Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
На современном этапе роман М.Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» является одним из дискуссионных и противоречивых с точки зрения критики. Многие исследователи в области литературы и философии называют Достоевского М.Ф. продолжателем и выразителем идей философии экзистенциализма, которая базируется на проблемах человека, его существования в мире. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: “Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути?”. Если проанализировать творчество М.Ф. Достоевского, а особенно его последний роман «Братья Карамазовы», то образ Ивана Карамазова в романе Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы” переплетен с образом “бунтующего человека” в экзистенциальной философии Камю.
На современном этапе проблема “бунтующего человека” весьма интересна в современном мире. Она определяется единственно тем, “что сегодня целые общества стремятся обособиться от священного. Мы живем в десакрализованной истории... сегодняшняя история вынуждает нас признать, что бунт - это одно из существенных измерений человека. Он является нашей исторической реальностью... Но можно ли, пребывая вне сферы священного и его абсолютных ценностей, обрести правило жизненного поведения? - таков вопрос, поставленный бунтом”, - такой вопрос ставят перед собой многие писатели, мыслители.
Достоевский М.Ф., будучи писателем, не ставил вопросов, не создавал идей так, как создают их философы или ученые. Как отмечает М.М. Бахтин, он создавал живые образы идей, иногда угаданных им, в самой действительности, которые несли в себе философские взгляды экзистенциализма.
Актуальность изучения данной проблемы обоснована тем, что в литературной критике о Достоевском Ф. М. по-разному объясняют феномен экзистенциализма в творчестве Ф. М. Достоевского. Существует острая практическая необходимость в рамках нашего исследования обосновать точки зрения разных исследователей на мотивы экзистенциализма в творчестве Достоевского М.Ф. на примере анализа его романа «Братья Карамазовы». Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Мотивы экзистенциализма в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Объект исследования – роман ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
Предмет исследования – мотивы экзистенциализма в романе «Братья Карамазовы»
Цель исследования – проанализировать экзистенциональные мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» на примере становления бунтующей личности Ивана Карамазова.
Достижению поставленной цели, будет целесообразным решение следующих задач:
1. Дать критический обзор исследований мотивов экзистенциализма в творчестве М.Ф. Достоевского в трудах отечественных и зарубежных литературоведов.
2. Обосновать основные направления развития философии экзистенциализма. 3. Рассмотреть экзистенциализм в творчестве Ф.М. Достоевского.
4. Проанализировать идейное содержание и философские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
5. Изучить экзистенциальный феномен образа главного героя Ивана Карамазова в романе Ф.М. Достоевского.
В качестве гипотезы нашего исследования, мы предполагаем, что Ф.М. Достоевский может по праву называться экзистенциалистом, так как роман «Братья Карамазовы» отражает все основные направления философии экзистенциализма.
В работе использован ряд общих положений, почерпнутых в монографиях, посвященных вопросам структурно-семантической организации романов Достоевского, выявлению особенностей его художественного видения: Г. Щенников Художественное мышление Ф. М. Достоевского. - Свердловск, 1978; Ю. Селезнев В мире Достоевского. - М., 1979; В. Одиноков Типология образов в художественной системе Достоевского. - Новосибирск, 1979; В. Кирпотин Мир Достоевского. Статьи. Исследования. - М., 1983; Р. Клейман Сквозные мотивы творчества Достоевского. - Кишинев, 1985.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения мотивов экзистенциализма в творчестве Ф.М. Достоевского
1.1.Критический обзор исследования мотивов экзистенциализма в творчестве М.Ф. Достоевского в трудах отечественных и зарубежных литературоведов…………………………………………………………………..6
1.2. Основные направления развития философии экзистенциализма………..13
1.3. Экзистенциализм в творчестве Ф.М. Достоевского……………………..24
Глава 2. Анализ романа Достоевского Ф.М. «Братья Карамазовы» с позиции философии экзистенциализма
2.1. Идейное содержание и философские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»…………………………………………...29
2.2. Экзистенциальный феномен образа главного героя Ивана Карамазова в романе Ф.М. Достоевского……………………………………………………...37
2.3. Стадии развития экзистенциального мировоззрения Ивана Карамазова в романе «Братья Карамазовы»…………………………………………………...48
Заключение……………………………………………………………………….85
Список литературы………………………………………………………………88
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
- Образ Ив. Карамазова в романе “Братья Карамазовы” Ф.М. Достоевского отображает философию “бунтующего человека.”
- В работе были рассмотрены 3 этапа протекания бунта героя. Данные этапы были выделены на основании анализа мировоззрения героя, его “эволюции” и продвижении в действии. Тем паче, что подобные этапы просматриваются в состоянии любого бунта, к такому выводу пришел Камю в своей работе “Бунтующий человек.” Он, вслед за Достоевским, изучает проблему бунта, основываясь на материале философской прозы 19 и 20 в.в. И отмечает основные тенденции в развитии бунтарских настроений.
- Первый этап бунта Ивана - отрицание Бога. Ив. Карамазов приходит к отрицанию Бога из-за страдания, увиденного им вокруг, которое не может оправдать промысел Божий, мир Божий и Божью Истину. Но, как мы выяснили, Иван - не единственный человек, который возроптал на Бога из жалости к другим людям. По мнению религиозных философов, в частности Бердяева, жалость к людям может быть и самым высоким чувством, не может быть и отрицательным чувством, вызвать отвержение Бога, ибо человек испытывает богооставленность. Но только христианство дает смысл страданию и делает его выносимым через тайну креста. Иван не понимает этого и поэтому встает на путь бунта против Бога, но не столько против него, сколько против миропорядка, созданного им. Иван, в разрез с мировоззрением самого писателя, отвергает идеал Христа ради Истины, факта.
- Достоевский же считает, что один только разум не способен понять добро и зло. Он даже не в состоянии их развести и постоянно путает одно с другим. Что и произошло с Иваном. По мнению писателя, Истина одна, и она в Христе - идеале Нравственности, Красоты и Добра.
- На этом этапе Иван отвергает любовь, Бога, бессмертие, для него нет бессмертия, нет награды, нет кары. В своем проявлении герой Достоевского не является одинокой фигурой не творческом поприще. Вслед за Камю, в этой главе мы отмечаем, что бунт против Бога был предпринят и маркизом де Садом, и героями Виньи, Лермонтова. Поэтами Бодлером и Ласенером, что еще раз подтверждает умение Достоевского - гениального художника выделить самое главное из многих голосов и показать его в художественном и философском осмыслении.
- Следующий этап бунта Ивана - нигилизм. Романтический бунт Ивана превращается во “все дозволено”, в революцию нигилизма. Поэма “Великий Инквизитор” раскрывает новую ступень в мировоззрение Ивана - идея всеобщего равенства путем временного закабаления - вот идеал Ивана.
Из трех тезисов Ивана - бытие бессмысленно, Бога нет, бессмертия нет - непосредственно следует мысль о невозможности объективного нравственного закона. Четкое следствие из всего этого звучит буквально: “Все дозволено!” Он отвергает не только Бога, но как следствие мир, смысл всего существующего, он по своему усмотрению выводит новые ценности, взамен отрицанию и разрушению старых. Рассматриваемое явление - нигилизм - нашло широкое отражение в философии XX века. Это и Штирнер и Ницше, и экзистенциалисты. Все они отвергают бога, а взамен предлагают разрушение морали, старых порядков и возведение в ранг ценностей “сверхчеловека”, “свое Я”, “абсурд”.
- На данном этапе бунта Иван Карамазов перекликается с образом Заратустры, созданным великим отрицателем, великим нигилистом - Ницше. Иван Карамазов восстает против Бога - убийцы; замыслив свой бунт, он извлекает из него закон убийства. Нигилистическое отрицание веры христианской есть прежде всего бунт против власти, которую они представляют. Ни один нигилист не видит в отрицании ничего, кроме средства к достижению высшей цели. Воля в нигилистическом сознании, как говорил сам писатель, “ближе всего к ничто, самые уверенные ближе всего к самым нигилистичным.” Конечная цель радикального нигилизма есть уничтожение человечества. Но он ведет людей с завязанными глазами, чтобы они в пути были немножко счастливы, - в этом своего рода извращенная человечность. Еще одна причина бунта героя - гордость, самолюбие. Именно они толкают Ивана на уже существующих ценностей, на путь преступления.
- На третьем этапе бунт Ивана выливается в “метафизическую революцию”, в “нигилизм действия.” Добродетель не существует, точно так же, как и бессмертие, значит можно допустить убийство, отца. В отцеубийстве разрывается связь человечества во времени и тем самым в конечном счете с Богом как творцом ограниченного временем человека. Отказ от нравственного закона мстит за себя утратой самоуважения. Там, где имеет место переоценка ценностей, вообще не остается никакой принимаемой всерьез ценности. Достоевским сделано уникально описание бесовства в этой связи. Дьявол есть появляющееся на поверхности сознания расколотое Я. Такое зло есть одновременно и продукт раздвоения человеческого, и выражение его собственного Я. Иван - образ, который испытывает на себе раздвоение сознания, заражение “бесовством”. Причина болезни - дилемма, вставшая перед ним: быть добродетельным и отказаться от бунта или не быть им и продолжать бунт.
Достоевский показывает в романе, что бунт ведет к крушению личности, к тому, что человек перестает различать добро и зло. Бунт есть не свобода, а рабство. Ибо человек только тогда и именно в нравственном смысле свободен, когда его воля обращена к добру.
Достоевский беспощадно обнажил злящую бездну небытия, но он не предлагает ни не удовлетворяющего решения, ни обрывков абсурдной парадоксальной веры, близкой к отчаянию, не снимающей угрозу; он не предлагает власть, силу и здоровье, в которых у человека по прежнему просвечивают все тоже бессилие, слабость и болезнь.
3,000 руб.
Список литературы
1.Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Полн. собр. соч.: в 30-ти.т. т.14. - Л.: Наука, 1976. - 511 с.
2. Достоевский Ф.М. Бесы. // Там же, т.10 - 519 с.
3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. // Там же, т. 21 -551 с.; т.23-421с.; т.25.-518с. т.27-429 с.
4. Алексеев М.В. Эстетическая многоплановость творчества Достоевского. //Достоевский. Новые материалы и исследования. 1973 - С. 211-220.
5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского - М.: Сов. Россия, 1979 -318с.
6. Белованов Г.В. Старец Зосима и епископ Игнатий Брянчашенов // 7. Достоевский. Материалы и исследования. - СПб.: Наука, 1992 -Новые материалы и исследования. 1973.- С.167-179
8. Бердяев Н.Н. О назначении человека. - М.: Республика, 1993, - 382 с.
9. Буданова Н.Ф. Достоевский о Христе и истине. -382 с. // Достоевский. Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1992. - С. 21-29
10. Буланов А.М. Статья Ив. Карамазова о церковно-общественном суде в идейно-художественной структуре последнего романа Достоевского. // Достоевский . Материалы и исследования.- СПб.: Наука, 1994. - С. 83-88
11.Великовский С. И. Грани несчастного сознания.- М.: Худ. литература, 1973 -320с.
12. Вышеславцев Б. Чувство греха.// Слово- 1990. № 12 -С. 93-109.
13. Гайденко П. Нигилизм. // Философская энциклопедия 4 т.-М.: Сов. Энциклопедия, 1967. С.15-17.
14. Горький М. О “карамазовщине”. // Достоевский Ф.М. в русской критике. Сборник статей. -М.: Гослитиздат, 1956. - с.389-393.
15. Гус С.М. Идеи и образы Достоевского.-М.: Худ. литература, 1971.-592 с.
16. Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура.- М.: Искусство, 1990.- 400 с.
17. Джексон Р.Л. Проблема веры и добродетели в “Братьях Карамазовых”. // Достоевский. Материалы и исследования СПб.: Наука, 1992.-С.124-132
18. Ерофеев В. Мысли о Камю. Вступительная статья.// Альберт Камю . - М.: Фабр, 1993 - С.5-21
19. Ефимова Н. Мотив библейского Иова в “ Братьях Карамазовых” // Достоевский. Материалы и исследования. -СПб.: Наука, 1994-С.122-132
20. Жожикашвили С. К проблеме построения высказывания у Достоевского // Лит. обозр. -1995.- №12- С. 135-139
21. Захарова Т.В. Три “приговора”. Диалог о человеке.// достоевский. Материалы и исследования. - СПб: Наука, 1992.- С. 113-129
22. Игнатов А. Черт и сверхчеловек: предчувствие тоталитаризма Достоевским и Ницше.// Вопр. ф-фии.-1993. №4.-С. 35-40
23. Иеромонах Серафим (Евгений Роуз). Человек против Бога - М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 1995.-93с.
24. Ильин И.А. Собр. сочинений: в 10-ти т. т.2. кн. 2-М.: Рус. кн., 1993 -478 с.
25. Камю А. Бунтующий человек. // Бунтующий человек - М.: Политиздат, 1990 -410с.
26. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века.-М.: Сов. писатель ., 1989. -646 с.
27. Кашина Н.В. Эстетика Достоевкого. -М.: Худ. лит-ра, 1986 -411с.
28. Коренева М. Властитель дум. Вступительная статья.// Фридрих Ницше. - СПб: Худ. лит-ра, 1993. С.5-13.
29. Куплевацкая Л.А. Символика хротопа и духовные движения героев в романе “Братья Карамазовы” // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб.: Наука, 1992. - С.90-101
30. Кушкин Е.Н. Достоевский и Камю.// Достоевский в зарубежных литературах. - Л.: Наука, 1978. С. 81-117.
31. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении.- М.: Республика, 1996.- 446 с.
32. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.-М. Подитиздат, 1991 -510 с.
33. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат, 1991.-350 с.
34. Луначарский А.В. О Достоевском.// Достоевский Ф.М. в русской критике. Сборник статей. - М.: Гослитиздат, 1956. С. 429-435.
35. Михайловский Н.К. Жестокий талант. // Лит. критика: Статьи о русской литературе XIX - начале XX века. -Л.: Худ. лит-ра, 1989.- 153-235.
36. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М.: Сирин, 1991 -146с.
37. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза.-СПб.: Худ лит-ра, 1993.- 670с.
38. Нейфельд И. Достоевский. // З. Фрейд, психоанализ и русская мысль. -М.: Республика, 1994. - с.59-91.
39. Переверзев В.Р. Творчество Достоевского.// У истоков русского реализма. - М.: Современник, 1989. - С. 455-663
40. Пономарева Г.П. Житийный круг Ив. Карамазова. // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб.: Наука, 1992 -С.167-179.
41. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеперу. - М.: Республика, 1985 - 320с.
42. Осмольский О.Н. Достоевский и русский психологический роман.-Кши.: Штиница, 1981ю-345с.
43. Соловьев В.С. Три речи о памяти Достоевского. // Соч. в 2-х томах. т.2.-М.: Мысль, 1990.-С.112-129
44. Тихомиров Б.Н. О христологии Достоевского. // Достоевский. Материалы и исследования. СПб. :Наука, 1994- с. 102-122.
45. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992.- 510 с.
46. Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература.- Л.: Сов. писатель, 1985 -456 с.
47. Фрейд Э. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе. // З. Фрейд. Психоанализ и русская мысль. -М.: Республика, 1994. -382 с.
Флоренский П. Сочинения в 4-х томах т.1.-М.: Мысль, 1994. -797 с.
48. Хайдегер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. - 445 с.
49. Эмерсон К. Чего Бахтин не смог прочесть у Достоевского // Нов. лит. обозрение. - 1995.-№11-С.19-37.
3,000 руб.