Введение
Содержание
Заключение
Литература
В своей повседневной работе каждый человек, то есть работник или руководитель, обязательно взаимодействует с другими участниками
трудового процесса. Соответственно сама работа носит коллективный характер.
Поэтому, в курсовой работе «Коммуникативные барьеры - влияние на эффективность управления» особое место занимают вопросы
специальной психологии управления. Среди таких вопросов существуют такие как социально-психологический климат в организации и
коммуникативные процессы, происходящие в организации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сотрудники организаций испытывают острую потребность в информации о происходящих в
компании и вокруг нее событиях. В свою очередь, в зависимости от того, как происходит процесс обмена информацией, зависит и социально-
психологический климат в организации. Соответственно, каков будет социально-психологический климат в организации, таков будет результат
деятельности самой компании. Поэтому данная тема всегда будет являться одной из главных.
Целью написания данной курсовой работы является определение сущности социально-психологического климата в организации, способность
показать природу и сложность коммуникаций, рассмотреть их значение в организации, варианты преодоления коммуникативных барьеров
К основным задачам данной контрольной работы относятся:
1. Раскрыть понятие основ коммуникативных барьеров;
2. Рассмотреть основные социально-психологические факторы эффективности организации;
3. Выявить понятие коммуникаций;
4. Раскрыть их значение в организации;
5. Определить последовательные этапы осуществления коммуникаций;
6. Рассмотреть различные виды коммуникаций;
7. Выявить препятствия, стоящие на пути коммуникаций;
Объект исследования - будущие менеджеры - студенты I и V курсов Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, 30 человек.
Предмет исследования - анализ коммуникативных способностей будущих субъектов управления.
Методы и методология исследования: В исследовании использованы методы теоретического анализа, наблюдения, методы психологической
диагностики: Методика В.В. Синявского и Б.А. Федоришина «Определение коммуникативных и организаторских склонностей» и Методика
Смекала-Кучера «Ориентировочная анкета». Для проведения исследования использовались две группы испытуемых: экспериментальная (V
курс) и контрольная (I курс) группы по 15 человек в каждой. Метод обработки данных: статистическое сравнение.
Теоретической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых: Б.Г.Ананьева, Т.Г.Грушевицкой, В.Зигерт,
В.Б.Кашина, И.С.Кона, А.А.Леонтьева, Т. Питерса, Р.Уотермена и других.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коммуникативных барьеров. 5
1.1. Восприятие человеком окружения. 5
1.2. Виды коммуникаций 12
1.3. Коммуникационный процесс и его составные элементы 15
Глава 2. Методологические основы коммуникативных барьеров 21
2.1 Коммуникативные барьеры в процессе обмена информацией 21
2.2. . Пути преодоления коммуникативных барьеров
в работе менеджеров 27
Глава 3. Влияние коммуникативных барьеров на эффективность
управления и способы их преодоления 34
3.1. Характеристика объекта исследования 34
3.2. Методы исследования 34
3.3. Процедура исследования 35
3.4. Анализ полученных результатов 40
Заключение. 43
Список использованной литературы 47
Приложение 1
Приложение2
1,200 руб.
Социально-психологический климат коллектива определяется как психическое состояние, интегративно отражающее особенности его
жизнедеятельности. Социально-психологический климат - это складывающаяся в трудовом коллективе эмоциональная атмосфера, комфортная
или дискомфортная для его членов.
На состояние психологического климата в трудовом коллективе оказывает влияние общая обстановка в обществе, характер общественных
отношений. Также оказывают влияние особенности данной сферы трудовой деятельности, особенности реализуемых в ней управленческих
процессов, особенности связей с другими трудовыми коллективами и т.п. Другую важную группу факторов, формирующих психологический
климат, представляют собой групповые явления и процессы, происходящие в трудовом коллективе.
К таким факторам относится характер официальных организационных связей между членами трудового коллектива, закрепленный в
формальной структуре данного подразделения. Большое влияние на социально-психологический климат оказывает его неофициальная
организационная структура. Неформальные контакты на работе и вне ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют более комфортный
климат, чем недоброжелательные отношения, выражающиеся в ссорах и конфликтах.
В психологии управления существует такое понятие как коммуникации, которое в целом характеризует все вышеперечисленные факторы.
Коммуникации занимают важнейшее место в жизни организации и оказывают огромное влияние на индивидов и групп. Коммуникации - это
передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и
ценностей. Цель коммуникации - добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. В коммуникациях всегда
участвуют, по крайней мере, два лица - отправитель и получатель.
Отсюда образуется двусторонний коммуникативный процесс, который представляет собой способ, посредством которого сообщение
отправителя достигает получателя. Данный процесс вне зависимости от того, разговаривают ли собеседники, обмениваются ли люди жестами
или общаются по электронной почте, всегда включает в себя восемь шагов: рождение идеи, кодирование, передача, получение, декодирование
сообщения, принятие сообщения, использование информации, обеспечение обратной связи.
Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам:
1.По субъектам и средствам коммуникаций - межличностные коммуникации и коммуникации с помощью технических средств, информационных
технологий.
2.По форме общения - вербальные и невербальные коммуникации;
3.По каналам общения - формальные и неформальные;
4.По организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные, горизонтальные и диагональные;
5.По направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации.
При получении сообщения, его понимание может быть ограничено целым рядом помех или барьеров.
Барьеры - это коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающие
смысл сообщения.
Выделяют следующие типы барьеров: личностные, физические, семантические, языковые, организационные, культурные, временные барьеры,
различия в статусе, коммуникативные перегрузки, нежелание делиться информацией и многие другие.
В результате можно отметить, что эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня
удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе компании, обеспечивают реализацию всех основных
функций управления – планирования, организации, руководства и контроля.
Анализ литературы показал, что понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их
соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки
обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Будем считать, что за общением в основном закрепляются
характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение - информационный обмен в
обществе.
Под коммуникацией предлагается понимать обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов
(знаков), языковых знаков, в частности.
К основным элементам процесса коммуникации относятся: целевая аудитория, канал, метакоммуникативные знания, контекст. Успех
коммуникации зависит от профессионального умения оперировать на этих уровнях коммуникации. Одной из главных целей управления в
организации является создание системы коммуникации, ее запуск и контроль за нормальным функционированием.
В ходе исследования исходная гипотеза относительно того, что профессионально ориентированное обучение влияет на развитие личностных
свойств, психологических качеств, необходимых будущему менеджеру для построения эффективного процесса коммуникации в организации
нашла подтверждение.
Исследование позволило установить: студенты V курса демонстрируют более высокие значения показателей по сравнению со студентами I
курса по всем позициям, кроме показателя НС; в процессе обучения происходит развитие важных и необходимых субъекту управления
показателей, таких как коммуникативные способности и организаторские склонности; дипломники больше ориентированы не на себя лично;
гендерных различий не обнаружено.
1,200 руб.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969.
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-
ДАНА, 2002.
Зигерт В., Лат Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.
Иванова М. Конструктивный диалог // Топ-Менеджер.-2002.-№ 22.
Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
О.Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. - М.МТ ПРЕСС, 1999.
Пейсахов Н.Н., Кашин А.П., Габдреева Г.Ш., Шевцов М. Н. Методики для изучения особенностей личности школьников. Казань: Лаб. операт.
полиграфии. КГУ. 1991.
Почепцов Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2001.
Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989.
Антонов В.Г., Бобылева Н.В. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией д. э. н. Г.Р. Латфуллина, д. э. н. О.Н.
Громовой – М.: Айрис-пресс, 2002 – 288с. ил. - /Высшее образование;
Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие 2-ое издание. – СПБ: Издательство Михайлова В.А., 2002 – 254с.;
Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение /Перевод с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПБ: -Издательство «Питер», 2000 –
448с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
Блинов А. Искусство формирования боеспособной команды: Процесс коммуникации внутри команды. // Управление персоналом. – 2002. - № 12.
– С. 35-37.
Васенев К. Анализ информационных потоков предприятия. // РЦБ: управление компанией. – 2003. - № 2. – С. 40-44.
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пос. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 283 с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарика, 1999.-528 с.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-501 с.
Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин КА., Рогачева Н.И. Основы менеджмента. - М.: Центр, 2000. - 432 с.
Засолин А.Р. Коммуникации и шум. // Персонал Микс. – 2000. - № 7. – С. 17-19.
Зуб А.М. Невербальные коммуникации в управленческой деятельности. // Вестник Московского университета. Социология и политология. – 2000.
- № 2. – С. 109-122.
Магура М.И. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений // Управление персоналом. - 2002.-№ 1.-
С. 24-29.
Марсов П.С. Невербальные коммуникации. // Управление персоналом. – 2000. - № 3. – С. 24-27.
Орлов М.И. Советы по преодолению внутриорганизационных барьеров. // Деловой мир. – 2001. - № 2. – С. 17-19.
Прокушев Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. - М.: Дашков и К, 1999.-320 с.
Стахов Е.П. Эффективность внутриорганизационных потоков. // Деловой мир. – 2001. - № 6. – С. 13-17.
Федяев А.В. Информационные потоки в организации. // Управление персоналом. – 2000. - № 8. – С. 12-16.
Адоир Дж. Эффективная коммуникация. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-
ДАНА, 2002.
Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR: 2-е изд., испр. – СПб: Союз, 1997.
Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
Мескен М.Н., Альберт М., Хедоури Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1993.
Почепцов Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2001.
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учеб. Для вузов. М.: Изд. Дом “Социальные отношения”, изд-во “Перспектива”, 2003
1,200 руб.