Санкт-Петербург – город, к которому обращались многие писатели, от М. В. Ломоносова до творцов наших дней; город, имеющий множество граней, а так же выполняющий свою, определенную, роль в жизни каждого персонажа русской литературы, встречающегося с ним. В образе Петербурга, созданном русской литературой, можно выделить две грани. Одна идет от Пушкина, запечатлевшего по преимуществу величественный, строгий и стройный облик Петербурга - фасадный, необычайной красоты город, являющийся столицей. Другая, не менее влиятельная традиция, связана с Гоголем, отчасти также и с Некрасовым. Образ Петербурга раскрывается совсем по-иному – практически с точки зрения угнетенного и обреченного на гибель человека. За парадной внешностью Петербурга эти писатели разглядели холодный, жестокий неправедный и гибельный мир человеческого горя и страдания. \"Дух неволи\", отмеченный в Петербурге, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев А. А. Блока, А. Белого, Ф. М. Достоевского. Достоевский создает свой Петербург. Что открывает он в этом городе?
Санкт-Петербург – это город, привлекающий многих своим культурным наследием, своими загадками и противоречиями, своим духом и историей. Часто говорят, что Петербург — это музей под открытым небом. Его историческими зданиями и памятниками архитектуры любуются не только петербуржцы, но и туристы, приезжающие со всех сторон света. Некоторые из них хотят не просто увидеть этот город, насладиться его неповторимым стилем и проникнуться его настроением, а еще и посмотреть на него глазами великого русского писателя — Федора Михайловича Достоевского. Ведь Петербург стал одним из главных героев книг этого писателя. События его романов связаны с домами, набережными, мостами, площадями и переулками Петербурга.
Существует несколько точек зрения на роль города в романе «Преступление и наказание». Одна из них, наиболее распространенная, заключается в том, что Петербург – это полноправный герой романа, влиянию которого подвержены все герои; он внушает противоречивые чувства и толкает людей на необъяснимые поступки. Другая точка зрения заключается в том, что город является отражением состояния героя, своеобразной психологической деталью, глубже раскрывающей личность персонажа.
Поэтому я решила разобраться и понять: случайность ли то, что именно в Петербурге происходит действие романа, или это следствие того, что город давит на людей и является губителем душ?
750 руб.
Введение. 2
Отображение реального Санкт-Петербурга в романе. 4
Болезнь города и его обитателей. 7
Символика в описании города и состояния персонажа. 11
Трагизм судеб в Петербурге Достоевского.13
Заключение. 16
Список используемой литературы. 18
750 руб.
В начале данного реферата указаны две основные точки зрения на роль города в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:
• город как полноправный герой романа;
• город как психологическая деталь.
Какая из характеристик наиболее применима к содержанию романа? Вопрос довольно спорный, но из него вытекает также и другой: не является ли решением проблемы синтез двух характеристик города?
Во-первых, город может сравнится с главным героем произведения: у него точно также есть душа, обладающая присущей ей двойственностью: внешняя сторона (фасад зданий, памятники архитектуры) и внутренняя (задворки города). Также Петербург влияет на всех его обитателе: он словно, давит на героев, толкает их на преступления (в какой-то мере он является соучастником преступления Раскольникова).
Во-вторых, в романе отображается максимально приближенная к реальной жизнь реального города времен жизни писателя, герои которого, такие как Родион Раскольников, Соня, Свидригайлов, живут в «отображениях» реальных домов и районов (топографическая точность, как уже упоминалось, до сих пор является спорным вопросом для исследователей), ходят по вполне конкретным улицам и площадям. Автор показывает не внешний облик столицы, привычный в видении Петербурга, а описывает его внутренние дворы, которые привык видеть сам. Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, темные и узкие улицы, комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы - вот тот Петербург, на фоне которого разворачиваются конфликты и трагедии судеб персонажей.
И, в-третьих, Петербург отображает душевное состояние главного героя – Родиона Раскольникова (то есть является психологической деталью). Духота, пыль, «желтизна» — «все это все это разом потрясало и без того уже расстроенные нервы юноши», также способствовало это совершению преступления. А гроза, предварявшая покаяние, напротив, рассеяла туманные мысли юноши и пролила ему свет на тот грех, который он совершил.
Таким образом, я придерживаюсь той точки зрения, что являет собой синтез двух основных идей: Петербург, отображенный в романе «Преступление и наказание» не что иное как герой и психологическая составляющая, помогающая ярче и четче сформировать образ как главного, так и второстепенных героев.
Достоевский произвел полный переворот в психологии восприятия и художественного изображения Петербурга, можно сказать «вывернул» город наизнанку, показав его внутреннюю, скрытую сторону, которая не каждому придется по душе, но является многогранной, противоречивой, полноценной и, несомненно, важной, как вместилище человеческих судеб и деяний, достойных внимания.
750 руб.
1. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Роман. Л., «Художественная Литература», 1974.
2. К. Тюнькин «Бунт Родиона Раскольникова», статья.
3. С.В. Белов «Роман «Преступление и наказание». Комментрий». Книга для учителя/под редакцией Д.С. Лихачева. – 2-е изд., исправленное и дополненное – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
4. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание: Д70 Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/ Авторы-составители К.К. Страхов, Л.Д. Страхова. – 2-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2001. – 160 с. – (Школьная программа).
5. Н.П. Анциферов «Непостижимый город», статья «Петербург Достоевского», Лениздат 1991 г.
6. В.В. Кожинов «Преступление и наказание Достоевского» - М., 1971
750 руб.