003;
17. Кричевский, Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / Р.Л. Кричевский, М.М. Рыжак - М..: Физкультура и спорт, 1985;
18. Лебедев, В.И. Психология и управление / В.И. Лебедев – М.: Просвещение, 1990;
19. Лейтц, Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Морено / Г. Лейтц – М. Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1994;
20. Лидерство как фактор функционирования группы. – www. lider21vek.narod.ru;
21. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко / Психология подростка. Хрестоматия/сост. Ю.И.Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997;
22. Майерс, Д. Изучаем социальную психологию / Д. Майерс – Режим доступа: Ihtik.lib.ru;
23. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова – М.: Просвещение, 1984;
24. Наследов, А. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Наследов – СПб: Питер, 2005;
25. Немов Р.С. Психология: Учебник В 3 кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии;
26. Неформальные лидеры и дезорганизаторы в группе подростков. – Режим доступа: www. didaskal.ru;
27. Основы конструктивного общения / сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. – М.: Совершенство, Новосибирск: изд-во новосибирского университета, 1997;
28. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. - М.: Педагогика, 1971;
29. Петровский, А.В. Психологическая теория коллектива / А.В. Петровский – М.: Политиздат, 1979;
30. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова – М.: Издательский центр «Академия», 2000;
31. Практическая психодиагностика /сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 1998;
32. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997;
33. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999;
34. Психология. Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского - М.: Политиздат, 1990.
35. Рабочая книга социолога/ под ред. Г.В. Осипова. - М.: Едиториал УРСС, 2003.
36. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: ООО «Речь», 2003;
37. Социальная психология / под ред. А.Л. Журавлева - Режим доступа:ihtik.lib.ru;
38. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – М.: Прогресс, 1975;
39. Таганов, Д. SPSS. Статистический анализ в маркетинговых исследованиях / Д. Таганов – СПб: Питер, 2005;
40. Теория спорта / Под общ. ред. В.Н. Платонова. – К.: Наукова думка, 1987;
41. Фельдштейн, Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн / Хрестоматия по возрастной психологии /под ред. Д. И. Фельдштейна - М.: Институт практической психологии, 1996;
42. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович – М.: Педагогика, 1988;
43. Хабарова, О.Е. Метод социометрии: мониторинг / О.Е. Хабарова, С.В. Швецова, Е.В. Цыпленкова – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru;
44. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани – Режим доступа: Ihtik.lib.ru;
3,000 руб.