Актуальность проблемы. Задача изучения личности студента, его индивидуально-психологических свойств является необходимой предпосылкой успешной подготовки специалистов, развития у них профессионально значимых качеств, требуемых для эффективного выполнения предстоящей деятельности.
Чтобы выявить соответствие личностных качеств студентов тем общим и специфическим требованиям, которые предъявляются управленческой деятельностью, необходимо определить универсальный набор профессионально важных качеств и свойств современного руководителя любого ранга. Данная проблема весьма актуальна, так как ее решение позволит повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности студента, будущего руководителя, а также сформулировать требования к профессиональной пригодности личности управленца.
Исследование личностных свойств с помощью психодиагностических тестов позволяет определить не только позитивные качества личности, но и скрытые признаки тех свойств, которые могут быть несовместимыми с требованиями будущей профессиональной деятельности. Тесты позволяют обнаружить те свойства личности, которые не являются индивидуально-типологическими характеристиками, которые воспитываются и развиваются в процессе учебной деятельности.
Данная проблема актуальна и потому, что при зачислении в вуз не анализируются личностные качества абитуриентов на соответствие требованиям будущей профессиональной деятельности.
Целью нашего исследования является определение психолого-педагогических условий эффективной подготовки специалистов менеджеров социально-культурной деятельности.
Реализация цели исследования предопределяет решение следующих задач:
1. Проанализировать основные подходы к определению профессионально важных качеств менеджеров социально-культурной деятельности.
2. Определить роль мотивации в структуре подготовки личности менеджера социально-культурной деятельности.
3. Установить влияние лидерских качеств на уровень подготовки менеджеров социально-культурной деятельности.
4. Исследовать мотивационные компоненты управленческой деятельности у студентов – будущих менеджеров социально-культурной деятельности.
5. Проанализировать данные экспериментального исследования организаторских способностей студентов.
6. Исследовать профессионально значимые качества личности студентов, будущих управленцев.
7. Провести сравнительный анализ эффективной подготовки студентов, обучающихся по специальности социально-культурной деятельности.
Объектом исследования послужил процесс подготовки специалистов менеджеров социально-культурной деятельности.
Предметом исследования выступили психолого-педагогические условия эффективной подготовки специалистов менеджеров социально-культурной деятельности.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что изучение психолого-педагогических условий эффективной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности является необходимым для осуществления психологической подготовки студентов к будущей управленческой деятельности и создания у них мотивационной готовности к саморазвитию.
Методологической и теоретической основой исследования явились разработанные в социальной психологии, психологии управления, психологии деловых отношений теоретические и практические научные положения о требованиях к личности руководителя и условиях эффективности управленческой деятельности.
Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: анализ литературных источников по теме исследования; беседы, анкетирование студентов, наблюдение; диагностические методы: диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; методика диагностики степени готовности к риску Шуберта; тесты-опросники, направленные на выявление лидерских качеств личности и на выявление психологических свойств человека, препятствующих лидерству; а так же методика изучения профессионально значимых качеств руководителя.
Базой исследования выступили студенты второго и третьего курсов Воронежского института экономики и социального управления, обучающиеся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент» и студенты второго, четвертого и пятого курсов Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина Академии искусств, сервиса и рекламы кафедры социально-культурной деятельности.
Научная новизна работы заключается в определении степени сформированности у студентов личностных качеств, соответствующих профессионально значимым качествам руководителя.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе полученных данных о состоянии развития личностных качеств студентов возможна разработка психологических программ развития у них профессионально значимых качеств для эффективного выполнения предстоящей управленческой деятельности.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
3,000 руб.
Проблема выявления профессионально значимых качеств у студентов чрезвычайно актуальна в связи с необходимостью осуществления психологической подготовки студентов к предстоящей деятельности.
Показанная в работе многоплановость различных подходов к требованиям личности руководителя для управления подчеркнула актуальность данной проблемы.
На основе полученных экспериментальных данных была доказана гипотеза о том, что изучение психолого-педагогических условий эффективной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности является необходимым для осуществления психологической подготовки студентов к будущей управленческой деятельности и создания у них мотивационной готовности к саморазвитию.
Результаты исследования приводят к следующим выводам:
1. Подавляющее большинство студентов независимо от курса, специальности и вуза имеют умеренно высокий или средний уровень мотивации достижения успехов. Мотивация достижения цели заставляет студентов преодолевать препятствия в ситуации реального решения практических задач и добиваться поставленных перед собой целей. Переживание успеха при достижении цели определяет трансформацию мотивации достижения цели в мотивацию стремления к успеху.
2. Мотивация избегания неудач характеризуется средним уровнем выраженности. Слишком высокий уровень к избежанию неудач свойственен для студентов, имеющих заниженную самооценку, в структуре которой когнитивные механизмы функционируют неадекватно в сторону занижения оценок. Защитные механизмы активированы с предпочтением защитных стратегий. Низкий уровень мотивации избегания неудач характерен для студентов с завышенной и адекватной самооценкой.
3. В целом мотивация достижения успехов превалирует над мотивацией избегания неудач. Однако у отдельных студентов обе потребности достаточно сильно развиты (в достижении успехов и избегании неудач), что можно объяснить наличием конфликта между двумя противоположно направленными и достаточно сильными мотивационными тенденциями.
4. Подавляющее большинство студентов имеют средний уровень готовности к риску.
5. У основной массы студентов лидерские качества имеют средний уровень выраженности
6. Выявлен большой интерес студентов к психодиагностике их личностных качеств. По мнению большинства студентов результаты тестирования в основном совпадают с их собственным мнением о себе.
7. Составленные психологические портреты личности каждого студента, содержащие сведения об уровне развития их мотивации, лидерских, коммуникативных, организационных и основных профессионально значимых качеств способствовали осознанию студентами особенностей своей личности, своих достоинств и недостатков, развитию мотивационной готовности к самосовершенствованию и саморазвитию.
Данное исследование не претендует на завершенность, но выявленные особенности развития профессионально значимых качеств, их взаимосвязь с мотивацией и самооценкой дает новые ориентиры для разработки программы психологической подготовки студентов к управленческой деятельности.
Задача подготовки высококонкурентных специалистов требует организации всей системы образования в вузе с учетом следующих условий.
Первое условие: деятельность образовательного учреждения и весь образовательный процесс должны быть подчинены целям, находящимся в полном соответствии с потребностями развития нашего общества в начале 21-го века, создания гуманного, демократического, правового государства и принципом интеграции нашего образования в мировое.
Главное – целенаправленное управление, подлинно ориентированное на требуемый результат и обеспечивающее его достижение.
Второе условие: ориентация образовательного процесса на студентов – будущих профессионалов. Главный оптимальный результат – высокообразованный специалист.
Третье условие: формирование в профессионально-образовательном процессе специалиста-личности – и цель, и непременное условие эффективности самого процесса.
Формирование личности будущего профессионала, его профессионально значимых качеств невозможно без изучения личностных качеств студентов на соответствие требованиям будущей профессиональной деятельности.
Четвертое условие: максимальная интенсификация учения студентов. Учение эффективно, если оно представляет собой активную, педагогически и психологически насыщенную деятельность личности по формированию моральных, эмоционально-волевых и коммуникативных компонентов личностной структуры.
Пятое условие: построение образовательного процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических технологий.
Шестое условие: осуществление руководства образовательным процессом преподавателями-профессионалами.[55].
Задача формирования личности профессионала не может быть решена без разработки профессионального портрета (модели) специалиста-выпускника, который представляет собой четко, детально, научно прописанный комплекс минимума достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков, умений, привычек и др.) личности образованного профессионала, которым должен обладать каждый выпускник.
Модель специалиста-выпускника содержит объективные требования к его подготовленности, а соответствие ей выпускника – необходимое условие его успеха в профессиональной деятельности и в жизни.
Правильно разработанный профессиональный портрет содержательно представляет единство общих характеристик выпускника, которыми должен обладать любой по-современному образованный человек, и своеобразных, нужных специалисту данной профессии, личностных и профессиональных.
3,000 руб.
1. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». – М., 1996. – с.
2. Закон РФ «Об образовании». М., 1996. – с.
3. Агапов В.С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии / статья из Интернет сайт: http: // psi. lib. ru. 7 с.
4. Аксененко Ю.Н. Социология и психология управления/ Ю.Н. Аксененко, В.Н. Касарян, С.И. Самыгин // \"Учебники и учебные пособия\". – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: 1997. – с. 380
6. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. – М., 1995. – с.224.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Центр, 1998. – 208с.
8. Бабенко О.А. Профессионально важные качества личности менеджера // статья из Интернет; сайт: http: // psi. lib. ru. / statyi/ sbo
ik/ protklm. htn, 3с.
9. Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности./ Березин Ф.Б,, Мирошников М.П.. Рожанец Ф.В.// Изд-во. Моск. гос. ун-та., 1976. – 263 с.
10. Бодров В.А. Проблемы профессионально - психологического отбора / Психологический журнал, 1985. – т. 6. - №2. – с. 7-8.
11. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Бордовская Н.В., Реан А.А. – СПб. : Питер, 2001. – 304 с.
12. Вересов Н.Н. Психология управления: учебное пособие, - М., Моск. психолого-социальный институт. Воронеж: Модэк, 2001. – 224 с.
13. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала – М.: Юрист, 1998. – 496 с.
14. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер, М.: Дело, 1991. – с. 5-7.
15. Забродин Ю.М. Психология личности и управления человеческими ресурсами. – М.: Финстатинформ, 2002. – 360 с.
16. Зазыкин В.Г. Менеджер: психологические секреты профессии/ Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. – М.: ЦИТП, 1998. – 168 с.
17. Занковкий А.Н. Организационная психология – М.: Флинта МПСИ, 2000. – 647 с.
18. Иванищева В.А. К вопросу исследования профессионально-значимых качеств студентов, будущих руководителей / Взгляд молодых на общество, образование, государство // Иванищева В.А., Смирнова Ю.Е. Сборник студенческих работ на учебной конференции. – Воронеж: ВГУ, 2003. – с. 9-10.
19. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2003. – 400 с.
20. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
21. Кисилёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие.- М.: МГИК, 1993 год.- 164 с.
22. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе – М.: Дело, 1996. – 384 с.
23. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю – Л., 1986. – с
24. Кузьмин И.А. Психология и эффективный менеджмент. – М.: Россмен, 1995. – 491 с.
25. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина, 1984. – с.
26. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала / Автор - сост. Р.Р. Кашапов. – Ижевск.: Изд-во Удм. ун-та. 1996. – 448 с.
27. Леонтьев А.М. Деятельность, сознание, личность. – М.: 19986. –304с.
28. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
29. Мануйлов Г.М. Психологическое управление в рыночных условиях. – М.: 1997. – 256 с.
30. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Человек, 1995. – 275 с.
31. Михайлов Г.С. Совершенствование стиля управленческой деятельности / журнал прикладной психологии 2002. - №1. – с.2-11.
32.Морозов А.В. Деловая психология. - СПб.: Союз, 2002. – 576 с.
33. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб.пособ.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997. – 320 с.
34. Омельченко Н.А. Исследования стиля и стратегии поведения в конфликте руководителей разных уровней / Омельченко Н.А., Иванищева В.А. // Проблемы государственного и муниципального управления и их кадрового обеспечения : Региональный аспект: сборник статей / Под общей ред. Мельниковой Р.И. - Воронеж. ВГУ, 2002. – с.240-245.
35. Панкратов В.Н. Искусство управлять людьми: Практические рекомендации. – М.: Изд-во Института психотерапии, 1999. – 144 с.
36. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологических теорий. – М.: 1971. – 320 с.
37. Петровский А.В. Психология / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М.: ИНФРА, 2000. – 265 с.
38. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.С.Никифирова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снедкова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.
39. Психология управления психологическими ресурсами: Учеб. пособие / Кабаченко Т.С. - СПб.: Питер, 2003. – 403 с.
40. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров, М.А.Дмитриева, Л.Н.Корнеева и др. // Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: Изд.С.- Петербургского университета, 1991. – 152с.
41. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – 2-е изд. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 440 с.
42. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учебник. М., Аспект – Пресс, 1998 . – 279 с.
43.Разаускас Р. 15 признаков слабого руководителя/ ЭКО, 1982. – №2. – с. 5-7.
44.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учеб. пособие. – Самара.: БАХРАХ-М, 2002. – 672 с.
45.Реан А.А. Психология и педагогика./ А.А. Реан, И.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – с. 151-152.
46.Розанова В.А. Психология управления / Учеб.-практ. пособие. Часть I и II// Управление персоналом. – 1996/97. – 176 с.
47.Самаукина Н. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2003. – 224 с.
48.Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: ,1986. – 295 с.
49.Свенцицкий А.Л. Психология управления организацией. – СПб., 1999. – 140 с.
50.Секреты преуспевающего руководителя/ Обзор доклада американской ассоциации по управлению, 1984// ЭКО, 1986. - №8. – с.194-195.
51.Сердюк С.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД/ С.Ф. Сердюк, И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина// Учеб. - диагност. пособие для слушателей очного и заоч. отд. ВИ МВД России. – 2-е изд. – Воронеж: ВИ МВД России, 2000. – 116 с.
52.Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 350 с.
53.Скрипник К.Д. Еще раз о качествах руководителя / Скрипник К.Д., Кутаса Т.Л. // Управление персоналом. – 1997. - №8. – 110 с.
54.Социальная психология личности, - М.: Наука, 1986. – 233 с.
55.Станкин М.И. Психология управления/ Практ. пособие. – изд. 3-е доп. и перераб. – М.: Бизнес-школа – Интел-Синтез, 2002. – 368 с.
56.Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 512 с.
57.Столяренко А.М. Психология и педагогика/ Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 423 с.
58.Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. – М.: 1980. – 270 с.
59.Урбанович А.А. Психология управления/ Учеб. пособие. – М.: Харвест, 2001. – 640 с.
60.Уткин Э.А. Профессия менеджер. – М.: Экономика, 1999. – 130 с.
61.Фетискин Н.П., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп./ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд. института психотерапии, 2002. – 490 с.
62.Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб. – Энергоатомиздат, 1997. – 568 с.
63.Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – 320 с.
64.Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984. – 248 с.
65.Шестакович Л.Н. Психологические условия развития профессионально-важных качеств в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1981. – 19 с.
66.Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации. – М., 1996. – с.300.
67.Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии / Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. // Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2000. – 304 с.
68.Шрейдер Р.В. Формирование системы профессионально важных качеств в процессе овладения профессией/ Проблемы индустриальной психологии. – Ярославль.: Изд. Ярославского университета, 1979. – с. 19-36.
69.Юровская М.А. Психологический профиль врача/ Изучение профессий интеллигентного труда: Исследование интеллекта// Под ред. И.М. Бурдянского. – М.: Вопросы труда, 1925. – с. 29-39.
70.Юровская М.А. Психологический профиль администратора/ Под ред. И.М. Бурдянского. – М.: Вопросы труда, 1925. – с. 41-50.
71.Якокка Л. Карьера менеджера. – М., 1990. – с.
3,000 руб.