Говоря о человеке и человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память - это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому так важно изучение механизмов памяти, особенно для таких областей как педагогика и воспитание.
Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом». Немов Р.С., стр150.
Стремиться понять то, как функционирует человеческая психика необходимо, особенно для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые помогут в работе с конкретным человеком. Ведь, чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно ему послужить и помочь.
Развитие памяти представляет собой процесс становления и изменения особых регуляторных образований, обеспечивающих содержательно - временную преемственность в деятельности человека, формирование плана актуального поведения с учётом задач предшествующих и предстоящих.
В данной работе будет дано определение того, что такое память, сделан обзор видов, основных свойств, качеств и механизмов памяти в свете психофизиологической теории памяти.
1,200 руб.
Введение.
Определение памяти:
а) Основные черты;
б) Индивидуальные различия.
Виды и формы памяти.
Теории памяти. Механизмы памяти.
Заключение
1,200 руб.
Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна какая-либо деятельность. И.М.Сеченов указывал, что «…без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». При некоторых психических заболеваниях наблюдаются глубокие расстройства памяти, когда больные не помнят, где они находятся, не знают, что они делали в этот день, совершенно не запоминают содержания несколько раз подряд прочитанной страницы. Эти факты показывают, что без прошлого опыта нарушается обычный ход жизни, люди становятся инвалидами. Франсуа Миттеран сравнил потерю памяти с потерей свободы.
В данной работе были кратко рассмотрены различные аспекты памяти в свете психофизиологии: определения памяти, её основные черты и характеристики, основные виды памяти и механизмы процессов, происходящих в памяти. Тем не менее, важно осознавать, что и после многолетних исследований механизмы памяти все еще недостаточно изучены, что даже те закономерности, которые удалось вывести, не всегда применимы к абсолютному большинству людей.
Процесс развития памяти в его качественном своеобразии, без ограничения возраста, даёт возможность широкого использования сравнительно - генетического метода применительно к произвольным и непроизвольным формам памяти. Вопрос о специфике функций памяти как свойства личности человека до сих пор представляет интерес для установления условий развития памяти на всех уровнях её функционирования. Когнитивные процессы не тождественны процессам развития памяти. Акты памяти являются функцией мозга с учётом анализа социально - детерминированных психологических механизмов функционирования памяти.
Мнение автора работы состоит в том, что к изучению человека, - особенно, если речь идет о его психике, - нужно подходить с достаточной долей смирения и осознания того, что каждый человек глубоко индивидуален и очень сложен.
Таблица, данная ниже, суммирует, что представляет собой понятие "память", которое кратко обсуждалось в данной работе.
1,200 руб.
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. 3-е издание. М.: 1999, 373с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. М.: 1988, 156с.
3. Крылов А.А. Общая психология. Санкт-Петербург, "Питер", 2000, 343с.
4. Крылов А.А., Маничева С.А.. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Санкт-Петербург, "Питер", 2000, 289с.
5. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М., 1974, 194с.
6. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., Изд-во Моск.ун-та, 1976, 253 с.
7. Макселон Юзеф. Психология. М.: “Просвещение”,1998, 425с.
8. Максименко С.Д., Соловьяненко В.О. Загальная психология. Киев, «МАУП»,2000, 246с.
9. Немов Р.С. Общие основы психологии, кн.1. М.: «Просвещение»,1994, 235с.
10. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. - М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, 448с.
11. Петровский А.В. Дверь, открытая в прошлое. ( О памяти). М.: «Знание», 1962.
12. Психология памяти /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М.: «ЧеРо», 2000, 816 с., ил. (Серия: Хрестоматия по психологии).
13. Фрадкина Ф.И. Память и представления./Общая психология. (Учеб. пособ. д/студ. пед. ин-тов). Под ред. В.В.Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Просвещение», 1973, 351 с.,ил.
14. Хофман Иоахим. Активная память: Эксперимент. исслед. и теория человеч. памяти: Пер. с нем./Общ. ред. и предисл. Б.М.Величковского и Н.К.Корсаковой. - М.: «Прогресс», 1986, 312с., схемы. - (Обществ. науки за рубежом: Психология.)
15. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти./Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1979, 272 с.
16. Шаталов В.В. Память и возможности ее развития. Киев, 1997, 120с.
17. Ясперс Карл. Общая психопатология. М.: «Практика», 1997, 218с.
1,200 руб.