Сегодня довольно актуальным является исследование такой личстной особенности, как тревожность. Особое беспокойство вызывает проявление этой черты у подростков. Данный возрастной период актеризуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Подросток уже не дитя, но и не взрослый, хотя считает себя таковым. Но отношение взрослых к подростку остаётся на прежнем, “детском уровне”. Это приводит конфликтам, а также может стать причиной развития у подростков определённых психических нарушений, в том числе и нарушений в интеллектуальной сфере.
В психологической периодической печати все чаще появляются публикации, касающиеся проблемы школьной тревожности.
А.Н. Фоминова (2000) установила, что более половины детей в начальной школе испытывают повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и до 85 % связывают это со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги - "трудности в обучении".
По данным Андреевой А.Д. (1994), наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь.[1] Причем этот фактор выражен сильнее у девочек, чем у мальчиков. Тревогу часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Тревога в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности.
О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют и специальные исследования. Так, по данным Прихожан А.Н., количество детей с устойчивой тревожностью (1-3 классы) в 1990-93 гг составило от 72% до 75%, для сравнения в 1980-93 гг таких детей было от 12% до 16%.[21] Хотя по данным многолетних исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом, количество тревожных людей вне зависимости от половозрастных, региональных характеристик обычно бывает близко к 15%. Другими словами, если в 80-е гг количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.
Изменилось и "качество" тревожности. В настоящее время значительно возросла выраженность форм тревоги, имеющей глубинный характер, т.е. наиболее тяжелый, и, в наименьшей степени, поддающихся преодолению.
Важность, актуальность данной проблемы и определило выбор темы нашего исследования.
Целью исследования стало изучение влияния уровня тревожности на успешность деятельности.
Объектом работы является тревожность и успешность деятельности.
Предмет исследования – вопрос влияния тревожности на успешность деятельности.
Гипотеза. Наша работа в данном исследовании строилась на предположении о том, что тревожность играет далеко не последнюю роль в успешности деятельности. Чем выше уровень тревожности, тем менее успешна деятельности в целом.
Основываясь на выдвинутой нами гипотезой и определенной целью работы мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Изучить труды психологов и педагогов по исследуемому нами вопросу о влиянии тревожности на успешность деятельности;
2.Проанализировать основные понятия тревожности, виды, особенности проявления, влияние на школьную успешность;
3.Подобрать и апробировать методики по выявлению уровня тревожности у группы школьников;
4.Проанализировать полученные в ходе экспериментального исследования результаты и выяснить, каково же влияние уровня тревожности на успешность деятельности.
5.Обобщить полученные в ходе всей работы результаты и сделать выводы.
Нами были подобраны следующие методики по выявлению уровня тревожности у школьников:[28,6]
1.Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера);
2.«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).
База исследования: общеобразовательная школа города.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Подходы к определению уровня тревожности на успешность деятельности 6
1.1 Тревожность: виды, особенности проявления 6
1.2 Причины тревожности как свойства личности 11
1.3.Влияние тревожности на школьную успешность 13
Выводы по главе 1 16
Глава 2.Экспериментальная часть исследования 17
2.1 Проблема, гипотеза и задачи исследования 17
2.2 Методика исследования 18
2.3Результаты исследования 20
2.4Обсуждение полученных результатов 23
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Библиография 30
Приложение 1 33
Приложение 2 38
1,200 руб.
Для выполнения нашей работы мы ознакомились с трудами многих психологов и педагогов, практиков и теоретиков. Изучили и проанализировали литературу по вопросу влияния тревожности на успешность деятельности, рассмотрели понятия тревожности, деятельности в целом, а также выявили взаимосвязь и влияние тревожности на успешность деятельности.
В начале работы мы выдвинули предположение о том, что существует связь между тревожностью и успешностью деятельности. Мы также считали, что тревожность негативно сказывается на успеваемость и деятельность школьников.
Для подтверждения нашего предположения нам необходимо было подобрать методики по определению уровня тревожности у школьников. Мы остановили свой выбор на двух методиках:
1.Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера);
2. «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).
В результате проведения эксперимента мы смогли подтвердить гипотезу, поставленную в начале работы и доказать, что у школьников с высоким уровнем тревожности успешность деятельности ниже, чем у школьников с нормальным и низким уровнями тревожности
1,200 руб.
1. Андреева А.Д. и др. Психология здоровья детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дуюровиной. –М., 1994.-250с.
2. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214-276.
3. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, № 1, с.104 - 113.
4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.
5. Выготский Л.С. « Проблемы психологии», М. 1979.
6. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.- М.: Педагогика, 1995,с.8-11.
7. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1995.
8. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование. // Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21-28.
9. Китаев Н.С., Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983
10. Лайтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика,1971.
11. Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.- М.: Педагогика, 1988.
12. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей,начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998 г., № 2.
13. Мюнстрберг Г. Психология и учитель. –М., 1997.
14. Мясищев В.Н. Работоспособность и болезни личности 1/ Невропатология, психиатрия и психогигиена. Т I Вып. 9-10 1935.
15. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
16. Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики»,М.1999
17. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования (Сост. Е.И. рогов. М. 2000).
18. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Эксперементальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена. // Психологические исследования. - М., 1985, № 4, с.112-119.
19. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с.169-174.
20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М. 2001.
21. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста II Вопросы психологии, 1996, З 1.
22. Прихожан А.М. Развитие эмоциональной стороны самовоспитания 1/ Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
23. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж.«Психологическая наука и образование» 1998, №2.
24. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. – Казань, 1991.
25. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание»,1996 г., №4.
26. Психология подростка /Под.ред. А.А. Реан. СП6 — М. 2003.
27. Психология современного подростка / Под.ред. д.И. Фельдштейна. М. 1987.
28. Психологический словарь, 1983. С.332.
29. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб., Питер. 1999.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.,Т.1., Т.2. М., 1989.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2001.
32. Секун В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов Опыт социально-психологического исследования. - Минск: Высшая школа, 1985.
33. Семин В.Н. О некоторых особенностях уровня притязаний младших школьников в учебной деятельности /1 Тезисы научн. сообщений сов. психологов в б Всесоюзному съезду об-ва психологов СССР. Категории, принципы и методы. Психич. Процессы. Ч.3. М., 1983.
34. Серебрякова Е.А. уверенность в себе и условия её формирования у школьников II Учебн. Записки Тамбовского пед. ин-та. 1956. Вып. 10
35. Тагирова П.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. Педагогическое общество России. М., 2003.
34.Творогова Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. -М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
35.Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386.
36.Тревога и тревожность /сост.В.М. Астапова –СПб., 2001.-256с
37.Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте //Вопросы психологии,-1978.№6с.94-104
38. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. / Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект,1999, с. 442-453.
1,200 руб.