Потрясшее XX век социальное явление, названное фашизмом, до сих пор вызывает широкие дискуссии в научном мире, в том числе среди историков и политологов. Американский политолог А. Грегор считает, что все концепции фашизма можно свести к следующим шести интерпретациям: 1) фашизм как продукт «морального кризиса»; 2) фашизм как вторжение в историю «аморфных масс»; 3) фашизм как продукт психологических расстройств; 4) фашизм как следствие классовой борьбы; 5) фашизм как функция особой стадии экономического развития; 6) фашизм как тоталитаризм .
Более правильной, на наш взгляд, является последняя.
Термин «тоталитаризм» стал употребляться для обозначения фашистского режима в Италии и германского национал-социалистического движения еще в 20-е годы. С 1929 года, начиная с публикации в газете «Таймс», его стали применять и к политическому режиму Советского Союза. Постепенно из политической публицистики этот термин входит в научный оборот для характеристики режимов фашистских государств и Советского Союза. На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как «восстание против всей исторической цивилизации Запада» . Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало «холодной войны» дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма. В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому социальному феномену, где был сделан вывод, что «тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все — от воспитания детей до выпуска продукции — контролируется из единого центра» .
Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеи тоталитаризма, основные возражения которой сводились к следующему: с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в социалистических странах (Г. Гласснер); не бывает такой вещи, как целиком контролируемая или неконтролируемая система (А. Кун); не существует модели тоталитаризма, так как взаимоотношения между условно принятыми элементами ее никогда не были разъяснены (Т. Джонс); тоталитарная модель игнорирует «источники общественной поддержки» существующей в СССР власти (А. Инкельс) . Однако, несмотря на критику, поиск оптимальной модели тоталитаризма продолжается по сей день.
Итак, целью настоящей работы является исследование фашистского политического режима.
Для достижения указанной цели перед работой ставятся следующие задачи:
1. Определить понятие политического режима, тоталитарного политического режима.
2. Изучить особенности фашистского политического режима.
3. Исследовать причины возникновения тоталитарного фашистского политического режима.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Понятие и признаки тоталитарного политического режима 5
Глава 2. Фашистский политический режим как правототалитарный политический режим 13
Глава 3. Причины возникновения тоталитарного фашистского политического режима 20
Заключение 26
Список использованной литературы 29
1,200 руб.
Разновидностью авторитарного политического режима является тоталитарный политический режим. Его отличительными признаками являются: господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем; правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Абсолютная концентрация власти, объединяющей (при отсутствии независимого правосудия) и законодательную, и исполнительную власти в одном органе; крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан; бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению; милитаризация экономики и люмпенизация населения, организуется общественно-политическое движение в поддержку правящего режима.
Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его основе тоталитарная идея. Именно она отличает одну форму тоталитаризма от другой.
Изложенная концепция тоталитаризма исходит из европейских реалий и потому применима прежде всего к европейским социальным структурам. Что же касается стран Востока, и в частности Японии, то можно сказать, что эти общества столь специфичны, что европейские категории здесь не всегда срабатывают. А посему и говорить о тоталитаризме в Азии как совокупности определенных признаков можно с большой долей приближения. Тем не менее есть один фактор самодовлеющий, представляющий суть тоталитаризма. Это общественно-политическое движение тоталитарного типа. Нужно иметь в виду, что тоталитаризм есть не просто набор неких признаков, но именно форма осуществления властных функций. Если в обычном (традиционном) государстве эти функции реализуются через государственные структуры сверху вниз, по нисходящей, то в тоталитарном обществе власть осуществляет свои прерогативы, и прежде всего их «негативную» часть — функции подавления и принуждения,— руками самих же граждан через общественно-политическое движение, т. е. «снизу». И в этом смысле наличие такого фактора, как общественно-политического режима тоталитарного типа, является непременным для любого тоталитарного общества, в том числе восточного.
Фашизм (итал. fascismo) в узком смысле — политическое движение в Италии, возглавлявшееся Бенито Муссолини. Позже фашизмом стали называть любые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной консолидации или расовой исключительности. Фашизм можно также толковать как форму популистского ультранационализма, основанного на обращении к прошлому, его романтизации и идеализации. Фашизм – правая крайняя форма тоталитаризма.
Идея примата государственного, расового на личным и индивидуальным - одна из базовых идей фашизма. Для фашизма характерно сильное стремление к единообразию и «национальной консолидации»; отсюда проистекает нетерпимость фашистов к любому инакомыслию, а также к национальным, религиозным и прочим меньшинствам.
Фашизм обычно характеризуется следующими чертами:
1. Способствует национальной консолидации: существует во имя государства, и возвышает его над личностью, особенно в виде превосходства самого государственного аппарата и слияния народа с ним.
2. Базирует свою власть на едином лидере, вожде.
3. Использует жесткие методы и современные политические технологии пропаганды и цензуры в борьбе с политическими оппонентами.
4. Использует насилие и современные политические технологии пропаганды и цензуры с целью подавления политических оппонентов.
5. Выступает за строгую экономическую и социальную регламентацию.
6. Сплачивает производство в корпоративные блоки (корпоратизм).
7. Проводит политику тоталитарного контроля над обществом.
8. Тем не менее, фашистским режимам порой удаётся добится серьезных успехов в экономике и военной сфере.
Фашизм отличается от нацизма, идеи которого выросли из идеологии итальянского фашизма, тем, что если фашизм провозглашает идею национальной консолидации, то нацизм базируется на политике расовой исключительности.
1,200 руб.
1. Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: Март, 2004.
2. Бессонов Б. Фашизм: идеология и практика. М., 1985.
3. Будерон Р. Фашизм: идеология и практика. М., 1983.
4. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. – М.: Высшая школа, 2005.
5. Воробьев К.А. Политология. – М.: Академический проект, 2003.
6. Игрицкий Ю.И. Концепции тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе. «История СССР», 1990, № 6.
7. Латышев И. A. Внутренняя политика японского империализма накануне войны на Тихом океане. М., 1955.
8. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр, 2003.
9. Рахшмир П. Ю. Новейшие концепции фашизма в буржуазной историографии Запада. М., 1979.
10. Самойлов Э. В. Общая теория фашизма. Фюреры. В 2-х томах. - Обнинск, 1992.
11. Темнов Е.И. Теория государства и права. – М.: Экзамен, 2004.
12. Fгidгiсh С. J., Вгzezinski Z.K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambridge (Mass.), 1956.
13. Gгеgог A.J. The fascist persuasion in radical politics. Princeton (N. J.), 1976.
14. Schapiro L. Totalitarianism. Basingstore, 1972.
15. Totalitarianism. Proceedings of a Conference Held at the American Academy of Arts and Sciences. March 1953. Cambridge (Mass.), 1954.
16. Wippermann W. Faschismus theorien. Zum Stand der gegenwartigen Diskussion. Darmstadt, 1972.
1,200 руб.