Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Интеллектуальное развитие обучаемых - будущих специалистов становится в настоящее время одной из наиболее актуальных задач высшей школы. Именно интеллект людей и их квалификация во многом определяют развитие производства и науки, место государства в международном сообществе.
Деятельность педагога в ВУЗе сегодня является многопрофильной, интегральной, многоплановой и универсальной. Педагог в ВУЗе должен хорошо ориентироваться в тех науках, которые отражены в отдельных учебных предметах, свободно, самостоятельно и полно владеть средствами и материалами каждой учебной дисциплины, генерировать и воплощать новые идеи обучения. Именно от профессионализма, профессиональной компетентности педагога и успешности деятельности преподавателя зависит успеваемость студентов и уровень их интеллектуального развития.
В связи с вышесказанным, развитие интеллекта студентов в образовательном процессе выдвигается в ряд актуальных задач современного образования, а психологические аспекты деятельности преподавателя по повышению уровня интеллекта обучаемых в ВУЗах считаются недостаточно исследованными и требующими дальнейшей разработки.
Целью нашего исследования стало выявление психологических аспектов деятельности преподавателя по повышению уровня интеллекта обучаемых в ВУЗах.
Объект исследования: деятельности преподавателя в ВУЗе.
Предмет исследования: психологические аспекты деятельности преподавателя по повышению уровня интеллекта обучаемых в ВУЗах.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем профессионального мастерства (компетентности) преподавателя в ВУЗе и уровнем интеллекта обучаемых в ВУЗах – чем выше показатели сформированности профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя, тем выше уровень интеллектуального развития студентов.
В соответствии с ранее определенными целью и гипотезой, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.проанализировать научную литературу по теме исследования и определить разработанность проблемы деятельности преподавателя;
2.выявить сущность и содержание проблемы деятельности преподавателя;
3.провести анализ практики педагогической деятельности;
4.организовать и провести опытно экспериментальную работу по изучению деятельности преподавателя;
5.по результатам исследования определить пути условия оптимизации деятельности преподавателя.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, проведение психодиагностических методик).
Методики исследования:
1.Методика Д.Векслера для исследования интеллектуальной деятельности подростков;
2.Исследование уровня профессионализма преподавателя (Г.И. Хозяинов).
База исследования: одно из высших учебных заведений г. Москвы. В исследовании принимали участие 2 педагога (преподавателя гуманитарных наук и 2 группы студентов II курса по 10 человек).
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических аспектов деятельности преподавателя по повышению уровня интеллекта обучаемых в ВУЗах 5
1.1Разработанность проблемы деятельности преподавателя 5
1.2Сущность и содержание проблемы деятельности преподавателя 10
1.3Анализ практики педагогической деятельности 18
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по изучению деятельности преподавателя 24
2.1Методика изучения деятельности преподавателя 24
2.2Ход опытно-экспериментальной работы и интерпретация
результатов 26
2.3 Пути и условия оптимизации деятельности преподавателя 31
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения 38
1,200 руб.
Современная образовательная парадигма, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к учащемуся как к главной ценности, на педагогическое творчество, предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессиональной деятельности и профессионализма.
Педагог, с точки зрения науки, – это специалист, владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда.
Сущность профессиональной деятельности педагога в условиях модернизации образования заключается в создании условий для саморазвития, самоопределения и самореализации ученика; актуализации его жизненного опыта; овладения им ценностями, знаниями, побуждениями, смыслами; помощи и поддержки ребёнка в решении жизненных проблем; опоры на достижения и успех ребёнка.
Профессиональная деятельность педагога основывается на педагогических способностях. Под педагогическими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают эффективную регуляцию педагогической деятельности, чтобы достичь требуемых результатов. Можно выделить организаторские, конструктивные и коммуникативные педагогические способности, которые обеспечивают эффективное выполнение педагогом отдельных видов профессиональной деятельности. Педагогические способности проявляются на разных уровнях регуляции педагогической деятельности (операционном, тактическом и стратегическом).
Профессионализм педагога - сложное системное образование, под которым понимается способ выполнения профессиональной деятельности, сопровождающейся позитивным педагогическим результатом, глубоким знанием предметов этой деятельности, соответствием содержания конкретных профессиональных действий результатам труда, собственным субъективным характеристикам, самооценке и отношению к труду.
В нашем исследовании мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования и определить разработанность проблемы деятельности преподавателя; выявить сущность и содержание проблемы деятельности преподавателя; провести анализ практики педагогической деятельности. С учетом полученных в ходе теоретического исследования знаний, мы смогли организовать и провести опытно экспериментальную работу по изучению деятельности преподавателя и выяснить, что у педагога с высоким уровнем профессионализма показатели интеллектуального развития студентов выше, чем в группе студентов, у которых преподает педагог с уровнем профессионализма ниже среднего. По результатам исследования мы смогли определить пути условия оптимизации деятельности преподавателя.
Таким образом, мы выполнили поставленные в исследовании задачи и достигли цели работы.
В заключение, мы можем отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что существует взаимосвязь между уровнем профессионального мастерства (компетентности) преподавателя в ВУЗе и уровнем интеллекта обучаемых в ВУЗах – мы доказали, что чем выше показатели сформированности профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя, тем выше уровень интеллектуального развития студентов.
1,200 руб.
1.Абдалина Л.В. Профессиональное развитие педагога в системе повышения квалификации: монография [Текст] / Л.В. Абдалина. – Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2008. – 224 с.
2.Бабанский В. К. Рациональная организация учебной деятельности // Избр. пед. труды. – М., 1989. – С. 327.
3.Владимирова В.В. Использование техники модерирования для повышения уровня компетентности студентов и преподавателей. М., 2006г.
4.Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. -М.: Гардарики, 2003. -475 с.
5.Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992.
6.Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие Под. ред. Ю. М. Забродина--М., 1994.
7.Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 392 с.
8.Котова Т.И. Компетентностный подход к личности обучаемого через компетенции преподавателя вуза. М., 2006г.
9.Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя.-М., 1992.
10.Кутейникова И.Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф. - Челябинск, 2002. - Ч. I, стр. 46-48.
11.Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: В 2 ч. Ч.1. М.– Тамбов, 2000.
12.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1992.
13.Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие под. Ред. И.А. Зязюн.-М., 1989.
14.Парахонский А.П. Профессиональная адаптация преподавателя // Сборник научных статей Кубанского медицинского института - Краснодар, 2005
15.Программа модернизации педагогического образования // Вестник образования России. 2003. № 10. С. 10–36.
16.Психология профессиональной подготовки: Никифоров Г.С., Зиничев А.Н. Спб, 1993.
17.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976.
18.Тенитилов С.В. «Формирование стиля педагогической деятельности преподавателя вуза».//Международный сборник научных трудов «Психология и жизнь».- №3 - 2002 г.
19.Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Руководство к методике исследования интеллекта для взрослых Д. Векслера (WAIS). – СПб.: ГП «ИМАТОН», 1992. – 112 с.
20.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. -517 с.
21.Хозяинов Г.И. Определение уровня профессионализма преподавателя / Хозяинов Г.И. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 149-156.
22.Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавания: Метод. Пособие.-М., 1998.
23.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во корпорация «Логос», 1996.
24.Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология. М.– Тамбов, 2003.
25.Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М.– Ставрополь, 1991.
1,200 руб.