В последние годы менеджмент организации претерпевает в России значи-тельные изменения, превращаясь в реальный фактор развития бизнеса в раз-личных областях экономики. Динамичные изменения организационно-правовых условий бизнеса в стране, усиление конкуренции и повышение требований к качеству продукции и сервиса убедительно свидетельствуют о том, что только эффективный практический менеджмент способен обеспечить сохранение и ус-тойчивое развитие организации. В этой связи представляет практический инте-рес изучение основных школ и научных подходов, применяемых менеджмен-том. Об этом пойдет речь в данной работе.
Цель данной работы – кратко охарактеризовать основные школы и науч-ных подходы, разработанные и применяемые менеджментом. С учетом специ-фики заданной темы структура работы позволяет последовательно рассмотреть основные этапы развития теории и практики менеджмента (часть 1), основные научные подходы, используемые современным менеджментом (часть 2), тео-рию и практику отечественного менеджмента (часть 3).
Затронутые нами вопросы достаточно хорошо освещены в современной экономической литературе и широко дискутируются в прессе. При подготовке данной работы в основном использованы материалы из специализированной учебной и практической литературы по менеджменту.
750 руб.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Основные этапы развития теории и практики менеджмента:
1.1. Предпосылки возникновения научного менеджмента . . . . . . . . . 4
1.2. Принципы научного управления Тейлора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.3. Система поточного производства Форда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.4. Теории администрации Файоля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Основные научные подходы, используемые современным
менеджментом:
2.1. Школа человеческих отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2. Теория Х и теория Y . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.3. Метод исследования операций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.4. Теория систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.5. Метод анализа ситуаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3. Теория и практика управления в СССР и современной России:
3.1. Первые десятилетия советской власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2. Послевоенный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.3. Современный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
750 руб.
1. До начала XX в. целостной теории управления не существовало, работа инженера, администратора была скорее искусством, основанным на интуиции. Научные основы управления производством были заложены в 1911 г., когда американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор опубликовал книгу «Прин-ципы научного управления».
2. Дальнейшим этапом развития научного менеджмента стала вторая поло-вина ХХ века, когда появились следующие теории:
• школа человеческих отношений, которая рассматривает человеческий фактор как основной элемент эффективности управления;
• теория аспектов взаимоотношений между руководителем и подчиненны-ми: теория X и теория Y;
• метод исследования операций: создание модели реальной управленческой ситуации или объекта исследований;
• теория система, которая определяет общие принципы управления в лю-бых системах;
• метод анализа ситуаций, изучающий факторы внешнего воздействия, ко-торые влияют на эффективность работы организации.
3. В нашей стране интенсивный поиск оптимальных методов управления социалистическим народным хозяйством продолжался все годы советской вла-сти вплоть до пресловутого периода застоя. В итоге была сформулирована и четко отлажена советская теория и практика управления, отвечающая требова-ниям административно-командной системы. В настоящее время российский менеджмент переживает крайне трудный период своего становления. Его глав-ная задача - выработка системы стабилизаторов и управленческих заготовок, которые позволяют остаться на плаву в самых немыслимых условиях.
750 руб.
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2003.
2. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2005.
3. Основы менеджмента / Под редакцией Д.Д. Вачугова. М.: Высшая школа, 2005.
4. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. М.: Дашков и К, 2008.
5. Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент (в схемах). Ки-ев: МАУП, 2003.
750 руб.