Введение
Содержание
Заключение
Литература
В современных социокультурных условиях России развитие системы образования и качество образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется процесс обучения школьника. В соответствии с Концепцией модернизации образования система образования должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание условий для его самоопределения и самореализации.
Сегодня особое место отводится профессиональному обучению учащихся, которое позволит более полно учитывать мотивацию, интересы, склонности и способности детей, создаст условия для обучения их в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Естественно, что выбор профессии – это не только выбор того или иного вида трудовой деятельности. Выбирая профессию, юноши и девушки осуществляют выбор соответствующего жизненного пути, своего места в жизни общества, своего образа жизни. Этот выбор требует размышлений о социальной среде и о себе, порождает определенные сомнения и противоречия. Чтобы преодолеть эти трудности, необходим высокий уровень развития личности.
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Важным является соответствие эмоционально-оценочных компонентов личности существенным содержательным компонентам профессии, что сделает данный выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека.
1,200 руб.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Жизненное и профессиональное самоопределение личности
1.1.Старшеклассник-субъект профессионального
и жизненного самоопределения……………………………………………...4
1.2. Профориентация учащихся на современном этапе……………………14
1.3. Профессиональное самоопределение учащихся………………………20
Глава 2. Диагностика жизненного и профессионального
самоопределения
2.1. Дифференциально-диагностический опросник……………………….28
2.2. Методика «Профессиональная готовность»…………………………..43
2.3. Анализ результатов……………………………………………………...45
Заключение…………………………………………………………………...47
Список литературы…………………………………………………………..49
Приложение…………………………………………………………………..50
1,200 руб.
Жизненное и профессиональное самоопределение - умение делать осознанный и самостоятельный выбор. Если говорить кратко, то жизненное самоопределение это самостоятельный, осознанный выбор жизненного пути, а профессиональное самоопределение это самостоятельный, осознанный выбор профессионального пути.
И если раньше общество требовало выпускника - исполнителя, то сегодня требуется деятельный, творческий, активный, человек, обладающий значительно большей чем ранее мерой свободы и ответственности.
Жесткие требования работодатели сегодня предъявляют к компетентности и профессионализму специалиста. Чтобы стать профессионалом человеку нужно пройти очень длинный путь.
Человек быстрее становится профессионалом если успешно пройдена 1 стадия профессионального пути — стадия профессионального самоопределения, а в это приходится как раз на 8-9-10 классы и поэтому особенно важна работа по психолого-педагогическому сопровождению в этот период.
Результатом психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся является 3 показателя.
-ценностно-смысловой (наличие мотивов выбора профессии, положительное отношение к ситуации выбора, активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии, наличие запасных вариантов профессионального выбора);
-информационный (полнота и дифференцированность знаний о мире профессий, умение работать с источниками информации, информированность о требованиях профессии к ндивидуальным характеристикам человека);
- деятельностно-практический (умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения, самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов, самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии).
В основном психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения сводится к профориентационной работе для учащихся 9-10 классов. То есть такая работа начинается в 9 классе и ведется по трем направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональное консультирование.
1,200 руб.
Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития). В, 1992, №1.
2. Волович А.С. Проблемы социализации выпускников средней школы. М.: 1990. 231с.
3. Елисеева О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков. 1994. 256с.
4. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993. 267с.
5. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения / Под ред. С.Н. Чистяковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. 83 с.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993. 282с.
7. Профессиограммы в школе. - Минск; 1984. 214с.
8. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.- Воронеж.- 1997. 254с.
9. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации / Под ред. Е.А. Климова.- Пермь, 1989. 213с.
10.Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – Брянск: Изд-во БГУ, 2005. – 183с.
11.Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. – Тула. 1990. 132с.
12.Ретивых М.В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. 111с.
13.Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения. Брянск: Изд-во БГУ, 2003. 97с.
14.Симоненко В.Д., Суровицкая Т.Б., Ретивых М.В., Волохова Е.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск: Изд-во БГПИ, 1995. 100с.
15. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб. 2004. 224с.
16.Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для уч-ся 9 класса общеобр. школы. – М.: Вентана-Граф, 1999. 236с.
17.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 96с.
1,200 руб.