Введение
Актуальность поставленных в исследовании проблем обуславливается неэффективным государственным управлением системой здравоохранения, нерациональным распределением финансовых ресурсов среди муниципальных медицинских учреждений. Использование не в полной мере принципа многоканального финансирования отрасли оставляет не решенной проблему нехватки финансовых средств. Оторванность проводимых мероприятий по развитию системы муниципального здравоохранения от реальных нужд населения снижает эффективность полученных результатов. Целесообразность осуществления стратегического управления обуславливается тем, что для повышения эффективности функционирования муниципального сектора здравоохранения необходим комплексный подход к решению задач.
Особо актуальным на сегодняшний день в современных экономических, политических и социальных условиях является процесс формирования трехуровневой структуры организации и управления медицинской помощью: муниципальной, региональной и федеральной. На первый план выходит проблема совершенствования управления муниципальным уровнем здравоохранения. Именно в муниципальной системе оказывается населению основной объем первичной медико-санитарной помощи.
Одной из важнейших задач управления муниципальным здравоохранением является создание соответствующих условий для получения необходимого объема медицинской помощи в местных учреждениях здравоохранения.
Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Повышение эффективности управления системой муниципального здравоохранения (на примере Администрации г. Краснодара)».
Формирование теоретических и прикладных положений работы происходило на основе изучения материала исследований отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления, таких как Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж., Ансофф И., Дафт Р.А., Фатхутдинов Р.А., Виханский О.С., Тренев Н.Н., Веснин В.Р. Ими разработаны методические и методологические положения в области стратегического управления, касающиеся предприятий и учреждений бизнеса. Проблемы теоретических основ управления муниципальными субъектами в общей системе государственного здравоохранения нашли свое отражение в работах Шишкина СВ., Шеймана И., Власова В.В., Чуваткина П.П., Линденбратена А.Л., Зельковича P.M. В числе авторов, посвятивших свои труды изучению современного состояния муниципального сектора здравоохранения и разработке прикладных положений для медицинских учреждений следует назвать Шепина В.О., Бергмана А.В., Румянцева Ю.Ю., Данилова А.В. Тем не менее, в проводимых исследованиях не рассматривается вопрос необходимости введения системы стратегического управления муниципальным здравоохранением для повышения его управляемости и эффективности функционирования.
Принимая во внимание то, что методические и методологические основы формирования системы государственного стратегического управления отраслью здравоохранения на муниципальном уровне рассмотрены недостаточно, то возникает необходимость разработки и обоснования такой системы стратегического управления, которая была бы способна осуществить эффективное использование имеющегося потенциала конкретного муниципального образования, применять различные методы и способы воздействия для социального и экономического развития управляемой системы.
Объектом исследования дипломного проекта является система муниципального здравоохранения г. Краснодара.
Предметом исследования дипломного проекта является Управление системой муниципального здравоохранения г. Краснодара.
Цель исследования - разработка принципов управления устойчивым развитием системы муниципального здравоохранения в г. Краснодаре.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Охарактеризована сущность и основные подходы к управлению системой муниципального здравоохранения в РФ.
2. Проанализирована нормативно-правовая база функционирования системы муниципального здравоохранения и особенности финансирования системы муниципального здравоохранения в РФ.
3.Проанализированы проблемы в области управления системой муниципального здравоохранения в г. Краснодаре.
4. Разработан проект мероприятий по развитию системы управления в области муниципального здравоохранения г. Краснодара и проведена оценка их социально-экономической эффективности.
Методологическую основу исследования составили системный подход и системный анализ. При выработке и обосновании основных положений применялись методы эмпирического исследования - наблюдение, сравнение, измерение, а также экономико-математические методы.
Информационную базу исследования составили материалы официальной отчетности, внутреннего производственного учета медицинских учреждений, статистические данные Госкомстата РФ, нормативные документы министерств и ведомств, законодательные акты РФ.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее научные результаты могут быть использованы для совершенствования организации управления системой муниципального здравоохранения с применением принципов стратегического управления и планирования. Разработанные теоретические и методические положения стратегического управления системой муниципального здравоохранения можно использовать для преподавания спецкурсов в высших учебных заведениях.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам исследования и включает введение, три главы, заключение и список литературы.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические и законодательные основы системы муниципального здравоохранения в РФ
1.1. Сущность и основные подходы к управлению системой муниципального здравоохранения в РФ……………………………………………………………..
1.2.Нормативно-правовое регулирование системы муниципального здравоохранения в РФ……………………………………………………………..
1.3.Финансирование системы муниципального здравоохранения в РФ………………………………………………………………………………….
Глава 2. Проблемы управления системой муниципального здравоохранения
2.1.Структурно-функциональный анализ Управления здравоохранения г. Краснодар…………………………………………………………………………
2.2.Анализ статистических показателей и проблемы в организации муниципального здравоохранения в г. Краснодаре……………………………….
2.3.Оценка эффективности действующей системы управления муниципальным здравоохранением г. Краснодара……………………………………………………
Глава 3. Пути реформирования управления системой муниципального здравоохранения г. Краснодара
3.1. Основные направления повышения эффективности управления системой муниципального здравоохранения г. Краснодар…………………………………
3.2. Стратегия повышения качества и доступности медицинской помощи как приоритетная задача органов системы управления муниципальным здравоохранением г. Краснодара……………………………………………………
3.3.Оценка социальной эффективности предложенной стратегии управления муниципальным здравоохранением г. Краснодара…………………………….....
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа специальной литературы и информационно-правовых источников и статистических сборников о состоянии и развитии управления муниципальной системой здравоохранения г. Краснодара, считаю целесообразным сделать ряд выводов.
Анализ состояния системы здравоохранения г. Краснодара показал, что в последние годы (2006-2007 гг.) наметилась положительная динамика показателей рождаемости и общей смертности. Снизилась естественная убыль населения (за 3 года почти в 1,5 раза). Частично естественная убыль компенсируется за счет миграционных процессов. Продолжается снижение показателя младенческой смертности, в основном, за счет снижения смертности в неонатальный период.
Амбулаторная сеть: неукомплектованность врачами и средним медицинским персоналом; основная структура затрат по-прежнему приходится на стационарную помощь; не выполняется норматив инфекционной койки; существует проблема госпитализации ревматологических больных.
Основным результатом совершенствования управления системой муниципального здравоохранения г. Краснодара является повышение качества медицинской помощи.
Для снижения уровня госпитализации интенсивнее внедрять стационарзамещающие технологии. На базе нескольких крупных поликлиник города создатьмежполиклинические консультативно-диагностические отделения. На базе стационаров шире использовать койки дневного пребывания.
Устранить перекос формирования стационарного и амбулаторно-поликлинических звеньев медицинскими кадрами, т. е. устранить переизбыток врачебных кадров стационаров в сторону участкового звена, где укомплектованность физическими лицами составляет 66 %. Продолжить работу по оснащению детских поликлиник, родильных домов, отделений второго этапа выхаживания, детских больниц лечебно-диагностическим оборудованием. Добиться смещения приоритета в объемах бюджетного финансирования в сторону амбулаторно-поликлинического звена.
Процедура управления в сфере муниципального здравоохранения в определенной мере может соответствовать получению ответов на следующие вопросы: “Что надо делать?” - последовательность этапов анализа информации, поиска, принятия, реализации и оценки решений. “Кто должен делать?” - определение кадровых ресурсов, их квалификации, затрат на оплату труда, взаимоотношений, ответственности, структуры учреждений. “Как надо делать?”- каким образом проводить анализ полученной информации, как искать, вырабатывать, реализовывать и контролировать решения, как планировать работу и корректировать планы в зависимости от изменения ситуации в системе. “Когда, где и чем сделать?” - определить периодичность и порядок сбора информации, необходимые методики, оборудование, сроки и т. д.
Целью создания информационной технологии управления качеством медицинской помощи является получение максимально высокого результата деятельности системы в условиях снижения или стабилизации затрат.
Создание подобной системы управления качеством потребует структурной перестройки, корректировки системы финансирования, разработки или адаптации нормативов и критериев (стандартов), внедрения автоматизированных экспертно-аналитических систем и формирования своеобразной информационной среды в виде “единого информационного пространства”. Последняя должна помочь органам управления направить деятельность системы здравоохранения на удовлетворение потребностей населения в качественной и безопасной медицинской помощи, обеспечить контроль за результатами, способствовать организации взаимодействия и координации всех государственных, общественных и иных структур в вопросах обеспечения достаточного уровня здоровья населения.
Приоритетным направлением деятельности здравоохранения становится профилактика заболеваний путем диспансеризации трудоспособного населения, а также лиц, проживающих в сельской местности. Основная цель диспансеризации - раннее выявление и эффективное лечение заболеваний, являющихся основной причиной смертности и инвалидизации трудоспособного населения Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемый комплекс мероприятий в совокупности с другими управленческими решениями позволит значительно улучшить охрану здоровья населения края и снизить естественную убыль населения к 2010 году.
3,000 руб.
Список литературы
Бояджян В. А., Гаенко О. Н. Система диагностически связанных групп как инструмент определения стоимости больничного лечения в условиях медицинского учреждения. //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 2006 г., № 3, с. 41–44.
Быкова Ж. Е. Организационно-правовые основы экспертной службы. //Медицинское страхование. № 13–14, с. 20–24.
Байда В. Д., Яксен Э. О. Экспертная оценка качества лечебного процесса в стационаре и поликлинике. //Здравоохранение. 2006 г., № 9, с. 21–25.
Бояджан В. А., Щепин В. О. Медицинское страхование и использование диагностически связанных групп. // Здравоохранение. 2006 г., № 9, с. 21–25.
Волков И. М., Зверева В. И., Агранатова Ж. Д. и др. Показатели деятельности акушерских стационаров с учетом индикаторов, рекомендуемых ВОЗ. Материалы 3 Российской конференции “Развитие стационарной медицинской помощи в период реформы здравоохранения в России”. 30–31 мая 2006 г., с. 191–194.
Веренцов М. М., Волошин Г. Я., Макаров П. Г., Колесова О. П. Некоторые вопросы разработки системы контроля качества медицинской помощи. //Ж. Здравоохранение Российской Федерации. 2007 г., № 2, с. 32.
Вялков А. И. Социально-гигиеническое обоснование реформы здравоохранения на территориальном уровне. Автореферат кандидатской диссертации. 2007 г.
Вялков А. И. О деятельности органов и учреждений здравоохранения в условиях перехода к рыночным отношениям. Методические рекомендации. 2006 г., с. 56.
Вялков А. И. Методологические основы оптимизации процесса управления здравоохранением в условиях реформирования экономики.//Сборник материалов. Краснодар. Октябрь 2007 г., с. 14–19.
Гришин В. В., Киселев А. А., Кардашев В. Л., и др. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира. М., 2005 г., с. 62.
Гольберг Я. С. Совершенствование управления качеством терапевтической помощи. //Здравоохранение. 2007 г., № 4, с. 18–21.
Кузнецова Е. Ю., Грандилевская О. Л. К вопросу об оценке качества медицинской помощи детям. //Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине. Материалы конференции ППМИ. 2007., c. 94–95.
Кучеренко В. З., Федорова Э. Г., Борисов М. В. Оценка методик анализа диагностических ошибок. ////Здравоохранение Российской Федерации. 2007 г., № 3, с. 5–8.
Кучеренко В. З., Мыльникова Г. С. К оценке качества медицинской помощи в новых условиях хозяйствования. //Здравоохранение Российской Федерации. 2007 г., № 3, с. 5–8.
Лебедева И. В. Лицензирование. Аккредитация. Сертификация. Альманах “Главный врач”. 2006., вып. 1, с. 49–54.
Линд В. А., Федотов Ю. Н., Шапиро М. И. и др. Автоматизированные методы вневедомственной оценки качества оказания поликлинической помощи в системе ОМС. //Медицинское страхование. 2006 г., № 13–14, с. 30–34.
Лисицын Ю. П., Отдельнова К. А. К вопросу о критериях качества медицинской помощи. //Здравоохранение Российской Федерации. 2007., № 11, с. 3–6.
Логвиненко Г. А., Бажан Т. А., Лактионов В. Г. Особенности экспертной оценки качества амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению. //Здравоохранение. 2006 г., № 1, с. 21–23.
Логинова Е. А., Зимовский Б. Ф., Ромашова Т. И., Никитин И. К. К проблеме рационального использования коечного фонда. //Здравоохранение. 2006 г., № 4, с. 26–30.
Лисицин Ю. П., Отдельнова К. А. К вопросу о критериях качества медицинской помощи. //Ж. Здравоохранение РФ. 2007 г., № 11, с. 36.
Лисицин Ю. П. Экономика и управление здравоохранением. М., 2007 г., с. 199–234.
Малахов В. Н. Внешний межлабораторный контроль клинико-биохимических исследований. Альманах “Главный врач”. 2004 г., вып. 1, с. 46–49.
Медицинское страхование. Экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Методическое пособие. //Под. ред. Чавпецова В. П., Гришина В. В., Семенова В. Ю., Глущенко П. П. М. 2005 г., с. 168.
Михайлов В. В. Экспертиза в практике работы страховой медицинской компании. В кн. “Актуальные проблемы здравоохранения Краснодара” 2007., с. 28–30.
Мыльникова И. С. Что такое “стандарты качества”, или еще раз об объектах стандартизации в медицине. //Ж. Главный врач. 2006 г., № 1, с. 61–71.
Методические материалы по переводу учреждений здравоохранения на экономические методы управления в условиях перехода отрасли на принципы медицинского страхования// Сборник материалов. Краснодар. Октябрь 2007., с. 61–63.
Мескон Ф. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. //Пер. с англ. М., “Дело”. 2006 г., с. 702.
Полякова Т. И. Роль профессиональных медицинских ассоциаций в решении проблем качества медицинской помощи // Сборник материалов. Краснодар. Октябрь 2007., с. 61–63.
Статистический сборник. Здравоохранение г. Краснодара 2005-2007 гг. // Сборник г. Краснодара – 2007.
Принципы обеспечения качества. Отчет о совещании ВОЗ Краснодарского края 17–19 мая 2007.
Робинсон Т.. Методологические проблемы повышения качества медицинской помощи в условиях ограниченной ресурсной базы – М., 2006
Решетников А. Б.// Здравоохранение Российской Федерации. 2007., № 8, с. 35.
Сафонов А. Г., Логинова Е. А. Стационарная медицинская помощь (основы организации). М., 2006 г., с. 180–196.
Танигин В. Н.//Основы стандартизации и управления качеством. М., 2007 г., с. 207–209.
Сборник официальных документов Ассоциации врачей России: Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Под. ред. В. Н. Уранова. Москва., ПАИМС. 2007 г., с. 96.
Сергеев Ю. Д. Ответственность медицинского персонала за неоказание помощи больному. Альманах “Главный врач”. Вып. 1, 2004 г., с. 38–46.
Светличная Т. Г., Сидоров П. И., Ковалев О. В., Зенишина В. Е., Котов Д. И. К проблеме оценки качества медицинской помощи. //Ж. Социальная гигиена и история медицины. № 3, 2007с. 29–31.
Семенов В. Ю. Определение условий экономии финансовых ресурсов в эксперименте по интенсификации использования коечного фонда больниц. //Ж. Советское Здравоохранение. 2006 г., № 9, с. 19–22.
Стародубов В. И. Охрана здоровья населения России — одна из форм социальной защиты. //Медицинское страхование (прилож. “Московский регион”). 2005 г., с. 24.
Субботина Л. Н. Пути совершенствования контроля качества медицинской помощи в Краснодаре //Медицинское страхование г. Кубани 2007 г., № 13–14, с. 25–37.
Топалов К. П. Формирование клинико-статистических групп и определение стандартов КСГ. В кн. “О деятельности органов и учреждений здравоохранения Краснодарского края в условиях перехода к рыночным отношениям”. Краснодар. 2007 г., с. 32–36.
Тэгай Н. Д., Копосов П. В. Контроль качества медицинской помощи в системе ОМС. //Ж. Здравоохранение. 2006 г., № 3, с. 7–32.
Чавпецов В. Ф., Перепеч Н. Б., Михайлов С. М. и др. Основы экспертизы качества медицинской помощи и автоматизированная технология его оценки. Методическое пособие. Федеральный фонд ОМС. Санкт-Петербург. 2007 г., с. 42.
Цыбульская И. С., Волков И. М., Фролова О. Г. и др. Роль первичной документации в становлении системы мониторинга здоровья и совершенствования качества медицинской помощи беременным, роженицам и новорожденным. Материалы 3 Российской Конференции “Развитие стационарной медицинской помощи в период реформы здравоохранения в России”. Москва, 30–31 мая 2006 г., с. 244–246.
Шейман И. М. Подходы к созданию интегрированной системы оказания и финансирования медицинской помощи. //Медицинское страхование. 2006 г., № 13–14, с. 59–73.
3,000 руб.