Введение
Актуальность исследуемой темы продиктована новой геополитической ситуацией, возникшей после распада Советского Союза. Распад Советского Союза и формирование новых независимых государственных образований в Евразии явились фактором дестабилизации системы глобальных и региональных связей. На территории Центральной Азии, образовался вакуум политического влияния, повлекший за собой обострение ситуации в регионе и возникновение новых конфликтов. Три силы: терроризм, экстремизм и сепаратизм, зарождающиеся и распространяющиеся в этом регионе после холодной войны, стали серьезно угрожать безопасности и стабильности всех стран, сказываются на мире и развитии региона. Несмотря на это, несколько лет назад регион Центральной Азии и его проблемы мало кого интересовали, теперь же привлекает все большее внимание мировой общественности. События 11 сентября 2001 года стали поводом для обращения внимания на регион и его проблемы. Соседство с Афганистаном стало дестабилизирующим фактором для безопасности региона. Террористическая активность и рост наркотрафика потребовали оперативного решения. Попытка стабилизировать обстановку в данном регионе была сделана образованием Шанхайской Организацией Сотрудничества , которая основана, главным образом, на системе совместной кооперативной безопасности. Впервые на центрально азиатском пространстве возникла организация во главе крупнейших стран материка, - Китая и России. Организация поставила одним из своих приоритетов поддержание безопасности, первой выдвинула задачу борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Как подчеркивается в Совместной Декларации России и Китая, подписанной в Пекине 2 декабря 2002 года, Шанхайская Организация Сотрудничества «становится важным фактором поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе, одним из опорных элементов конструкции многополярного мира». Регион выдвинул перед образовавшейся Шанхайской организацией не только вопросы трех сил зла, но и проблемы распространения наркотиков, оружия, трансграничной преступности, вопросы охраны окружающей среды, социально-экономического развития, и то, на сколько продуктивно ШОС сможет решать эти вопросы, будет зависеть безопасность в столь важном для всех регионе. Поскольку организация была сформирована сравнительно недавно, глубоких обобщающих аналитических публикаций по Шанхайской организации сотрудничества не так много. Что касается масштабных исследовательских работ по теме «роль ШОС в обеспечении безопасности», то их пока нет в России. Имеющиеся многочисленные публикации журналистов и обозревателей носят в основном общий оценочный характер публицистического характера. Анализируя имеющиеся публикации, можно отметить, что имеются многочисленные заметки и статьи по истории развития Шанхайской организации, перспективам ее деятельности в будущем, роли на политической карте мира и во взаимоотношениях с тремя ключевыми игроками в регионе – Китаем, США и Россией.
Целью работы является анализ деятельности ШОС в качестве региональной организации безопасности, определение возможностей и перспектив эффективной деятельности и развития организации.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать сущность и история создания Шанхайской Организации Сотрудничества.
2.Определить основные направления деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества и ее роль в обеспечении государственной безопасности стран Азии и Востока.
3.Проанализировать проблемы наркотрафика как приоритетного направления борьбы ШОС в структуре деятельности Федеральной Службы Безопасности.
4.Обосновать перспективы развития деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества по обеспечению безопасности.
1,200 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика Шанхайской Организации Сотрудничества
1.1.Сущность и история создания Шанхайской Организации Сотрудничества……………………………………………………………………………5
1.2.Основные направления деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества и ее роль в обеспечении государственной безопасности стран Азии и Востока…………………………………………………………………………………….8
Глава 2. Роль Шанхайской Организации Сотрудничества в системе Федеральной Службы Безопасности
2.1.Наркотрафик как приоритетное направление борьбы ШОС в структуре деятельности Федеральной Службы Безопасности……………………………………21
2.2. Перспективы развития деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества по обеспечению безопасности…………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………………32
1,200 руб.
Заключение
В обеспечении безопасности явно наблюдается доминирование антитеррористической направленности ШОС. Заметна четкая проработка этого вида борьбы по сравнению с другими аспектами безопасности. Для развития других направлений явно необходимо создание специальных постоянных органов по примеру РАТС. В сегодняшнем виде РАТС показывает убедительную борьбу и ее координацию между государствами – членами. Разработаны организационные, структурные и правовые основы этой борьбы с «тремя силами зла». Налажено практическое сотрудничество между специальными ведомствами и министерствами, международными организациями.
Другие направления сотрудничества в обеспечении безопасности, разработаны не достаточно, либо не разработаны вообще. Лучше других развивается сотрудничество в борьбе с наркотрафиком, не хватает, опять же, постоянной структуры – Антинаркотического Центра, взявшего бы на себя выполнение поставленных задач и координацию действий специальных служб, разработку специальных проектов.
Неприоритетные проблемы безопасности остаются пока только на бумаге, никаких практических шагов не делается. Задача по приданию ШОС универсальности сводиться только к борьбе с тремя силами зла и экономическому сотрудничеству. Действительной универсальности ШОС по выполнению тех широких задач и целей, которые написаны в ее основополагающих документах, не наблюдается .
ШОС пока только декларирует свои намерения и медленно создает структуры для их осуществления, обеспечивает будущую деятельность правовым закреплением. Больших практических шагов кроме как в борьбе с терроризмом, осуществлено не было. В то же время Шанхайская организация не обладает возможностями для поддержания безопасности в других сферах. Обладая хорошим потенциалом, ШОС медленно и неохотно переходит от одной проблемы к другой. Осторожность действий и не форсированность в принятии решений пока не обеспечивает осуществление заявленных шагов, многие решения официально отодвигаются на будущее. Все это можно объяснить только недостатком ресурсов – финансовых средств. Большинство участников ШОС – страны не богатые, бюджет ШОС не соответствует универсальности и масштабности объявленных целей и задач. У ШОС просто нет денег, развивать все то, что ей хочется и необходимо.
Сможет ли ШОС уйти от деклараций к практическому выполнению и найти средства на осуществление своих задач и стать действительно универсальной организацией? Или она де-факто разобьется на ШОС и РАТС, с экономической и антитеррористической составляющей соответственно, не справившись с остальными проблемами? Время покажет. Пока же организация планомерно пытается занять свое место в обеспечении безопасности против трех сил зла, что ей очевидно удается.
1,200 руб.
Список использованной литературы
1. Декларация глав государств-членов ШОС. Санкт-Петербург, 7 июня 2002 г. // Проблемы Дальнего Востока. - 2002. - №4. - С. 7-11.
2. Декларация о создании «Шанхайской Организации Сотрудничества». Шанхай, 15 июня 2001г. // Дипломатический вестник. – 2001. - № 7. - С. 22-26; Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002 гг. Хрестоматия в 4 т. / сост. Т.А. Шаклеина. – М. : МГИМО(У) МИД России, 2002. – Т.4. – С. 518-521
3. Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии/ В будущее без барьеров: Региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности. Региональное бюро ПРООН по странам Европы и Содружества Независимых Государств, 2005
4. Россия, Китай и новый миропорядок 21 века: проблемы и перспективы: Материалы пятой российско-китайской научно-практической конференции / Ответственный редактор-составитель А. Д. Воскресенский. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2001. – 183 с.
5. Сборник российско-китайских договоров1949-1999гг. - М., 1999. – 460 с.
6. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы («Шанхайская Декларация»). Шанхай, 26 апреля 1996 г. // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002 гг. Хрестоматия в 4 т. / сост. Т.А. Шаклеина. – М. : МГИМО(У) МИД России, 2002. – Т.4. – С. 476-483. ;
7. Хартия ШОС. Санкт-Петербург, 7 июня 2002 г. // Проблемы Дальнего Востока. - 2002. - №4. - С. 12-20
8. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Шанхай, 15 июня 2001г. // Московский журнал международного права. – 2001, - №4. - С. 3-10.
9. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002 гг. Хрестоматия в 4 т. / сост. Т.А. Шаклеина. – М. : МГИМО(У) МИД России, 2002. – Т. 1. – 544 с.; Т. 2. – 448 с.; Т. 3. – 496 с.
10.Воробьев В. От Шанхая до Шанхая / В.Воробьев // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - №4. - С. 6-13.
11. Южный фланг СНГ. ЦА-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России / под ред. М.М. Каринского и А.В. Мальгина. – М.: МГИМО(У) МИД РФ, Международные отношения. – 2003. - С.314-334.
12. Воскресенский А.Д., Лузянин С.Г. Политика Китая в Центральной Азии // Южный фланг СНГ. ЦА-Каспий-Кавказ:возможности и вызовы для России / под ред. М.М. Каринского и А.В. Мальгина. – М.: МГИМО(У) МИД РФ, Международные отношения. – 2003. - С. 319
13. Границы Китая: история формирования / под ред. В.С. Мясникова и Е.Д. Степанова. – М.: Памятники исторической мысли, 2001. – 470 с.
14. Карнеев А. Научная конференция «ШОС: проблемы и перспективы межгосударственных отношений в евро-азиатском регионе» / А. Карнеев // Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - №5. - С. 157-162Логвинов Г. Шанхайская Организация Сотрудничества – качественный шаг вперед / Г. Логвинов // Проблемы Дальнего Востока. - 2002. - №5. – С. 7-14.
15. Лукин А. ШОС: проблемы и перспективы / А. Лукин // Международная жизнь. - 2004. - №3. - С. 113-126.
16. Михеев В. Треугольник Россия - США - Китай после 11 сентября / В. Михеев // Проблемы Дальнего Востока. - 2002. - № 1. - С. 23-27.
17. Олимов, Проблемы безопасности в Центральной Азии: взгляд на ШОС из Республики Таджикистан//ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии: Материалы международной конференции (5 октября 2005 г.). – Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2005. – 66 - 72 с.
1,200 руб.