В современном обществе весьма актуальна проблема гармоничности мужского и женского начал в человеке. Одно из проявлений этой проблемы, как отмечают социопсихологи, заключается в том, что в результате обострения противоречия своего биологического пола и психологических ощущений половой идентификации человек утрачивает свою гендерную целостность, что влечет определенные социальные трудности.
Еще в начале ХХ века интерес ряда исследователей был сфокусирован на взаимоотношении биологического пола и коммуникации. К середине 1970-х годов психологи разработали и стали активно применять гендерный подход в рассмотрении коммуникативных дифференциаций мужчин и женщин, что позволило успешнее решать актуальные социологические проблемы. Вслед за психологами лингвисты установили, что гендерная идентификация личности находит отражение в языковой системе, речевой деятельности, особенностях коммуникации.
С.Г. Тер-Минасова отмечает, что способность к развитию коммуникативной компетентности присуща всем представителям Homo sapiens, однако конкретная реализация этой способности культурно обусловлена. Мы представляем гендер как социокультурный конструкт, обуславливающий через определенную систему воспитания и культурные нормы – психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и прочее. Следовательно, коммуникативные особенности также гендерно обусловлены.
С рождения человек принадлежит многим группам (гендерным, этническим, культурным и т.д.), и именно в них формируется его коммуникативная компетентность. Правомерно говорить о том, что гендерная коммуникация является коммуникацией социальной.
Суть гендера состоит в том, что помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Все эти различия также проявляются в особенностях коммуникации или общения.
Гендерно обусловленное общение суть общение социокультурное.
Интерес к проблематике социокультурной коммуникации отмечается в России с середины 1990-х годов и постоянно растет. В рамках отечественной коммуникативной теории можно выделить работы, посвященные проблемам речевого общения (А.Е. Войскунский, В.В. Богданов, О.Л. Каменская, Е.Ф. Тарасов, О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина, Г.Г. Почепцов), взаимоотношению сознания и коммуникации (И.А. Зимняя, Б. Гаспаров, В.В. Красных, В.Я. Шабес), а также языка и коммуникативного поведения человека (Т.Г. Винокур, И.П. Сусов). Исследованиями, связанными с моделированием коммуникативного процесса занимались С.А. Сухих, В.В. Зеленская, коммуникативными стратегиями - Е.В. Клюев, проблемами невербальной коммуникации - И.Н. Горелов и В.Ф. Енгалычев, культурой общения - Н.И. Формановская.
Курсовая работа посвящена проблеме гендерных различий в общении между мужчиной и женщиной.
Цель работы – представить процесс общения / коммуникации между мужчиной и женщиной как гендерно обусловленный процесс.
Цель курсовой работы обусловила постановку следующих задач:
1. Показать становление понятия гендер в социально-психологической теории;
2. Исследовать гендерно-специфические аспекты общения;
3. Показать гендерные различия в общении на примере реализации «мужской» и «женской» практик управления.
Предметом работы является общение, осуществляемое представителями различных гендеров в условиях культурно обусловленных различий.
В качестве объекта исследования выступают представители различных гендеров, осуществляющие в процессе общения социокультурный обмен материальными и идеальными ценностями.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассматривается гендер как социально-психологический и социокультурный феномен.
Вторая глава работы посвящена гендерным особенностям коммуникации.
В главе три рассмотрены гендерные различия в общении на примере реализации «мужской» и «женской» практик управления.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Гендер как социально-психологический и социокультурный феномен 6
1.1. Становление понятия «гендер» в научной теории 6
1.2. Концепции гендера в социально-психологической теории 13
Глава 2. Гендерные особенности коммуникации 19
2.1. Гендерные аспекты речевого поведения 19
2.2. Гендерные аспекты невербальной коммуникации 25
Глава 3. Гендерные различия в общении на примере реализации
практик управления: «мужской» и «женский» менеджмент 30
Заключение 35
Список источников и литературы 37
1,200 руб.
На современном этапе развития цивилизации ролевые функции женщин и мужчин в обществе испытывают весьма серьезные изменения. Однако люди не учитывают их во взаимоотношениях друг с другом, что и ведет к возникновению проблем, обостряющих гендерно-коммуникативную взаимосвязь.
Важная проблема состоит в непонимании многими людьми несопоставимости концепта «гендера» и «пола», что ведет к неадекватности в оценке речевого поведения мужчин и женщин. Несмотря на то, что понятия «гендер» и «пол» тесно связаны (действительно, мужчины более тенденциозны считаться маскулинными, чем женщины, а женщины – фемининными, чем мужчины), эти два концепта никогда не были идентичны, а в наши дни они стали совершенно несопоставимы. К тому же, очень многие люди андрогинны (их отличает соединение мужского и женского начала) или недифференцированы (не характеризуются ни мужскими, ни женскими психологическими особенностями).
Вторая проблема, находясь во взаимосвязи с вышеуказанной, состоит в андроцентричности социума всех цивилизованных государств. А это, в свою очередь, является причиной доминирования маскулинного образца дискурса в общественных сферах. Изоморфизм маскулинных речевых образцов и общественных норм дискурса есть результат разделения сферы общественно-производственного труда и ведения домашнего хозяйства. Это разделение произошло задолго до наступления эпохи цивилизации.
Однако к настоящему времени число работающих по найму женщин значительно возросло, а также произошли изменения в нормах поведения и ценностях социума. Все это не могло не отразиться на глубоких изменениях и в самосознании членов общества, в том числе и в нарушении гендерной гармоничности. Нарушение это выражается в противоречии между биологическим полом человека и психологическими проявлениями его половой принадлежности. Как показал анализ результатов некоторых зарубежных исследований, в современном обществе женщины, достигшие высокого положения на профессиональном уровне, как правило, более маскулинны, чем их коллеги – мужчины. Причем, как правило, в случае идентичности речевого поведения маскулинной женщины и маскулинного мужчины, поведение женщины оценивается отрицательно.
1,200 руб.
1. Абубикирова Н.И.Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6. - С. 123-125.
2. Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. - М.: Эслан, 2001.-79 с.
3. Андреева Н.И. Социально-философский анализ гендерной проблемы. - Ставрополь: СГУ, 2001. - 98 с.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
5. Введение в гендерные исследования : Учеб. пособие. / Под общ. ред. И.В. Костиковой. - М. : Аспект-Пресс, 2005. - 252 c.
6. Вейнингер О. Пол и характер: Мужчина и женщина в мире страстей и эротики: Пер. с нем. - М.: Форум XIX-XX-XXI, 1991. - 192 с.
7. Воронина О.А. Универсализм и релятивизм культуры в конструировании гендерной системы // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. / Под общ. ред. Ворониной О.А. - М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. С. 17-28.
8. Гвоздева Е.С., Герчиков В.И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров // Социологические исследования. - 2000. - № 11. - С. 36-44.
9. Ефремова О.И. Женщина и успех // Женщина элегантного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 192-207.
10. Жеребкина И.А. «Прочти мое желание...». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. - М.: Идея-Пресс. 2000. - 256 с.
11. Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. - 1999. - № 6. - С. 177 - 185.
12. Здравомыслова Е, Темкина А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. - 1998. -№ 3-4. - С.171-182.
13. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. - М.: Институт социологии РАН, 1999. – Гл. 1. Понятие гендер. Философские основы гендерных исследований в гуманитарных науках. - С. 9-30.
14. Крейдлин Г.В. Кинесика // Словарь языка русских жестов. - Москва-Вена: Языки русской культуры; Венский славистический альманах, 2001. - С. 166 - 248 с.
15. Лауретис Т. де. Американский Фрейд // Гендерные исследования. Вып. 1.- Харьков: ХЦГИ, 1998. - С. 122-152.
16. Маркова О.Ю. Гендерные аспекты внутриорганизационных коммуникаций // Актуальные проблемы теории коммуникации. - СПб.: СПбГПУ, 2004. – C. 299-313.
17. Миллет К. Теория сексуальной политики // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». - М.: МЦГИ, 2000. С. 33-47.
18. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1990. - 829 с.
19. Петренко Е.Л. Гендер и образ современности // Общество. Гендер. Культура: Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 20 - 21 сентября 2001 г. В 2 ч. Ч. 1. - Омск: Омск. госуниверситет, 2001. С. 3-8.
20. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. – 262 с.
21. Ревина М.А. Гендерная идентификация в управленческой деятельности: Автореф. дис. … канд. социол. наук / Моск. гос. технол. ун-т «Станкин». - М., 2001. - 19 с.
22. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории:новая картина европейского прошлого: Очерки. Хрестоматия. - М.: Росспэн, 2002. - 351 с.
23. Рубин Г. Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола // Антология гендерной теории. Сб. пер. - Мн.: Пропилеи, 2000. С. 99-114.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. – 328 с.
25. Силласте Г.Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе // Социологические исследования. - 1995. - № 4. - С. 58-65.
26. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с.
27. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - 416 с.
28. Троицкая О.Г. Гендерные особенности коммуникации // Проблемы межкультурной коммуникации. – Иваново: ИГХТУ, 2000. С. 374-380.
29. Уэст К., Циммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради: Труды Санкт-Питербургского филиала Института социологии РАН. Вып. 1. - СПб., 1997. С. 94 -120.
30. Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. - 2003. - Т. 1. - № 2. - С. 3-24.
31. Философия любви / Под ред. Д.П. Горского. Ч. 1. - М.: Политиздат, 1990. - 510 с.
32. Хамитов Н. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. - Киев: Ника-Центр, 2002. - 335 с.
33. Хорошильцева Н.А. Гендерная метафора в современной культуре: Дис. … канд. философ. наук - Ставрополь, 2003. - 161 с.
34. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. - 358 с.
35. Чирикова А.Е. Лидеры женского бизнеса: материалы интервью // Социологический журнал. - 1996. - № 3/4. - С. 226-235.
36. Чирикова А.Е., Кричевская О.Н. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ «Я» // Социологические исследования. - 2000. - № 11. - С. 45 -56.
37. Штейнберг А.Г. Мужской характер женского менеджмента // Социологические исследования. - 2002. - N 11. - С. 77-82.
38. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства - М.: Прогресс, 1991. - 114 с.
39. Антология мужского шовинизма / www.homeware.kiev.ua/compiler/list/best11.htm.
40. Баженова И.С. Гендерные аспекты невербальной коммуникации // / Рязанское гендерное общество / Общество и гендер. Материалы Летней школы в Рязани 1-12 июля 2003 года / www.gender-cent.ryazan.ru:8101/school/content.htm.
41. Луман Н. Что такое коммуникация? / www.knowledge.isras.ru/sj/sj/95-3-8.html.
42. Троицкая О.Г. Некоторые проблемы коммуникации с точки зрения гендерного анализа / www.isuct.ru/konf/antropos/section/1/troitskaya.htm.
43. Bem S. The Measurement of Psychological Androgyny // J. of Consulting and Clinical Psychology, 1974. – Vol. 42. – P. 155-162.
44. Homberger D. Männersprache-Frauensprache: Ein problem der Sprachkultur? // Muttersprache, 1993. – S. 89-112.
45. Paune F.D. «Masculinity», «Femininity» and the Complex Construct of Adjustment // Sex Roles, 1987. – Vol. 17. – P. 359-374.
46. Staley C. Male-Female Use of Expletives: A Heck of a Difference in Expectations // Anthropological Literature, 1978. – Vol. 20. – P.367-380.
47. Tuttle L. Encyclopedia of Feminism. - New York, London: Arrow Books. 1987. - 399 p.
48. Goffman E. Gender display / Gender Advertisements // Studies in the Antropology of Visual Communication. 1976. №3. P. 69-77.
1,200 руб.