Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Некоторые психологи считают серединой психического развития человека возраст трех лет. Диагностика детей раннего возраста крайне важна для своевременных действий коррекции, оказания квалифицированной помощи в общем познавательном развитии ребенка, в правильном становлении речи.
Надо сказать, что вопрос развития детей раннего возраста был предметом изучения и психологов-классиков (Гальперин П.Я., Выготский Л.С., Запорожец А.В., Леонтьев А.А. и др.) и педагогов-методистов, педагогов коррекционного развития (О.С.Ушакова, А.Н.Гвоздева, Ф.А.Сохина, Г.Ю. Окунева, Л.Г. Неволина и др.).
Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста в целом посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н.М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др.
Проблемой нарушения речи у детей раннего возраста занимались различные психологи, педагоги, лингвисты.
Однако не было исследований в области выявления различий между познавательным и речевым развитием.
Проблема исследования – выявление различий в речевом и познавательном развитии детей раннего возраста.
Цель исследования – установить, имеются ли различия в речевом и познавательном развитии детей раннего возраста и определить суть и природу этих различий.
Объект – дети раннего возраста (1- 3 лет).
Предмет – познавательные процессы и речевое развитие детей раннего возраста.
Постановка проблемы и цели исследовании определила решение следующих задач:
1. провести психолого-педагогическое исследование по проблеме познавательного и речевого развития детей раннего возраста;
2. экспериментальным путем установить различия в познавательном и речевом развитии детей раннего возраста;
3. разработать методические рекомендации воспитателям и родителям для занятий с детьми по развитию познавательных процессов и речи.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что речевое развитие у детей раннего возраста отстает от познавательного развития.
Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение, синтез, аналогия, формализация; эмпирические: опрос, наблюдение, педагогический эксперимент; математические: статистическая обработка данных, графическое отображение результатов, таблицы, диаграммы и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и 2-х приложений.
Этапы исследования. 1 этап: январь - апрель 2009 г.- анализ научной литературы по проблеме исследования, сбор и накопление методического материала. 2 этап: август 2009 г. - проведение теоретической и опытно-экспериментальной работы по проблеме познавательного и речевого развития детей раннего возраста, построение общей гипотезы исследования, определение задач и программы действий. Разрабатывалась методика и программа эксперимента; проводился констатирующий эксперимент. Проводилась работа по созданию рекомендаций по развитию речи и познавательных процессов у детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении информации по вопросу познавательного и речевого развития детей раннего возраста, в выявлении различий в уровне развития речи и уровне познавательного развития и их сравнении.
Курсовая работа содержит 46 страницы (без приложений), 6 таблиц, 1 рисунок. Количество используемых литературных источников – 30. Количество представленных приложений - 2.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты рече-познавательного развития детей раннего возраста 6
1.1 Особенности речевого развития детей раннего возраста 6
1.2 Особенности познавательного развития детей раннего возраста 15
Глава 2 Экспериментальное исследование различия в речевом и познавательном развитии детей раннего возраста 23
2.1 Программа исследования 23
2.2 Анализ и интерпретация результатов 35
2.3 Разработка методических рекомендаций по рече-познавательному развитию детей раннего возраста 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 1 48
Приложение 2 51
1,200 руб.
Итак, в процессе исследования по теме «Различия в речевом и познавательном развитии детей раннего возраста» были решены следующие задачи:
1. проведено психолого-педагогическое исследование по проблеме познавательного и речевого развития детей раннего возраста;
2. экспериментальным путем установлены различия в познавательном и речевом развитии детей раннего возраста;
3. разработаны методические рекомендации воспитателям и родителям для занятий с детьми по развитию познавательных процессов и речи.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов. Идет интенсивное познавательное развитие ребенка. Развиваются такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение. Появляются первые формы предварительного обдумывания возможного маршрута передвижений. Для ребенка характерно интеллектуальное решение задач, т.е. такое решение, которое основано на анализе ребенком соотношения элементов ситуации, орудий (предметов) и путей достижения цели. На данном возрастном этапе у детей появляется способность к фантазированию.
В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные операции, которые проявляются в различении и сравнении различных признаков: цвета, формы, размера. В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами.
Развитие речи детей раннего возраста имеет следующие особенности: В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым.
Развитие речи детей раннего возраста неразрывно связано с психофизическим развитием ребенка. Большое значение для развития речи имеет развитие моторики рук на первом и последующем годах жизни.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.
Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно - психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что высокий уровень развития речи выявлен у 30% обследуемых детей, средний уровень у 50% и низкий – у 20%.
Анализ данных исследования познавательного развития показал, что 60% имеют высокий уровень, 30% показали средний уровень развития познавательных процессов и 10% продемонстрировали низкий уровень.
Анализ результатов в целом по группе и в разрезе по каждому ребенку показал, что у 40% обследуемых детей речевое развитие отстает от познавательного.
Таким образом, экспериментальное исследование подтверждает нашу гипотезу о том, что у детей раннего возраста (1-3 лет) уровень познавательного развития выше уровня речевого развития. В этом заключаются особенности соотношения речевого и познавательного развития детей раннего возраста.
1,200 руб.
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. -М., 1991.
2. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. - 380 с.
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 — 64 с.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1999.
5. Выготский Л.С. Психология. – СПб.: Питер, 2001.
6. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие. / Сост. И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис - пресс, 2005.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб: Детство – Пресс, 2002.
8. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб: КАРО, 2005.
9. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1994.
10. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1997
11. Козырева Л.А. Развитие речи. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160с.
12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.
13. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО . - Изд. 2-е. - М. : Экзамен, 2004. - 127 с. -
14. Левина. Р.Е. Преодоление заикания у детей. М., 1995. - 112 с.
15. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1998.
16. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
17. Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
18. Мухина В. С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. – 9-е издание. М.: Академия, 2004. – 384 с.
19. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1994.
20. Овчарова Р. В. Психология родительства. – М.: Академия, 2004.
21. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – 428 с.
23. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO . - M., 2001 № 4.
24. Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб: КАРО, 2005.
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М.. 1995.
26. Филиппова Г. Г. Психология материнства. – М.: Изд-во института психотерапии, 2002.
27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
28. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
29. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И. Фельдштейна - М., -В., 1995.
30. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2001.
1,200 руб.