Актуальность темы: Конституция РФ в ст. 33 закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение является важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан и одной из организационно-правовых гарантий их охраны.
Впервые право граждан на обращение было закреплено в Конституции СССР 1977 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., что явилось важным шагом в развитии данного института. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок рассмотрения обращений граждан, вплоть до 2 ноября 2006 г. был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (в ред. от 4 марта 1980 г.). Социально-политическая сущность этого акта велика, в свое время он сыграл положительную роль в защите прав граждан, однако с позиций сегодняшнего дня он не отвечает требованиям динамично развивающихся общественных отношений.
Особую актуальность отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на обращение, приобретают в условиях рыночной экономики и становления институтов гражданского общества. Именно сейчас граждане нуждаются во всемерном совершенствовании механизмов защиты своих прав и законных интересов, в выработке новой системы взаимоотношений с представителями различных ветвей власти.
Все это послужило основанием для разработки и принятия нового Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г.
Данный нормативно-правовой акт регулирует правоотношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан должностными лицами указанных органов. Кроме того, действующий закон распространяется и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, хотя это и не отражено в названии акта.
Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. установил ряд существенных гарантий реализации права граждан на обращение, не закрепленных ранее на законодательном уровне. Так, при рассмотрении обращения гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права и законные интересы иных лиц и если в них нет сведений, содержащих государственную тайну; получать уведомление о переадресации обращения; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в нем, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема, если оно не требует дополнительной проверки, и с согласия гражданина ответ на устное обращение дается в устной форме, а в остальных случаях в письменной форме.
Цель работы: анализ административно-юрисдикционной деятельностьи органов исполнительной власти по работе с жалобами. предложениями и заявлениями граждан.
Задачи работы:
1. Правовое регулирование обращений, жалоб и заявлений граждан;
2. Особенности разрешения обращений, жалоб и заявлений граждан.
1,200 руб.
Введение 3
1. Правовое регулирование обращений, жалоб и заявлений граждан 5
1.2. Проблемы регулирования работы с обращениями граждан 10
1.3. Работа с обращениями граждан в системе МВД России 15
2. Особенности разрешения обращений, жалоб и заявлений граждан 18
2.1. Рассмотрение обращения 18
2.2. Личный прием граждан 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы: 33
1,200 руб.
Сфера действия Федерального закона N 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон) ограничивается обращением граждан, т.е. физических лиц. Порядок рассмотрения обращений лиц в силу п. 3 ст. 1 Закона распространяется также на обращения иностранцев и лиц без гражданства.
Закон не конкретизирует правовой статус лица, выступающего субъектом обращения в органы власти. Это могут быть и участники хозяйственных товариществ и обществ (товарищи, акционеры, собственники долей уставного капитала организаций); лица, выполняющие управленческие и организационные функции в коммерческих и некоммерческих организациях (директор, председатель Совета директоров, член ревизионной комиссии и др.); представители организаций, действующие на основании имеющихся у них полномочий, и др. Обращение в органы власти конкретного лица, подающего заявление в защиту интересов организации либо выступающего представителем организации, не лишает его статуса физического лица и не влечет в силу положений рассматриваемого Закона какое-либо умаление его прав по сравнению с "обычным" заявителем-гражданином.
Кроме того, ч. 1 ст. 2 Закона дает право не только на индивидуальное, но и на коллективное обращение.
Таким образом, можно утверждать, что Закон распространяет свое действие на процедуру рассмотрения обращений, поданных в защиту интересов организаций их представителями или другими лицами.
Ключевой принцип приемлемости обращения к органам государственной власти Российской Федерации закреплен в ч. 2 ст. 2 Закона. Установлено, что осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Сформулированное положение корреспондирует ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, в соответствии с которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Данный принцип прежде всего конкретизируется в запрете злоупотребления правом на подачу обращения в органы власти.
Большинство обращений, не отвечающих данному принципу, можно именовать недопустимыми. Все недопустимые обращения влекут те или иные формы государственного реагирования. Недопустимое обращение причиняет или потенциально способно причинить вред правам и интересам других лиц.
Недопустимые обращения лиц к органам государственной власти можно классифицировать на виновные и невиновные.
Невиновные обращения - это недопустимые обращения, не подлежащие рассмотрению по Закону, однако предпринятые заявителем при отсутствии умысла причинения вреда другим лицам. Недопустимость таких обращений связана с юридической неграмотностью или неосведомленностью заявителя либо с проявленной им небрежностью.
Обращения, неподведомственные органам власти. Учитывая широкую компетенцию органов государственного аппарата, правомочных решать практически любой вопрос в сфере общественной жизни, законодатель относит к обращениям, не подлежащим рассмотрению в суде, только один вид обращений - жалобы на судебные решения. Очевидно, что судебные постановления, принимаемые самостоятельной и независимой ветвью власти, обладающей не менее широкой компетенцией, чем органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, не могут подвергаться ревизии со стороны последних. Более того, решения самих органов власти могут быть признаны судом незаконными.
Тем не менее участники гражданского или арбитражного процесса, не способные смириться с не удовлетворившим их решением суда, исчерпав процессуальные аргументы в споре или даже не прибегая к таковым, направляют свою активность в русло борьбы не со своим оппонентом, а с судьей, вынесшим, по их мнению, неправосудный судебный акт. Происходит это путем направления обращений в различные структуры, даже не наделенные процессуальными полномочиями (Судебный департамент, Квалификационные коллегии судей, Совет по правосудию при Президенте Российской Федерации и др.).
Обращение с пороком формы. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией (ч. 4 ст. 11 Закона).
Виновные недопустимые обращения представляют собой нарушение принципа непричинения вреда другим лицам реализацией принадлежащего заявителю права.
Анонимные обращения. На основании ч. 1 ст. 11 Закона в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Исключение сделано лишь для анонимных обращений, содержащих сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. Такие сообщения направляются в соответствующий государственный орган.
Оправданный негативный подход к анонимкам объясняется, на наш взгляд, презюмируемой законодателем недобросовестностью и злонамеренностью автора, пожелавшего остаться неизвестным.
Повторные обращения. На основании ч. 5 ст. 11 Закона в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу, в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее отправленные обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.
Думается, что любому органу или учреждению, так или иначе контактирующему с населением, известны заявители, которые буквально заваливают такой орган потоком жалоб и заявлений, имеющих идентичное содержание. Тяга к сутяжничеству (приобретающая в некоторых случаях форму психического расстройства) позволяет отдельным гражданам в течение длительного времени "шантажировать" органы власти своими надуманными обращениями. Предусмотренная законом мера выступит эффективным средством преодоления подобных ситуаций.
Заведомо ложные обращения - это обращения, содержащие сведения, полностью или частично не соответствующие действительности и предполагающие осведомленность заявителя о ложности излагаемых им фактов.
Пункт 15 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" содержал отсылочную норму об ответственности гражданина за подачу заявления или жалобы в клеветнических целях. Сейчас Закон предполагает взыскание с гражданина по решению суда расходов, понесенных в связи с рассмотрением обращения органами власти (ч. 2 ст. 16). Помимо имущественной ответственности за ненадлежащее обращение, лицо может также отвечать за клевету (ст. 129 УК РФ) и заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ).
Характерно, что Закон выделяет такую группу недопустимых обращений, как обращения, являющиеся злоупотреблением правом.
1,200 руб.
Список использованных источников и литературы:
I. Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с изм. от 21.07.2007). // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 21.04.2006) // Парламентская газета, N 70-71, 11.05.2006.
3. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 01.12.2007) О государственной тайне // Российские вести, N 189, 30.09.1993.
4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.12.2007 N 200. О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс
5. Приказ МВД РФ от 22.09.2006 N 750. Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.11.2006 N 8487) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 49, 04.12.2006
II. Литература
6. Бородин И.А., О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод // Военно-юридический журнал, 2007, N 8. – с. 34
7. Головацкая М.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан // Юрист, 2007, N 5. – с. 43
8. Иванов О.В. Осуществление гражданами права на информацию при направлении обращений в государственные органы // Право в Вооруженных Силах, 2007, N 3.
9. Кобзарев Ф. Обращения граждан: новеллы правового регулирования // Законность, 2007, N 7. – с. 23-26
10. Коломойцев Р. Заявление о преступлении: проблемы правоприменения // Законность. 2006. N 8. С. 7 - 10.
11. Комментарий к Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (постатейный) Р.Ч. Бондарчук, Е.В. Прокопьев, ЗАО Юстицинформ, 2007. – с. 120-123
12. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". - ООО "Новая правовая культура", 2006 г. – с. 220-221
13. Шиняева Н. Обратитесь в милицию // ЭЖ-Юрист, 2006, N 47. – с. 51-53
14. Юдин А. Обращение граждан в органы власти // ЭЖ-Юрист, 2006, N 29. – с. 22-25
1,200 руб.