Актуальность выбранной темы заключается в том, что во все времена государство заботилось о сохранении своих секретов, особенно в той сфере человеческой деятельности, где субъекты стремятся противоположным целям и противодействуют друг другу в их достижении. Не является исключением оперативно-розыскная работа, так как она сопряжена с информацией, потеря и разглашение которой, может дать значительное преимущество лицам, замышляющим, подготавливающим, совершающим либо совершившим преступления.
Одним из эффективных способов сохранения в тайне сведений ограниченного распространения является конспирация, которая позволяет скрыть от неограниченного круга субъектов легитимные действия правоохранительных органов по предупреждению и раскрытию преступлений. Подтверждением сказанного является многовековая история борьбы с преступностью которая наглядно свидетельствует, что своевременное применение мер конспирации обеспечивает безопасность граждан, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и оказывает благотворное влияние на результативность проводимых оперативно розыскных мероприятий.
Вместе с тем, несмотря на значительный опыт, имеющийся в оперативных подразделениях правоохранительных органов, задача по разработке системы мер конспирации далека от решения. Это касается формирования категориального аппарата, теоретического осмысления накопленного практического опыта и разрешения существующих коллизий современное законодательства в сфере борьбы с преступностью.
С развитием современного законодательства юридический язык пополнился правовым термином — «конспирация».
Впервые, он был использован в Законе РФ от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», затем эта правовая категория нашла отражение в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ и в иных нормативных правовых актах: Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»; Федеральном законе от 27 мая 1996 № 57-ФЗ «О государственной охране»; Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» и др.
Достаточно часто этот термин используется и в ведомственном нормативном регламентировании правоохранительных органов.
Однако, несмотря на столь частое использование данного термина в законодательных и ведомственных нормативных правовых актах, в настоящее время ни в одном из них, не сформулирована его дефиниция, а он сам употребляется как общепризнанный и не требующий пояснения.
В большинстве толковых словарей русского языка конспирация (от лат. conpiratio — заговорщик) определяется в двух основных значениях: как методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне ее деятельности и членов; тайная подпольная антиправительственная деятельность, как соблюдение тайны; соблюдение и строгое сохранение тайны; скрытность, соблюдение тайны.
В разное время к вопросам применения конспиративных методов, способов и средств в ОРД обращались С.Д. Соловьев, С.И. Бабушкин, С.Ф. Марков (50-е годы прошлого века), Д.В. Гребельский, А.Г. Лекарь и др. (60-е годы), В.Г. Бобров, М.П., Лапшин, С.С. Овчинский, Г.К. Синилов, Ю.В. Солопанов и др. (70-80-ые годы). Значительный вклад в развитие теоретических основ в разработку этих проблем внесли В.Н Атмажитов, Б.Е. Богданов, К.К. Горяинов, Ю.С. Блинов, О.А. Вагин, А.И. Гуров, Н.С. Железняк, В.П. Илларионов, И.А. Климов, В.П. Кувалдин, В.Н. Омелин, О.П. Кириллов, Б.П. Михайлов, К.М. Тарсуков и др.
Труды этих ученых составили теоретическую базу исследования.
Вместе с тем, анализ литературных источников свидетельствует о недостаточной разработанности правовых и организационно-тактических основ реализации принципа конспирации в ОРД, особенно в современных условиях, когда возрастает криминальный потенциал противодействия организованной преступности, изощренность методов проникновения во властные структуры, уровень замаскированности и конспирации преступных действий. Нуждается в теоретическом осмыслении, анализе и методическом воплощении такие понятия, как правила конспирации в ОРД, методы, способы и средства обеспечения конспирации в агентурной работе и осуществлении ОРМ, защите сведений о субъектах ОРД и т.д.
Цель исследования состоит в рассмотрении принципа конспирации в оперативно-розыскной деятельности, наряду с вопросами осуществления режима секретности.
Для решения заданной цели нам нужно решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть историко-правовой аспект возникновения и развития уголовного сыска и проявления принципа конспирации;
- рассмотреть правовое регулирование защиты государственной тайны и обеспечения режима секретности в оперативно-розыскной деятельности;
- дать понятие и уяснить значение принципа и правил конспирации в оперативно-розыскной деятельности;
- рассмотреть цель и задачи ведомственного контроля за соблюдением режима секретности и конспирации в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий;
- рассмотреть осуществление прокурорского надзора за соблюдением режима секретности и конспирации в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий;
- выяснить виды ответственности, наступающие за нарушение режима секретности и правил конспирации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе применения принципа конспирации в оперативно-розыскной деятельности.
Предметом исследования выступает сущность и правовые основы обеспечения конспирации в оперативно-розыскной деятельности.
Методологической основой исследования стали методы научного познания: историко-генетический метод анализа, метод логического анализа, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический и системный.
Нормативную базу исследования составляет Конституция Российской Федерации, законодательство, определяющее правовые основы обеспечения конспирации в оперативно-розыскной деятельности.
Структура и объем работы обусловлены целью исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключении работы отметим, что для окончательного решения вопроса о том, что же представляет собой понятие «конспирация» необходимо установить (выделить) видовой признак (группу признаков), свойственный только этому понятию и отсутствующий в других понятиях, относящихся к тому же роду.
Необходимо сказать, что сохранять и соблюдать государственную и служебную тайну можно не только путем обеспечения конспирации, но и путем соблюдения режима секретности. На наш взгляд, эти понятия входят в качестве вида в родовое понятие сохранение и соблюдение тайны. В этой связи необходимо выделить отличительные особенности конспирации, как специфической деятельности, отличающие ее от других смежных направлений.
По нашему мнению, действию субъекта обеспечения конспирации присущи следующие специфические признаки, которые отличают его от режима секретности:
1. Режим секретности соблюдается путем выполнения предписаний, содержащихся в нормативных правовых актах различного уровня, которые строго регламентируют порядок работы (разработки, получения, хранения, пользования) с документами ограниченного распространения, допуск к ним отдельной категории сотрудников и др. То есть режим секретности характеризует исключительно организационно-правовой аспект деятельности соответствующих органов.
В свою очередь, термин «конспирация» характеризует деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, направленную на выполнение определенных правил, обоснованных практикой приемов, лежащих преимущественно в области техники борьбы, когда противоборствующие стороны стремятся достичь противоположных результате. В этой связи, конспирацию характеризует, в большей степени, организационно-тактический аспект деятельности.
Из вышесказанного вытекает отличие режима секретности и конспирации, которое заключается в том, что все действия, направленные на соблюдение режима секретности строго регламентированы нормативно-правовыми предписаниями, что абсолютно противоречит правилам соблюдения конспирации, которые не возможно нормативно урегулировать в связи с тем, что нельзя учесть все оперативно-тактические ситуации, с которыми сталкивается сотрудник оперативного подразделения. Даже совершенный нормативный акт, разработанный на основе передовых теоретических исследований и практического опыта, никогда не сможет обеспечить эффективного применения сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, ибо не в состоянии учесть конкретную оперативную обстановку, в которой должна осуществляться эта деятельность.
Режим секретности и конспирация отличаются также и субъектами их осуществления. Так, режим секретности должны соблюдать сотрудники, которые допущены к сведениям ограниченного распространения, что имеет место в различных, в том числе не оперативных подразделениях и службах. Конспирация, в свою очередь, обеспечивается только действиями субъектов оперативно-розыскной деятельности, выполняющих оперативно-розыскные функции.
Отличие режима секретности от конспирации заключается и в том, что он носит исключительно односторонний характер, так как его обязаны соблюдать только сотрудники, допущенные к совершенно секретным и секретным сведениям. В противовес этому, конспирация представляет собой деятельность и соответственно обязанности нескольких сторон, где наряду с сотрудником оперативных подразделений, определенными правами и обязанностями наделены и лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, отличается и круг субъектов, информационную осведомленность которых об определенных сведениях, относящихся к государственной и служебной тайне необходимо ограничить.
Кроме того, нам представляется, что только от активности субъекта конспирации, его воли и разума, в первую очередь, профессиональной подготовки, зависит то, что будет ли обеспечена конспирация, а также достигнуты ее цели. Именно активностью действий конспирация отличается от режима секретности, для которой достаточно оградить доступ посторонних лиц (не допущенных к тем или иным сведениям) к документам ограниченного распространения, а также обеспечить надлежащим образом сохранение содержащихся в них сведений. Вышеперечисленные действия можно осуществить как активно (оформление права сотрудника на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществление контроля за процессом прохождения документов, начиная с его оформления и регистрации и заканчивая списанием и дальнейшим хранением и т.д.), так и пассивно (содержание документов в закрытом сейфе, секретной информации на специальных носителях и т.д.).
Таким образом, основными видовыми отличиями конспирации является активная деятельность субъектов, осуществляющих оперативные функции, носящая исключительно организационно-тактический характер.
Залогом надлежащего обеспечения режима секретности является не только система защиты государственной тайны: порядок ведения секретного делопроизводства в органах внутренних дел, соблюдения принципа и правил конспирации, правила оформления допусков сотрудников к сведениям, составляющим государственную тайну и т.д., но и знание служебных обязанностей работниками, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну, а также контроль, осуществляемый в целях изучения и оценки фактического состояния сохранности секретных сведений и состояния конспирации.
Сотрудники, допущенные к работе с секретными сведениями, обязаны знать и неукоснительно соблюдать требования по обеспечению режима секретности, которые нормативно закреплены и объявлены Приказом МВД РФ «О мерах по обеспечению режима секретности в ОВД РФ» № 015 от 15 марта 2005 г. и другими ведомственными нормативными актами. Защита государственной тайны является юридической обязанностью и профессиональным долгом сотрудников органов внутренних дел.
Учитывая, что в правовую базу, посредством которой регулируются различные аспекты деятельности по защите государственной тайны входят десятки законов и сотни подзаконных актов, в настоящее время проводится работа по их унификации и совершенствованию. В частности, вносится ряд изменений в Инструкцию по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.
Так, в целях упорядочения лицензионной деятельности планируется включить норму, предусматривающую, что органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления и воинские части Вооруженных Сил Российской федерации, других войск и воинских формирований, созданных в целях обороны страны, проводят работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, без получения лицензий. В целях допуска их к таким работам будет проводиться проверка наличия соответствующих условий для их функционирования и размещения.
Планируется расширить права режимно-секретных подразделений, предусмотрев, что они могут вносить на рассмотрение руководству предложения по реорганизации своей структуры, численности и персональному составу работников, а также о привлечении сотрудников других структурных подразделений к разработке и выполнению мероприятий по обеспечению режима секретности.
Следует отметить, что в настоящее время в рамках совершенствования федерального законодательства проводится работа по внесению изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
Следует отметить, что Закон Российской Федерации «О государственной тайне» в основном позволяет обеспечить решение задач, связанных с деятельностью по защите государственной тайны в Российской Федерации.
В МВД России проводится работа по совершенствованию ведомственной нормативной базы, особенно касающейся обеспечения секретности и конспирации в оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции.
Все это вписывается в осуществляемую в МВД реформу совершенствования структуры органов внутренних дел, оптимизации управленческой деятельности, определения основных стратегических направлений по борьбе с преступностью, укреплению правопорядка и решению других актуальных задач.
3,000 руб.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации ((принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).
3. Концепция защиты государственной тайны в Российской Федерации от 16 апреля 2007 г. № 125.
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № 1895-ПР.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации часть I от 30 ноября 1994 года в ред. ред. от 01.12.2007)//СЗ РФ - 03.12.2007.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть II от 26 января 1996 года в ред. от 06.12.2007) //СЗ РФ - 10.12.2007.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть III от 26 ноября 2001 года в ред. от 29.11.2007// СЗ - 03.12.2007.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть IV от 18.12.2006 в ред.08.11.2008.
9. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 22 ноября 2001 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 11. ст. 4583.
10. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 22.07.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. ст. 5648.
11. ФЗ РФ от 18 апреля 1991г. N1026-I "О милиции" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991г. - N16. - Ст. 503.
12. ФЗ РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (ред. от 01.12.2007) «О государственной тайне» // "Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.
13. ФЗ РФ от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) // Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
14. ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.
15. ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // РГ № 165. 02.08.2006.
16. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (действует в редакции Указа № 90 от 11 февраля 2006г.).
17. Указ Президента Российской Федерации от 6октября 2004 г. г. № 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны».
18. Указ Президента Российской Федерации от 07 февраля 2008 г. № Пр-212 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации».
19. Распоряжение Президента Российской Федерации от 16 апреля 2005 г. № 151-ПР «Об утверждении перечня должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 608 «О сертификации средств защиты информации».
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1997 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан России к государственной тайне».
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1 г. «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации».
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. № 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации».
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам. Допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».
26. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
27. Приказ МВД России от 20 декабря 1995 г. № 490дсп «О введении в действие Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».
28. Приказ МВД России от 22 мая 1996 г. № 004 «О мерах по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел».
29. Приказ МВД России от 15 декабря 1997 г. № 825дсп «Об утверждении документов, регламентирующих порядок обращения со служебными сведениями ограниченного распространения» (пп. 7 и 76 отменены приказом МВД России от 2 марта 2002 г. № 200дсп «Об утверждении развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию Министерством внутренних дел Российской Федерации» (с приложениями №№ 1, 3).
30. Приказ МВД России от 5 апреля 2000 г. № 017 «Об организации архивной работы с документами оперативного производства».
31. Приказ МВД России от 5 июля 2001 г. № 029 «Об утверждении Временного наставления по технической защите информации в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
32. Приказ МВД России от 26 декабря 2003 г. № 1020 «О дополнительных мерах по совершенствованию контроля за выполнением документов и поручений в МВД России» (с изменениями в соответствии с приказом МВД России от 4 декабря 2006 г. № 987 «О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации»).
33. Приказ МВД России от 28 декабря 2004 г. № 1065 «Об утверждении Инструкции по рассекречиванию архивных документов, образующихся в системе МВД России».
34. Приказ МВД России от 15 марта 2005 г. № 015 «О мерах по укреплению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации».
35. Приказ МВД России от 16 мая 2005 г. № 383 «Об утверждении Положения о Центральной экспертной комиссии МВД России по режиму секретности и ее составе».
36. Приказ МВД России от 5 октября 2005 г. № 815 «Об организации и проведении инспектирования и контрольных проверок органов внутренних дел».
37. Приказ МВД России от 12 мая 2006 г. № 340 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности подразделений Министерства, органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения».
38. Приказ МВД России от 21 июля 2006 г. № 580 «Об утверждении Инструкции по обеспечению особого контроля в системе органов внутренних дел Российской Федерации».
39. Приказ МВД России от 5 октября 2006 г. № 780 «Об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России на территории Российской Федерации» (с изменениями в соответствии с приказом МВД России от 22 февраля 2007 г. № 189 «О внесении изменений в Инструкцию об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 5 октября 2006 г. № 780»).
40. Приказ МВД России от 29 января 2007 г. № 06 «О дополнительных мерах по укреплению режима секретности в подразделениях Центрального аппарата МВД России, в подразделениях непосредственно подчиненных МВД России».
41. Совместный приказ МВД и ФСБ России от 20 ноября 2006 г. № 951дсп/559дсп «Об организации и порядке лицензирования деятельности подразделений системы МВД России, территориальных органов и организаций ФМС России по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (с приложением - инструкцией)».
42. Приказ МВД России от 4 декабря 2006 г. № 987 «О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями в соответствии с приказом МВД России от 2 апреля 2007 г. № 318 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России»).
43. Приказ МВД России от 27 августа 2007 г. № 750дсп «Об утверждении развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию Министерством внутренних дел Российской Федерации по системе органов внутренних дел, внутренним войскам МВД России и ФМС России».
44. Приказ МВД России от 13 июня 2007 г. № 519 «Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников ОВД РФ, допущенных к государственной тайне».
45. Совместный приказ МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».
Специальная и учебная литература:
1. Андреевский И.Е. Полицейское право. СПб., 1874.
2. Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскного мероприятия: Лекция. – М.: Академия управления МВД России, 2003.
3. Волченков В.В. , Михайлов Б.П., Нетреба В.А. Система защиты государственной и служебной тайны в органах внутренних дел. Субъекты защиты информации в ОВД и их обязанности: Фондовая лекция. - М.: МосУ МВД России, 2004.
4. Голубев А.А. Сыскной приказ. Общественный быт и судопроизводство. М., 1884.
5. Гуров А.И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. М., 2006.
6. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2007.
7. Жаров С.Н. методы прикрытия внутренней агентуры корпуса жандармов Российской империи. Проблемы человека в историческом процессе // Учебные записки.- Челябинск: ЮУрГУ, 1999.
8. Изутин В.В. Обеспечение режима секретности в органах внутренних дел // Вестник МВД России. – 2007, № 3.
9. История органов внутренних дел дореволюционной России. М., 1984.
10. Книжникова А.Н. Система защиты государственной тайны, способы и методы обеспечения ее сохранности в органах внутренних дел: Лекция, М.: МосУ МВД России, 2008.
11. Конспирация в оперативно – розыскной деятельности: вопросы теории. Предпринт /Павличенко Н.В – М.; Изд Дом Шумиловой И.И., 2008.
12. Кошель П.А. История сыска в России. Минск, 1996.
13. Лебедев В.И. Искусство раскрытия преступлений. СПб., 1909.
14. Лурье Ф. Полицейские и провокаторы. СПб., 1992.
15. Маликова О.В., Синилов Д.К. Ведомственный контроль и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел: Фондовая лекция. - М.: МосУ МВД России, 2004.
16. Михайлов Б.П., Сермягин К.А., Тарсуков К.М. Оперативно-розыскная деятельность ОВД. Альбом схем: Учеб.-практ. пособие. – М.: МА МВД России, 2000.
17. Михайлов Б.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: актуальные проблемы и пути их решения: Монография. – М.: МосУ МВД России, 2003.
18. Михайлов Б.П., Синилов Д.К., Меринова С.А. О некоторых актуальных проблемах обеспечения сохранности государственной тайны в оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции // Межвузовский сборник научных трудов. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2007.
19. Михайлов Б.П., Книжникова А.Н., Меринова С.А. Правовые и организационно-тактические основы обеспечения режима секретности и соблюдения конспирации в оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции: Учеб. пособие. – М.: МосУ МВД России, 2008.
20. Мулукаев Р.С. Полиция в России (IX - нач. ХХ вв.). Нижний Новгород, 1993.
21. Мулукаев Р.С. Система органов внутренних дел дореволюционной России. М., 1978.
22. Мулукаев Р.С. Полиция и -портные учреждения дореволюционной России. М., 1964.
23. Мулукаев Р.С., Голубинский В. Сказ о сыске. // Советская милиция. 1990.
24. Организация и деятельность уголовного сыска в дореволюционной России (конец XIX - начало XX вв.). М., 1984.
25. Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. М.,1980.
26. Павличенко Н.В. Формирование теоретического подхода к определению понятие «конспирация» // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием (14-15 февраля 2008г); в 2-х частях. Красноярск: Изд-во СибЮИ МВД России 2008.
27. Павличенко Н.В. К вопросу формирования теоретического подхода к определению понятия «конспирация» // Оперативник (сыщик). – М., 2008; 1 (14).
28. Павличенко Н.В. Принципы конспирации оперативно - розыскной деятельности // Полицейское право. Научно-практический журнал. – Омск: Изда-во Омск. юрид. Ин-та, 2005г .№3(3).
29. Павличенко Н.В. Правила конспирации (подходы к решению проблемы) // актуальные проблемы борьбы с преступлением и иными правонарушениями. Материалы четвертой международной научно-практической конференции 27 апреля 2006г., - Барнаул: Изда-во барнаул юрид. Ин-та МВД России. 2006.
30. Памятники русского права. М., 1957. Вып. VI.
31. Полиция и милиция в России: страницы истории. М., 1995.
32. Публикации Перегудовой З.И. Тайны политического сыска. Инструкция по организации и ведению внутренней агентуры. - СПб, 1992.
33. Сафонов О.А. Активность и наступательность действий - во главу угла // Оперативно-розыскная работа.- 2007. - № 2.
34. Сизяков М.И. История полиции России (1718-1917). Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века. Вып.1. М., 1992.
35. Снигирев И. Безопасность и полиция. Витебск, 1912.
36. Тарасов И.Т. Полиция в эпоху реформ. М., 1885.
37. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. – М.: Инфра, 2006.
38. Трофимов А.Е. О состоянии агентурно-оперативной работы подразделений уголовного розыска и некоторых мерах по ее совершенствованию // Оперативно-розыскная работа. – 2007. - № 1.
39. Федоров К.Г., Ярмыш А.Н. История полиции дореволюционной России. Ростов-на-Дону, 1976.
40. Шумилов А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. — М., 2006.
41. Юшков М.В. История государства и права СССР. М., 1950.
42. Якуб М. Л. О понятии принципа уголовного права и уголовного процесса. М. 1976.
3,000 руб.