Введение
Содержание
Заключение
Литература
Основной целью экологического воспитания является формирование экологического сознания личности, неотъемлемым элементом которого является экологическая культура. Каждому этапу личностного развития соответствуют свои методы и формы образования, содержание образования, обусловленные психологическими особенностями, спецификой возраста.
В младшем школьном возрасте происходит качественный скачок, определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру.
В качестве основных критериев успешного формирования экологического сознания, на наш взгляд, являются следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:
• усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
• наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
• проявление эстетических чувств, умения и потребность видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
• потребность в общении с живой природой; сопереживание; бережное отношение ко всему окружающему;
• проявление инициативы в решении экологических проблем.
Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности. Показателями сформированности экологической культуры ребенка начальной школы, на наш взгляд, являются:
• соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия;
• выраженная потребность в заботе о животных или растениях;
• способность ребёнка самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
• доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе), готовность ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
Для развития экологической культуры детей младшего школьного возраста можно использовать различные развивающие игры, игры-путешествия по экологическим станциям, диспуты, экскурсии, посещение театров и музеев, написание писем представителям живописного и растительного мира с выделением проблемных вопросов. Приведём несколько таких методов, положительно зарекомендовавших себя на практике.
Цель работы – изучение экологического воспитания младших школьников в группе продленного дня.
Объект исследования – экологическое воспитание младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить особенности группы продленного дня в общеобразовательном учреждении
- выявить особенности экологического воспитания младших школьников
- разработать программу экологического воспитания младших школьников в условиях группы продленного дня.
1,200 руб.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Экологическое воспитание младших школьников в группе продленного дня
1.1. Группа продленного дня общеобразовательного учреждения……….6
1.2. Экологическое воспитание младших школьников……………………9
Глава 2. Программа экологического воспитания младших школьников в условиях группы продленного дня
2.1. Экологические занятия для младших школьников…………………..15
2.2. Прогулка с детьми: смотреть на привычное новыми глазами………25
2.3. Диагностика сформированности экологических качеств
младших школьников………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………37
1,200 руб.
Главная цель экологического воспитания и образования в начальной школе - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.
В процессе работы дети совершают маленькие открытия, проводят наблюдения, не только пассивно «созерцают» окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования. При этом детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.
Такая организация обучения расширяет экологические представления младших школьников, углубляет теоретические знания учащихся в области экологии, обеспечивает более широкую и разнообразную поисковую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды, чем это возможно в рамках традиционной системы обучения. Во время работы совершенствуются умения и навыки младших школьников.
Ознакомление детей с окружающим миром - одна из важнейших линий развития ребенка. Эта линия является стержневой для развития кругозора, речи, мировоззрения, первичных основ формирования научной картины мира.
В наше время, когда планета находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, нельзя не согласиться с тем, что ознакомление с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте и в начальной школе является наиболее благоприятным периодом для решения задачи экологического воспитания.
Решая задачи по ознакомлению с окружающим миром, педагог в первую очередь должен сформировать у детей элементарную систему знаний о природе и обществе, научить понимать и устанавливать существенные связи и зависимости и, самое главное, действовать в соответствии с полученными знаниями.
Уровень образования и развития детей при поступлении в образовательные учреждения различен. Одни дети получили дошкольное образование в детском саду, а другие находились на семейном воспитании. Тем не менее каждый ребенок должен достичь необходимого уровня подготовки к овладению школьными навыками. Поэтому на дошкольной ступени необходима интеграция содержания образования предыдущих возрастных этапов и его четкая согласованность с содержанием программы 1-го класса.
Дети, переходящие с дошкольной ступени в 1-й класс, имеют определенную базу речевого развития, познавательных процессов, обширный кругозор и наблюдательность. Все это помогает им в школьной учебной деятельности. Учителю следует четко отслеживать, учитывать и укреплять эту базу. Она должна составлять основу требований к ребенку и индивидуальной помощи ему. Реализация этих требований определяет новые позиции при построении преемственности программы ознакомления с окружающим миром на дошкольной ступени и в 1-м классе 4-летней начальной школы.
1,200 руб.
. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа, 2003 № 5, с. 64 – 75.
2.Жесткова Н.А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах – М.: Педагогика, 1972. 216с.
3.Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9.
4.Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. 154с.
5.Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980. 213с.
6.Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990. 154с.
7.Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М., 1983. 324с.
8.Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979. 176с.
9. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990. 254с.
10.Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2.
11.Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. 178с.
12.Отношение школьников к природе/Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. 246с.
13. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: Просвещение, 1990. 218с.
14.Программа воспитания детей и учащейся молодежи в РБ – Мн.: 2001. 247с.
15. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе – М., 1977. 183с.
16.Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. – 1988. 327с.
17.Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая школа, 1994. 263с.
18.Педагогика. / Под ред. Харламова И.Ф.-М.: Педагогика, 1987. 348с.
19.Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983. 249с.
1,200 руб.