ГлавнаяГотовые работы Проблема профессионального самоопределения и самореализации индивида в творческой деятельности. Гендерный аспект.

Готовая дипломная работа

на тему:

«Проблема профессионального самоопределения и самореализации индивида в творческой деятельности. Гендерный аспект.»









Цена: 3,000 руб.

Номер: V31426

Предмет: Психология

Год: 2009

Тип: дипломы

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение

Изучение психологических проблем, возникающих в системе «профессия-гендер», было подготовлено исследованиями половых различий и определением значимости биологического пола в отношении вербальных, математических и пространственно-зрительных способностей. Активизация гендерных исследований наблюдалась в середине прошлого столетия в значительной мере благодаря феминистскому движению и обсуждению вопросов дискриминации женщин, в том числе в профессиональной сфере. Актуальность выбранной нами темы для исследования несомненна, так как профессиональное самоопределение, а также самореализация индивида в творческой деятельности с одной стороны является результатом воздействия многих взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, в систему которых входит и гендер. С другой стороны, выбор профессии и последующая профессиональная деятельность могут оказывать определенное влияние на гендерные идентификационные модели, гендерную идентичность и соответственно на социальные модели поведения личности.
Следует при этом отметить, несмотря на некоторую согласованность мнений, относительно соотношения биологических, личностных и социальных факторов в развитии способностей и в особенностях социального и профессионального поведения мужчин и женщин, а также их самореализации в творческой деятельности многие методологические и концептуальные вопросы остаются дискуссионными. Исследователи указывают на отсутствие общей теоретической базы, противоречивость полученных данных, терминологические проблемы. Р. Унгер подчеркивает, что при изучении гендерных различий следует избегать тенденции к выведению общих закономерностей из результатов конкретных исследований, аргументируя свою точку зрения динамикой изменений в социуме критериев маскулинности и феминности.
Степень интернализации личностью черт и образцов поведения, считающихся адекватными для его пола, рассматривается как один из показателей гендерной идентичности. Разработанные в 30 годы прошлого столетия первые шкалы маскулинности-феминности позволили оценить расположение индивидуумов в гипотетическом континууме, охватывающем диапазон характеристик от типично и подобающе мужских до типично и подобающе женских. Современные теории половых ролей вобрали в себя концепции маскулинности-феминности как двух независимых психологических параметров. Обладание теми и другими чертами оценивается как высокая андрогиния. Несмотря на дискуссии относительно оптимальности андрогинной модели поведения, рассмотрение ее в качестве некоторой идеальной модели позволяет «осознать одинаковую привлекательность качеств, традиционно считающихся женскими, и качеств, которые мы привыкли считать мужскими» (Ш. Бурн). Важно при этом подчеркнуть, что изменения в интрапсихических гендерных ролях в сторону маскулинности, феминности или андрогинии нельзя оценивать без учета как социокультурных норм и стереотипов, так и включения личности в различные формы социального поведения, в том числе профессионального.
В обзорах отмечают малочисленность исследований о влиянии самой деятельности на гендерное развитие и гендерную идентичность, особенно лонгитюдного характера. Исследования наиболее часто касаются обнаружения различий в профиле профессиональных интересов мужчин и женщин, в профессиональной эффективности, карьере, лидерстве. Возникает необходимость углубления представлений о том, как взаимосвязаны и взаимосвязаны ли гендерные типы и процесс профессионального самоопределения, что в этом процессе является доминирующим: принадлежность к определенному гендерному типу или выбранная профессия оказывает влияние на изменение гендерных стереотипов маскулинности-феминности. Важно выяснить, насколько измеримы эти связи и отражают ли они изменения в Образах Я и гендерных ролях. Гендер – сложная система биологических, личностных и средовых детерминант, поэтому необходимо учитывать, что роль профессионального самоопределения в становлении гендерной идентичности опосредована суммой других факторов, определить значимость каждого достаточно сложная задач.
При этом следует учитывать, что возрастной период, в котором наиболее может быть проявлена динамика гендерных идентификаций и их взаимосвязь с ранним профессиональным становлением личности - это ранняя юность. Старший подростковый период носит кризисный характер (пятый кризис по Эриксону). Одной из основных задач разрешения кризиса является отождествление себя с определенной профессиональной группой людей, принятие ее целей и ценностей, т.е. профессиональное самоопределение включается в процесс формирования идентичности личности, в том числе и ее гендерной составляющей.
Все вышеизложенное определило выбор темы «Становление гендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения» и экспериментальную выборку – подростки 15-18 лет, учащиеся профессиональных технических училищ, которые уже включены в процесс профессиональной подготовки.
Объект исследования – профессиональное самоопределение и творческая самореализация в гендерном аспекте.
Предмет исследования - проблема профессионального самоопределения и самореализации индивида в творческой деятельности. Гендерный аспект.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании вопроса о проблеме профессионального самоопределения и самореализации индивида в творческой деятельности с точки зрения гендерного подхода.
Для реализации поставленной цели решаются задачи:
- рассмотреть понятие профессионального самоопределения;
- исследовать гендерные аспекты профессионального самоопределения молодёжи;
- провести теоретический анализ проблем взаимосвязи становления гендерной идентичности и профессионального самоопределения;
- рассмотреть понятие самореализации;
- изучить особенности и составляющие творческой деятельности личности;
- рассмотреть гендерные аспекты самореализации индивида в творческой деятельности;
- осуществить эмпирическое исследование взаимосвязи уровней профессионального самоопределения и типов гендерной идентичности;
- провести эмпирическое исследование взаимосвязи гендерных особенностей и самореализации индивида в творческой деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования: основные исследовательские установки определены в соответствии с объектом и предметом исследования. Основаниями изучения идентичности стали: теория личностной идентичности и статусов идентичности (Э. Эриксон, Дж. Марсиа),а также работы по данной проблеме В.Е. Кагана, Д.Б. Эльконина, И.С. Кона, О. Вейнингера, Р. Бернса, А. Валлона, З. Фрейда, Дж .Арчера, Дж. Мида, А. Страйкера, П. Массена; гендерные исследования (М. Мид, Дж. Батлер, Дж. Митчелл, Ж. Роуз, И.C. Клецина, И.C. Кон, М.Ю. Арутюнян, Ю.Е. Алешина, Е.В. Лекторская, Е. Маккоби, К. Джеклин, Ш. Бурн, И.Г. Малкина-Пых и др.); различные подходы в изучении гендерной идентичности (мультиполярный - Д .Спенс, Р. Костнер, Д. Аубе, биполярный - И.С .Кон, андрогинии - С. Бем); теории ролевого гендерного конфликта (Э. Гидденс, И.C. Кон, А.C. Волович и др. Анализ проблем професиионального самоопределения основывался на работах С.Л. Рубинштейна, различных подходах к профессиональнму самоопределению: социальный аспект (Е.А. Климов, И.С. Кон, Д. Сьюпер), личностный аспект (М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников), аспект формирования жизненных перспектив и нахождения смыслов выполняемой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, З.И. Рябикина), концептуальные модели профессионального самоопределения (дифференциально-диагностический Ф. Парсона, типологические Э. Шпрангера, Д. Холланда, теории решений Х. Тома, Т. Ривса, Д. Тиддемана, cтадиальная Э. Гинцберга, «профессиональной зрелости» Д. Сьюпера, личностно-деятельностный подход (Е.И. Головаха, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников). Рассмотрение проблемы «гендер - профессия» определило обращение к работам о соотношения самоопределения и идентичности (Н.В. Дмитриева, Е.Т. Соколова, Э. Эриксон, Л.Б. Шнейдер, Р. Бернс, С.Р. Пантелеев, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.) и особенностям взаимосвязи гендерной идентичности и профессионального самоопределения: Т.А. Кухарева, Л.А. Головей, Л.А. Коростылева, В.Г. Горчакова, Л. Терман, К. Майлз, М. Хорнер, Г.В. Турецкая, А.Е. Чирикова, Э. Арансон, Н. Yamauchi, М. Walch, Е. Маккоби, К. Джеклин, Э. Игли, К. Джонсон, Т.В. Бендас, М. Heilman, А.Г. Шестаков, О. Лири, В.А. Буткевич, Ф. Денмарк, Е.Таслер. Б.Г.Ананьев, С.В. Ковалев, И.В. Тельнюк, Е.П. Ильин, С. Сингер, Б. Штефлер, И.Н. Вакулова, С.П. Крягжде, Д.П. Барама, Л.А. Головей, Б. Розен).
Методы исследования:
Методы организации исследования: лонгитюд (диагностические срезы сделаны на первом и на третьем курсах) и сравнительный (сравнительный анализ проведен между юношами и девушками, первым и третьим курсом, учащимися профтехучилищ и школьниками выпускных классов).
Методы сбора материала: теоретический анализ исследований по проблемам профессионального самоопределения и гендерной идентичности; тестовые и проективные методики:
-методики исследования структуры и содержания идентичности: «Самоописание половых ролей» С. Бем (BSRT), тест «Cмысложизненных ориентаций» (СЖО) (Д.А. Леонтьев), методика «Кто Я?» Т. Макпартлэнда – М. Куна, проективные методики «Нарисуй историю» (А.И.Копытин) и «Рисунок несуществующего животного», методика СОП (склонность к отклоняющемуся поведению) (А.Н. Орел);
-методики исследования уровня профессионального самоопределения: «Опросник профессиональных установок подростков» (М.И.Кондаков); методика «Структура интересов» (Хеннинг), «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда, ассоциативный эксперимент, личностный дифференциал.
-методики исследования особенностей личности: тест – опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); методика «Шкала аттитюдов ко времени» Ж. Нюттена (адаптация К. Муздыбаева), опросник «Уровень субъективного контроля» модификация Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, А.М.Эткинда, проективная методика «Звезды и волны» (Урсула Лаллемент), многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
База исследования: Выборку составили 1000 испытуемых в возрасте от 14 до 30 лет.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
-теоретически обоснована роль профессионального самоопределения как психологического фактора становления гендерной идентичности;
-показана взаимосвязь между типом гендерной идентичности, уровнем профессионального самоопределения и личностными особенностями;
-получены новые результаты, характеризующие взаимосвязь уровня профессионального самоопределения на становления гендерной идентичности подростков;
-раскрыты особенности гендерного конфликта, связанного с уровнем профессионального самоопределения;
-определены основные факторы взаимосвязи гендерной идентичности и профессионального самоопределения.
-определены модели становления гендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения (оптимальная, конфликтная, дезадаптивная);
- рассмотрены и исследованы гендерные аспекты самореализации индивида в творческой деятельности.
Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы в учебных курсах при подготовке специалистов по психологии личности и социальной педагогике. Результаты исследования позволят углубить содержание психолого-педагогической работы по профориентации.
3,000 руб.

Похожие работы:

Психология творческой деятельности в ТРИЗ 

Современное общество стоит на пороге третьего тысячелетия, а поэтому к нему предъявляются особые требования, ...

Специфика человеческой деятельности. Соотношение деятельности и общественных отношений. 

Введение Попытки создать науку о человеческой деятельности предпринимались давно. Историки описывали события, ...

психологические аспекты деятельности преподавателя по повышению уровня интеллекта обучаемых в ВУЗах (или школах) 

Актуальность исследования. Интеллектуальное развитие обучаемых - будущих специалистов становится в настоящее ...

Поиск по базе выполненных нами работ: