Введение
Роль воспитателя в воспитательном процессе состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на себе все воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих воспитательных действий и делает из них правильные выводы.
Уже много сказано о серьезных недостатках нынешнего школьного воспитания. В них повинны не только неблагоприятные условия, нерадивые ученики, уклоняющиеся от выполнения воспитательных функций родители. Учителя, воспитатели должны признать и свою часть вины в разразившемся кризисе.
Чаще в педагогику идут люди не всегда хорошо подготовленные, а иногда и безразличные к своей профессии.
Низкий уровень профессионализма, родивший авторитарную педагогику, стал главной причиной отчуждения воспитанников от своих воспитателей. Подлинное преобразование педагогических взаимоотношений возможно на основе идей демократизации и гуманизации, на возрождении традиций древних педагогов-мыслителей, таких как М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, Коменский Я.А. и многие другие. Ведь в их педагогических взглядах уделялось большое значение простым человеческим чувствам — заботе о детях, любви и милосердию. Поэтому важная задача нынешнего воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция должна быть делительной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника.
"Нужно растить ребенка другом, а не стоять ментором над его жизнью» (Ж.Ж. Руссо).
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития педагогического процесса нарушена преемственность поколений между воспитателями.
На современном этапе существует острая практическая необходимость осмыслить и обобщить весь тот педагогический опыт, который был собран за многие века существования воспитания.
Объект – педагогический процесс
Предмет – профессиональная подготовка воспитателя к педагогическому процессу.
Цель – обобщить теоретическое наследие великих педагогов –мыслителей и их взгляды на подготовку воспитателей и выявить уровень эффективности профессиональной деятельности воспитателя.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Проанализировать основные подходы к подготовке воспитателя в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Обосновать основные требования к личности воспитания в истории педагогики.
3. Выявить. уровень эффективности деятельности воспитателя ДОУ.
4. Разработать практические рекомендации по повышению подготовленности воспитателей к профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: эффективная профессиональная деятельность воспитателя является показателем его подготовленности к профессиональной деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент.
База исследования: ДОУ № 352 Красноармейского района г. Волгограда.
1,200 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы подготовки воспитателей в истории педагогики.
1.1. Основные подходы к подготовке воспитателя в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………5
1.2. Требования к личности воспитания в истории педагогики……………..11
Выводы по главе…………………………………………………………………23
Глава 2. Практическое изучение подготовленности воспитателей (на примере воспитателей ДОУ № 352).
2.1. Диагностика уровня эффективности деятельности воспитателя ДОУ….24
2.2. Практические рекомендации по повышению подготовленности воспитателей к профессиональной деятельности……………………………..26
Выводы по главе………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………………..39
Приложение……………………………………………………………………..41
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
- В развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые -педагогические обобщения.
- Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия.
- Я.А. Коменский говорил, что успешная педагогическая деятельность зависит от ряда причин, среди которых можно выделить: личные профессиональные и жизненные планы педагога; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности.
- В заключение следует отметить, что педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют: целеположенность, активность, саморегулятивность; педагогическое самосознание как специфический для субъектной деятельности образ мира (Е. А. Климов); индивидуально-психологические свойства, определяющие его соответствие педагогической деятельности; структура педагогических способностей; педагогическая направленность, адекватность самооценки, уровня притя-заний т др.
- Изучение уровня эффективности деятельности воспитателя как показателя его подготовки к воспитательной деятельности проводилось на безе ДОУ № 352. Общее количество респондентов составило 24 человека (воспитатели ДОУ).
- Для определения эффективности деятельности каждого сотрудника ДОУ мы провели методику «Изучение эффективности деятельности» (см приложение).
- По результатам исследования мы видим, что доминирующий уровень эффективности трудовой деятельности респондентов – средний, что свидетельствует о недостаточной подготовке воспитателей к выполнению своих профессиональных обязанностей.
Мы считаем целесообразным предложить программу мероприятий, которые помогут воспитателям совершенствовать свои профессиональные умения.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
1,200 руб.
Список литературы
1. Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 2000.
2. Голубева Э.А. «Способности и индивидуальность», Москва, 1999
3. Либин А.В. «Дифференциальная психология: на пересечении
европейских, российских и американских традиций", Москва, 2000
«Смысл» «Per se»
4. Клаус Г. «Дифференциальная психология обучения», Москва, 2000
5. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.:Издательство "Институт психологии", 2001
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.
7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1999.
8. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед.учеб. заведений В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии- 3-е изд. - м.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. -688 с.
9. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -640 с
10. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., «Педагогика», 1999.
11. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников. М., «Педагогика», 1999.
12. Ж у л и д о в а Н. А. Некоторые результаты экспериментального изучения учащихся с пониженной обучаемостью. Сб. «Индивидуальный подход к школьникам в процессе обучения» («Ученые записки», вып. 50). Горький, 2001.
13. Калмыкова 3. И. Индивидуально-типические различия в мышлении школьников. Сб. «В творческом поиске». М., 1999.
14. Калмыкова 3. И. Об индивидуальных особенностях учащихся с практическим интеллектом. Сб. «Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения». – М., 2001.
15. Калмыкова 3. И., Серяков А. А. Преподавание элементов физики в младших классах школы и его влияние на умственное развитие учащихся. Материалы симпозиума «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1999.
16. Л е и т е с Н. С. Умственные способности и возраст, М., «Педагогика», 2002.
17. Ботвинников А. Д., Якиманская И. С. Обучение некоторым формам пространственных преобразований на разном графическом материале. «Новые исследования в педагогических науках», М., 1999.
18. Зыкова В. И. Применение геометрических знаний к решению задач с практическим содержанием. Сб. «Психология решения учащимися производственно-технических задач». Под ред. Н. А. Менчинской. М., «Просвещение», 1999.
19. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности. М., «Просвещение», 1999.
20. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., «Просвещение», 1999.
21. Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся. М., 2001.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2002.
23. Румянцева Л. И. К Характеристике пространственных представлений у школьников IV—V классов. Сб. «Вопросы психологии обучения труду». Под ред. А. А. Смирнова. М., 2002.
24. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. М., 1982. С. 595.
25. Кузьмина II. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. С. 105.
26. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 7—8.
27. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М, 1999.
28. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.
29. Климов £. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
30. История дошкольной педагогики / Под ред. Литвина Л.Н. – М., 1998.
1,200 руб.