Готовая дипломная работа
на тему:«Обучение чтению как средство формирования коммуникативной культуры учащихся»
Цена: 2,000 руб.
Номер: V3107
Предмет: Филология
Год: 2002
Тип: дипломы
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Обучение чтению на начальном этапе является актуальной проблемой в современной методике преподавания английского языка. К сожалению, чтению не уделяется в настоящее время должное внимание в методике обучения иностранным языкам, хотя выделены виды чтения, определены трудности, связанные с обучением чтению на иностранном языке, и пути их преодоления, рассмотрены организационные формы. Практика нуждается в дальнейшей разработке вопросов по обучению чтению.
Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием "жизнь". Образование согласно этим правилам означало умение жить по законам природы, а природа в свою очередь включала в его представлении и человека в его взаимоотношениях с другими людьми, с живой и неживой средой обитания.
Коренное изменение средств массовой коммуникации и информации привело к тому, что современные школьники познают мир совсем по-иному, чем поколения их отцов. Во-первых, их общение не ограничивается тем пространством, в котором они живут; во-вторых, они познают не только те реалии, с которыми их хотели бы познакомить взрослые. Сегодняшние дети живут в окружении техносферы, которая связывает их с миром и с помощью которой они познают мир. Но исследования показали, что лишь 20% информации, которой владеет современный человек, усваивается им из средств массовой коммуникации. Откуда же черпает он остальные 80%? Ответ: по каналам межличностного общения. Таким образом, и сегодня общение по-прежнему остается основой человеческого познания. Причем межличностное общение – не только важнейший источник информации. Оно оказывает существенное влияние и на восприятие тех знаний, которые школьник получает по другим каналам – в частности в учебно-воспитательном процессе школы, в процессе практического освоения мира, из средств массовой коммуникации. И наконец, общение во многом определяет интерес к знаниям вообще, получаемым из любых источников.
Школьники в своем подавляющем большинстве мало читают как на родном языке, так и на иностранном. По данным социологических исследований последних лет в круге школьных интересов литература занимает только третье место. О снижении роли чтения на родном языке в пользу аудиовизуальных развлечений свидетельствует социоопрос московских школьников. Кино, телевизор, эстрада и рок идут впереди книг. Результаты анкетирования старшеклассников по чтению на иностранном языке также неутешительны: только 19% подростков читают дополнительную литературу на английском языке. При этом чтение на иностранном языке характеризуется низкой интенсивностью: за 6-7 лет обучения в среднем прочитано по одной книжке. Практика и специально проведенные О. Д. Кузьменко и Г. В. Роговой наблюдения свидетельствуют о том, что программные требования по чтению на иностранном языке многими учителями полностью не выполняются. Учащиеся, окончившие школу, плохо владеют как техникой чтения, так и пониманием прочитанного. Основная причина, по мнению методистов, заключается в том, что за последние годы очень мало выделялось внимания самой разработке методике чтения на иностранном языке в новых условиях. Основное внимание теперь уделяется развитию навыков устной речи, и невольно учитель всю работу над чтением подчиняет решению этой задачи. Чтение на уроках утрачивает свою самостоятельность и превращается в атрибут устной речи, а материал для чтения лишь дополнительный стимул для развития навыков говорения. Обучение чтению как процессу извлечения информации из печатного источника подменяется «проработкой» материала чтения вслух, вопросно-ответной работой, переводом, пересказом. Чтению как виду речевой деятельности почти не учат, а ведь программа ставит перед учителем задачу учить беспереводному чтению. Устная речь, конечно, не вытеснила чтение, но подчинила его себе, чего не должно быть. Чтение является подконтрольным, становясь для учеников вынужденным и не очень желательным. «Школьная информация», - по мнению А. Г. Асмоловой и Г. А. Ягодиной, – «во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает чувства». Желаемое, безотчетное чтение, которое затрагивает личностные стороны чтеца Г. В. Рогова и Г. Н. Ловцевич предлагают обозначать как личностное чтение, которое, к сожалению, не пользуется успехом в современных школах. Следовательно, одной из серьезнейших задач методики является и решение этой проблемы. Обучение иностранным языкам в настоящее время связано с усилением его коммуникативной направленности, под которым понимается направленность на речь, но не как самоцель, а как форму общения. Одним из проявлений коммуникативной направленности обучения иностранным языкам является осознание учащимися коммуникативной значимости выполняемых ими учебных действий.
В работе предпринята попытка рассмотрения недостаточно изученной методико-педагогической проблемы – проблемы формирования коммуникативной культуры учащихся уже на раннем этапе изучения иностранного языка (на этапе обучения чтению). Диалог занимает значительное место в интеллектуальном и нравственном развитии человека (Бубер, Бахтин и др.). Диалогическая теория ценностей в современной культуре рассматривает обмен в качестве основной человеческой деятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, интересом современной методики к коммуникативно-ориентированному подходу в обучении иностранному языку, а с другой – недостаточной разработанностью методик формирования коммуникативной культуры у школьников на начальной стадии овладения иностранным языком.
Целью данной работы является рассмотрение и разработка активных методов обучения чтению на начальном этапе, которые соответствуют главному направлению обучения иностранным языкам: формированию навыков и умений коммуникации, организации речевого общения на занятиях.
Поэтому мы ставим следующие задачи в своем исследовании:
1. Выявить сущностные характеристики понятия коммуникативная культура; определить пути и средства формирования коммуникативной компетенции и развития коммуникативных навыков.
2. Изучить теоретический материал, существующий в области обучения чтению на начальном этапе.
3. Выявить принципиальные различия современных методик обучения чтения на иностранном языке.
4. Разработать серию упражнений по обучению чтению на начальном этапе.
Предмет исследования – формирование коммуникативной культуры учащихся. Объект исследования – процесс обучения чтению на начальном этапе.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод наблюдения, педагогический эксперимент.
Подробное описание структуры коммуникативной компетенции при обучении чтению составляет научную новизну результатов нашей работы. В исследовании описаны конкретные приемы и шаги по развитию коммуникативной культуры школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации методических подходов к обучению чтению на иностранном языке, в обосновании коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку, а также описании педагогического общения как средства формирования коммуникативной культуры учащихся.
Практическая значимость работы состоит в разработке серии дидактических игр для обучения чтению на иностранном языке, также в исследовании предложены упражнения по овладению техники чтения. В качестве содержания обучения чтению разработаны четыре группы упражнений: направленные на овладение графикой написания букв и буквосочетаний; на развитие умений соотносить букву/буквосочетание со звуком/звукосочетанием; на овладение орфографией слов; на развитие умений чтения. Третья глава исследования полностью посвящена различным отечественным и зарубежным практическим методикам пошагового или погружающего обучения чтению. Полученные в исследовании результаты могут представлять интерес для разработки различных типов методических пособий для школьных преподавателей иностранного языка.
Структура исследования: работа состоит из Введения, трех глав («Формирование коммуникативной культуры школьника как педагогическая проблема»; «Реализация коммуникативного подхода в обучении чтению на английском языке»; «Методики обучения чтению»), Заключения и Списка использованной литературы.
Похожие работы:
Народное творчество как средство формирования нравственной культуры личности младшего школьника ➨
Актуальность. Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс ...
Внеклассная работа по чтению как средство развития интереса к чтению младших школьников ➨
Актуальность. На современном этапе становления образования подчеркиваются две функции книги в жизни общества ...
Аудирование как средство формирования коммуникативной ком-петенции младших школьников ➨
Введение
Тема данного исследования, аудирование на начальном этапе обуче-ния, является одной из самых актуальных ...
1. Психолого-педагогический подход к обучению глухих детей со сложной структурой дефекта
1.1. Психологические ...