Актуальность проблемы. С входом в нашу жизнь рыночных отношений, страна поворачивается к капиталистической экономике, меняется социально-психологический климат российского общества и каждой его ячейки в отдельности. В экономической сфере появляется все больше и больше негосударственных предприятий и организаций: акционерные общества, коммерческие, кооперативные и хозрасчетные компании, корпорации, концерны.
Изменение общественно-политического строя, форм собственности, переход на рыночные отношения с иной системой ценообразования, финансовой, кредитной и налоговой жесткостью – все это объективно влияет на ход производственного процесса, на психологию личности, как производителей, так и подчиненных.
И в этой связи, современная деятельность предприятий и различных организаций с их широким спектром экономических и социальных задач уже не может быть успешной без применения психологических знаний вообще, и методов психологического управления в частности.
В данной дипломной работе будет затронут один из актуальных вопросов современной жизни, как добиться эффективности в производственной деятельности, привлечь внимание к психологическим и чисто человеческим аспектам труда.
Объектом исследования является феномен межличностных отношений в трудовом коллективе.
Предмет исследования является взаимосвязь производительности труда и межличностных отношений в трудовом коллективе
Цель исследования: выявить характерные психосоциальные особенности межличностных отношений в трудовом коллективе, влияющих на производительность, с последующей разработкой коррекционной методики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ научной литературы по проблеме изучения психологических аспектов управления, эффективности производственного процесса.
2. . Провести эмпирическое исследование специфики межличностных отношений в трудовом коллективе.
3. Проанализировать полученные результаты используя методы описательной статистики;
4. Разработать практические рекомендации для оптимизации профессиональной деятельности.
Гипотеза: Межличностное взаимодействие в трудовом коллективе сопровождается не только материальным обменом, но и социально-психологическим, порождающее особые межличностные отношения, которые направлены на сохранение целостности и развитие социальных систем, влияющих на эффективность деятельности сотрудников
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………… ……………………………………….3
Глава1.Психосоциальные основы деятельности трудового коллектива.
1.1Межличностные отношения как феномен трудового коллектива……………………………………… ………………….5
1.2 Специфика формирования трудового коллектива……………………..9
1.3 Организационное управление в психологическом ракурсе…………..16
1.4 Эффективность производства в психологическом ракурсе…………..28
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи межличностных отношений трудового коллектива и производительности.
2.1.Программа исследования…………………………………………………33
2.2 Анализ результатов………………………………………..………………34
2.3. Практические рекомендации…………………………………………….47
Заключение………………………………………...……………………………52
Список литературы…………………………….………………………………54
Приложение……………………………………………………………………..57
3,000 руб.
Рассмотренные в данной дипломной работе психологические аспекты управления промышленной организацией в нынешних условиях рыночных отношений направлены преимущественно на психологические знания от теории к решению практических социально-производственных задач.
Практические психологи В. В. Новиков, Ю. М. Забродин в своей работе “Психологическое управление” дали следующее определение: “Производственная организация - это сложная многофункциональная система, эффективность которой сильно зависит от “человеческого фактора” на разных уровнях: от рабочего места до всего предприятия в целом. Анализ и психологически обоснованное управление производственной организацией возможны лишь с позиции системного подхода при применении комплексного метода работы с ней, как объектом управления.
Повышение эффективности деятельности производственной организации возможно путем согласованного применения различных видов воздействия:
• стабилизации состава и структуры производственной организации за счет организационно-технических и социально- психологических факторов, облегчающих адаптацию работника к труду и производственному коллективу;
• совершенствование системы человеческих отношений, управления и самоуправления за счет эффективного взаимодействия администрации и общественных организаций;
использование данных о психологическом климате как интегральном показателе состояния “человеческого фактора” в производственной организации”
Основная роль в психологическом управлении отводится “человеческому фактору”, под которым понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизических свойств, которыми обладают люди, и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности.
Любой работник, являясь членом данного предприятия (коллектива), занимает в нем определенную позицию, то есть именно свою социальную роль. Эффективность выполнения работниками своих обязанностей обусловлено социально-психологическими факторами управления, формирования и развития коллектива, а это: мотивация труда именно на данном производстве, стабилизация кадрового состава, благоприятный психологический климат, психологические аспекты стимулирования добросовестности и инициативности.
Целенаправленное использования этих факторов делают процесс развития коллектива управляемым.
В заключении можно сказать следующее: при всех существующих сложностях и проблемах, с которыми сталкивается завод немало из них было решено и решается, и ситуация на заводе остается не плохой. Важно не забывать, что главное составляющее предприятие - это живые люди.
3,000 руб.
1. Marks Mitchell L., Mirvis Philip H. “Managing mergers, acquisitions and alliances: creating an effective transition structure”. Organisational Dynamics, Winter 2000
2. Mergers & Acquisitions Jou
al, 1998
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., «Наука», 1994. – 324 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, «Аспект Пресс», 2000.–376 с.
5. Асмолов А. Г. Психология личности. Изд-во МГУ, 1990.- 367с.
6. Борисов В.Н. Социально-психологический тренинг межличностного общения. Учебно-методическое пособие. Домодедово: «РИПК МВД России», 1995.
7. В. В. Новиков; Ю. М. Забродин “Психологическое управление производственной организацией” Изд. М. 1992 г.
8. В. В. Новиков “Психологический пульс - Ярославля” М. Ярославль 1998 г.
9. В. В. Новиков “Социальная психология - феномен и наука” Ярославль; ЯрГУ 1997 г.
10. В. Сергеев “Психология для работников кадровой службы” М. “НИОПИК” 1998 г
11. Г. М. Мануйлов “Психологическое управление в рыночных условиях” М; РАН 1997 г.
12. Горбов Ф.Д., Новиков М.А. Экспериментально-психологическое исследование группы космонавтов // Проблемы космической биологии. Т.4. М., Наука, 1965. – 17-26 с.
13. Горбунова М.Ю. Социальная психология. Учебное пособие. Саратов, 2004.
14. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.
15. Журавлев А.Л. Социальная психология. Учебное пособие. Изд. «ПЕР СЭ», 2002. – 351 с.
16. Коллектив и личность. Под ред. К.К. Платонова. М.: Наука, 1975.-263 с.
17. Крылов А.А. Психология. Учебник. М., ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.
18. Крысько В.Г. Социальная психология. Учебник для вузов. Изд-во «»ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. – 448 с.
19. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1999. – 349 с.
20. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. // Метологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. – 151-164 с.
21. Межличностное восприятие в группе. //Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. – 113-114 с.
22. М. М. Сухоруков, В. В. Исаков “Психологические особенности принятия управленческого решения” Изд. Санкт-Петербург 1995 г.
23. Н. Ю. Ахапкин “профессиональное обучение персонала российских предприятий” М. “Общество и экономика” 1997 г
24. Немов Р.С. Психология. 1 кн.: «Общие основы психологии». М., «ВЛАДОС», 2003. – 688 с.
25. Николас Сиропомес “Управление малым бизнесом” М; “Дело” 1997 г
26. Обозов Н.Н. «Межличностные отношения». Изд-во Ленинградского университета, 1979. – 152 с.
27. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов //Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – 121-174 с.
28. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., 1984.
29. Петровский Л. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
30. Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода. //Вопросы психологии. 1981. №1 – 61 с.
31. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология». Изд-во «Речь, С.-П., 2000.- 198 с.
32. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. // Под ред. В.А. Бодрова. М.: ПЭР СЭ, 2003. - 768 с.
33. Прикладная социальная психология. //Под ред. А.Н. Сухова и А. А. Деркача. М.; Воронеж, 1998. – 688 с.
34. Психологическая теория коллектива. //Под ред. Л, В. Петровского. М., 1979. – 239 с.
35. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, «БАХРАХ-М», 2000. – 672 с.
36. Савва Л.И. Межличностное познание, общение и понимание. Мин. образования РФ, Магнитогорск, 2000 г. - …
37. Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции. М., ГИЦ «ВЛАДОС», 2003. – 158 с.
38. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений. Модифицированный тест интерперсональной диагностики Т. Лири. Методическое руководство. М., ВНИИИМТ, 1990 – 49 с.
39. С. Климова “Трудовые отношения на Российских предприятиях” Изд. М, “НИОПИК” 1996 г
40. Собчик Л.Н. Социально-психологическое изучение бригадной формы труда. М., «Наука», 1987. - …
41. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. Ответ. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – 142 с.
42. Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие под ред. М.И. Марьина. М.: ЦОКП МВД России, 2001. - …
43. Софья Нартова-Бочавер. Психология личности и межличностных отношений. Изд-во «Эксмо-Пресс», М., 2001. – 417 с.
44. Уманский Л.И. Групповой сенсомоторный интегратор. // Вопросы психологии. 1969. № 1.
45. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2005 г. - 490 с.
46. Харшиладзе М.И. Влияние межличностных отношений на эффективность совместной мыслительной деятельности. Вопросы психологии, 1990. №5.
47. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М., ООО «Изд-во АСТ»; Харьков «Торсинг», 2004. – 734 с.
48. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. М., «ВЛАДОС», 1995. - 544 с.
49. Шутц В. «Социальная психология. М., 2002. – 233с…
3,000 руб.