Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Психическая жизнь ребенка начинается еще в пренатальном периоде. Тактильная чувствительность, чувствительность к прикосновению появляется у плода к концу девятой недели, к исходу 14-й недели вся кожная поверхность его тела реагирует на поступление тактильной информации, а к четвертому месяцу внутриутробной жизни организм плода начинает фиксировать состояние мышц. Ребенок слышит звуки и вздрагивает при резких и громких звуках. Задолго до рождения психика ребенка проходит определенный путь развития.
Развитие пренатальное - внутриутробное развитие плода, которое затрагивает и развитие психическое. В это время развиваются чувствительность болевая, температурная и сенсорная (в частности, звуковая), а также моторика. На последних месяцах беременности рецепция и моторика находятся физиологически и функционально на достаточном уровне зрелости, чтобы обеспечивать адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после рождения [21,c.8-10].
В настоящее время становиться актуальным исследование психического развития ребенка. Развитие психики ребенка - сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и сециальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, крое протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физнологич. и психологич. особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой.
Анализ практики показывается, что в настоящее время существует масса исследований, касающихся развитию ребенка после рождения – на этапе младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста. По нашему мнению, недостаточно четко описаны особенности развития психики ребенка на этапе внутриутробного развития – в пренатальный период. Можно выявить противоречие между необходимостью исследования особенностей развития психики ребенка в пренатальный период с целью изучения возможностей влияния и формирования психики ребенка уже до рождения и недостаточностью данных исследований в современной науке. Социальная значимость, актуальность, недостаточная систематизированность имеющихся данных и обусловил выбор темы нашего исследования: «Психическое развитие ребенка в пренатальный период».
На основании вышеизложенного противоречия мы можем сформулировать проблему исследования: каковы особенности и этапы развития психики ребенка в пренатальный период?
В нашем исследовании мы постараемся систематизировать имеющиеся сведения по проблеме психического развития ребенка в пренатальный период и представить поэтапно развитие ребенка и его психики от момента зачатия и до рождения. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Целью нашего исследования стало теоретическое исследование особенностей психического развития ребенка в пренатальный период.
Объект исследования: пренатальное развитие ребенка.
Предмет исследования: развитие психики ребенка в пренатальный период.
Проблема, объект и предмет исследования обусловили постановку и последовательно решение следующих задач:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования рассмотреть сущность пренатального развития ребенка и рождения;
2. рассмотреть особенности развития органов чувств в пренатальный период;
3. дать сущностную характеристику развитию психической деятельности в пренатальном периоде;
4. охарактеризовать эмбриогенез и развитие психического отражения;
5. выделить этапы развития психики ребенка в пренатальный период.
В процессе выполнения работы нами были использованы теоретические методы исследования: анализ научных теоретических разработок и исследований по проблеме развития психики ребенка в пренатальный период, систематизация имеющихся данных, моделирование общих и частных гипотез.
В процессе выполнения работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Акимушкин Е., Брехман Г.И., Брутман В.И., Добряков И. В., Сапогова Е.Е., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю., и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование развития ребенка в пренатальный период 6
1.1Пренатальное развитие и рождение 6
1.2Развитие органов чувств в пренатальный период 19
Глава 2. Психическое развитие ребенка в пренатальный период 22
2.1 Развитие психической деятельности в пренатальном периоде 22
2.2 Эмбриогенез и развитие психического отражения 24
2.3 Этапы развития психики ребенка в пренатальный период 26
Заключение 29
Список литературы 33
1,200 руб.
В биологии и медицине человеческое существо до рождения принято называть зародышем, эмбрионом, плодом (в зависимости от срока). В психологии и новом направлении педагогики, которая получила название «пренатальная педагогика» (то есть воспитание до рождения). В последнее время чаще говорят «внутриутробный ребенок». Этим подчеркивается отношение к развивающемуся существу как настоящему человеку, не только будущему, но уже существующему, чувствующему, способному к взаимодействию с матерью. Когда речь идет о ребенке, родителям легче представить его себе, понять, что с ним происходит, почувствовать это.
Пренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики. Темпы этих изменений поистине фантастические: через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в две недели его тельце всего 2 мм, в три недели – 4 мм, в 4 – уже 8 мм, а к концу второго месяца достигает 8 см! Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. Если бы темпы роста во время беременности сохранялись такими же, как на втором месяце, но новорожденный весил бы около 14 тонн – вдвое больше крупного слона.
Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения.
В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках.
Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев – это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» – соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них.
К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.
Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.
Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.
По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения – это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.
Таким образом, в результате проведенного теоретического анализа научной литературы мы смогли выявить, что психика человека развивается задолго до рождения на свет. Еще в утробе матери, в пренатальном периоде происходит закладка психических процессов, нервно системы.
Следовательно, в нашем исследовании мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования рассмотреть сущность пренатального развития ребенка и рождения; рассмотреть особенности развития органов чувств в пренатальный период; дать сущностную характеристику развитию психической деятельности в пренатальном периоде; охарактеризовать эмбриогенез и развитие психического отражения и выделить этапы развития психики ребенка в пренатальный период. Тем самым были выполнены поставлены в исследовании задачи и достигнута цель работы.
1,200 руб.
1.Акимушкин И. Занимательная биология. М.: Молодая гвардия, 1972. С. 90—91
2.Брехман Г. И. Пренатальная психология и новая парадигма в эмбрионологии и акушерстве / Г. И. Брехман II Медико-психологические аспекты современной перинатологии : сб. материалов IV Всероссийского конгресса по пренатальной и перинатальной психологии.- М., 2003.
3.Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. - М.: Наука, 1984.
4. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. // "Вопросы психологии"- № 1997. №6
5.Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. №З.
6.Добряков И.В. Позитивный подход в психотерапии семьи, ожидающей ребенка //1-я Всемирная конференция по позитивной психотерапии: Тезисы докл., СПб., 1997.
7.Добряков И. В. Перинатальная психотерапия: состояние и перспективы / И. В. Добряков II Психология и психотерапия семьи : материалы Международной конференции.- СПб., 2001.- С. 45-50.
8.Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998.
9. Коваленко Н. П. Перинатальная психология / Н. П. Коваленко.- СПб., 2000.
10.Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности // Психологический журнал. 1999. Том 20. № 2.
11.Марконе М.Д. Девятимесячный сон. Сны в период беременности. – М.: Гном-Пресс, 1993.
12.Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова II Медико-психологические аспекты современной перинатологии:сб. материалов IV Всероссийского конгресса по пренатальной и перинатальной психологии.- М., 2003.
13. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5.
14.Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб: Речь, 2003
15. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. М.: Владос, 1998.
16.Неонатология : Учебн. пособие : В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : МЕДпресс-информ, 2004. — 608 с.
17.Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: сборник материалов конференции по перинатальной психологии.- СПб., 2000.- 78 с.
18.Перинатальная психология и акушерство: учебное пособие по элективному курсу для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских ВУЗов.— Волгоград, 2001.- 70 с.
19.Психология и психоанализ беременности. – Самара, Изд. дом БАХРАХ-М, 2003.
20. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. СПб, 2005
21. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд. Лен. Ун-та, 1990.
21.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
22. Слободчиков В.И. Психологические проблемы внутреннего мира чело века. // Вопросы психологии, 1986,
23. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002
24.Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек. 1993.
25. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
1,200 руб.