Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе в период преобразований в системе управленческих кадров требуются высоко квалифицированные специалисты - менеджеры. Становление таких специалистов является процессом достаточно сложным и длительным по времени, включающем как саму подготовку, так и их непосредственную деятельность в сфере управления. В профессиональном становлении менеджера как субъекта профессиональной деятельности первостепенное значение имеют психические образования, входящие в базис личности, обеспечивающие целостность и устойчивость ее структуры, придающие социальную значимость профессиональным установкам. К числу таких образований относится Я-концепция менеджера. Поэтому на этапе отбора персонала в организации важно опираться на особенности развития Я-концепции той личности, которая предполагает в будущем профессиональную деятельность в системе управления. Исследование Я-концепции менеджера необходимо осуществить в рамках имеющихся в науке разработок Я-концепции личности, сравнительного анализа личности, ориентированной на профессии в системе управления. При этом важно постоянно иметь в виду идеальную и реальную Я-концепции в пространстве их расхождения и сближения.
Состояние научной разработанности проблемы исследования. Анализ зарубежной и отечественной научной литературы, содержащей различные подходы к исследованию Я-концепции личности, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время разработаны фундаментальные основы исследования данного феномена. Это, прежде всего, исследования содержательных аспектов Я-концепции: проблем самосознания и в частности его онтогенетических особенностей (Б. Г. Ананьев, Е. Н. Акудинова, Р. Берне, Л. И. Божович, Н. Е. Ведерникова Т. В. Драгунова, И. С. Кон, М. С. Неймарк, Ю. М. Орлов, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Собиева, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Т. Шибутани, А. Л. Шнирман и др.); самооценки как внутреннего фактора самоопределения, в том числе профессионального (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, B. C. Мерлин, В. В. Столин, Д. Сьюпер, И. И. Чеснокова, Е. В Шорохова и др.); сопоставления различных образов «Я» (Б. С. Братусь, Р. Ленг, Е. Т. Соколова); ожидания успеха (Б. В. Зейгарник, К. Левин, Ф. Хоппе); мотивационно-потребностной и ценностной обусловленности Я-концепции (B. C. Агапов, К. Спенс, Дж. Холл, А. Маслоу, Г. Г. Овчинникова и др.). Важное место занимают работы, раскрывающие структуру Я-концепции: психоаналитические теории 3. Фрейда и его последователей, когнитивистские (Н. Manais, P. Nurius); гуманистические (А. Маслоу,); символического интеракционализма (Ч. Х. Кули, Дж. Мид), феноменолистические (К. Роджерс), теории личностного смысла (А. В. Петровский, А. А. Леонтьев В. В. Столин), теории идентификации И. Л. Джаниса, А. Фрейд, А. Бандуры, Е. Е. Маккоби и др., идентичности и самоидентичности Э. Эриксона. В научной литературе, затрагивающей проблему становления Я-концепции в управленческой деятельности, обнаруживается многообразие подходов. Однако только в рамках акмеологического направления осуществлен анализ прогрессивных и регрессивных путей становления профессиональной Я-концепции; идет поиск критериев продуктивного ее становления, способов достижения вершин личностно-профессионального развития. Вместе с тем пока лишь относительно полно на уровне акмеологической теории решены проблемы становления и развития Я-концепции личности. В психолого-акмеологической литературе проблемы Я-концепции представлены в общем контексте развития профессионализма менеджеров (О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, А.С. Гусева, А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Р.Л. Кричевский, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, Ю.П. Поваренков, И. Н. Семенов, Ю. В. Синягин, С. Ю. Степанов, В. Д. Шадриков, Е. А. Яблокова и др.); в связи с рассмотрением структуры личности как субъекта профессиональной деятельности (К. А. Абульханова, О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, В. Г. Зазыкин, А. С. Гусева, Л.И. Катаева, П. А. Корчемный, А. Ю. Кривокулинский, В. Н. Маркин, А. К. Маркова, Е. Б. Старовойтенко, Л. В. Темнова, Е. А. Яблокова); в аспекте процесса и факторов становления управленца (B. C. Агапов, Т. Л. Григорьева, А. А. Деркач, А. Л. Емельянов, Е. В. Козиевская, С. В. Кошелев, И. В. Куликов, С. Ф. Мурашко, А. В. Садкова и др.). Актуальность темы, степень ее разработанности в науке определили цель, объект, предмет и задачи исследования.
Объект исследования - менеджеры по персоналу ООО «АРТ».
Предмет исследования – взаимообусловленность эффективности деятельности организации от Я-концепции личности менеджеров по персоналу.
Цель исследования - выявление взаимосвязи психолого-акмеологических особенностей развития Я-концепции личности менеджеров по персоналу и эффективностью деятельности организации.
Задачи исследования:
1. Изучить основные подходы к пониманию «Я - концепции» личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Охарактеризовать структурные компоненты «Я – концепции»: «Я - реальное» и «Я - идеальное».
3. Обосновать специфику соотношения «Я - реального» и «Я - идеального» в профессиональном самоопределении менеджеров по персоналу
4. Проанализировать взаимосвязь степени совпадения «Я - реального» и «Я - идеального» менеджеров по персоналу и уровнем эффективности их деятельности на ООО «АРТ» с учетом применения методов математической статистики.
5.Разработать рекомендации по повышению эффективности подбора менеджеров по персоналу с учетом сформированности их «Я – концепции» для успешного функционирования организации.
Гипотеза исследования: логично предположить, что «Я – концепция» личности менеджеров по персоналу является сложным многомерным образованием, которая включает в себя такие структурные компоненты, как «Я - реальное» и «Я - идеальное», совпадение «Я - реального» и «Я - идеального» обуславливает эффективность профессиональной деятельности менеджеров по персоналу: у менеджеров по персоналу со стажем работы более 10 лет - совпадение «Я - реальное» и «Я - идеальное» выражено в большей степени, чем у менеджеров по персоналу со стажем работы – до 5 лет.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого - акмеологических исследований Я - концепции личности, основанный на принципах системности, целостности, развития, гуманизма, единства и взаимообусловленности внешнего и внутреннего, единства сознания и деятельности, единства теории и практики; обобщение и систематизация научных представлений о содержании, структуре Я-концепции, закономерностях и механизмах ее развития. Эмпирические: включенное наблюдение; индивидуальное собеседование; метод аналогии; психологическое тестирование с использованием следующих методик: для выявления совпадение «Я - реального» и «Я - идеального» в профессиональной сфере методика «Q-сортировка» В. Стефансона, для подтверждения данных была использована социометрическая методика Тест «Межличностных отношений» Т. Лири, оценка эффективности деятельности сотрудников определялась по методике «Оценка эффективности деятельности» - экспертный опрос, контент-анализ результатов исследования, полученных данных с помощью статистической обработки данных по Пирсону. Выборку составили 30 человек – менеджеры по персоналу организации ООО «АРТ».
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и проведенного исследования, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
Проделанный психологический анализ теоретических подходов в зарубежной психологии позволил выделить, что проблему Я-концепции (self) рассматривали представители разных направлений:
1. Интеракционистский подход: Д. М. Болдуин, В. Вунд, Н. Я. Грот, Ч. Кули, Д. Мид и др.
2. Психодинамический подход (психоанализ, Я-психология)
3. Когнитивный подход: Д. Бем, А. Валлон, Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.
4. Гуманистическая психология (личностно-центрированный подход): А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл и др.
Анализ работ показал, что в отечественной психологии конца XIX-начала XX веков сложилось 3 направления в изучении Я- концепции личности.
- экспериментальное направление (В. М. Бехтерев, Д. А. Дриль, С. С. Корсаков, Н. Н. Ланге, И. М. Сеченов, И. А. Сикорский)
-эмпирическое направление (М. И. Владиславлев, М. М. Троицктц, Г. И. Челпанов)
-религиозно-психологическое направление (С.С.Гогоцкий, И.И.Лапшин, Л. М. Лопатин. Н. О. Лосский, В. И. Нимелов, В. В. Розанов, В. С. Серебренников, С.Л.Франкл, П. Д. Юркевич).
В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор. Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ "Я-профессионала", зависят от степени согласованности идеального и реального "образа-Я" и идеального и реального образа профессии. Соотношение "Я-реального" и "Я-идеального" определяет требование человеку к себе. Потребности в удовлетворении собственного "Я" (самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении и самовыражении человека в его стремлении проявить себя. Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека, его "внутреннее-Я", его мотивацию. Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности. Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным.
Структуру Я-концепции менеджера характеризует набор личностных и профессиональных характеристик, определяющих готовность выбора продуктивного направления профессиональной деятельности.
Рассмотрев различные научные подходы по данной проблеме, возникла необходимость провести эмпирический анализ профессиональной Я-концепции менеджера в соответствии с выделенными компонентам и критериями обосновать эффективность профессиональной деятельности.
Таким образом, деловые качества руководителя представляют собой синтез профессиональной компетентности и организаторских способностей.
В своей деятельности менеджер не только формирует свои планы и намерения, но и демонстрирует их подчиненным. Авторитет и эффективность работы менеджера по персоналу определяются уровнем профессионализма и совпадением структурных компонентов «Я концепции» личности.
Изучение взаимосвязи степени совпадения «Я - реального» и «Я - идеального» менеджеров по персоналу и уровнем эффективности их деятельности осуществлялось с сотрудниками компании ООО «АРТ» в течение 6 месяцев (с мая 2007 г. по октябрь 2007 г.). Общее количество респондентов в этом случае составило 30 человек. Выборка осуществлялась с учетом стажа работы в должности менеджера по персоналу. Были выбраны 15 менеджеров со стажем работы до 5 лет и 15 менеджеров со стажем работы более 10 лет.
В целом исследование было направлено на изучение совпадения «Я - реального» и «Я - идеального» менеджеров по персоналу и уровнем эффективности их деятельности в организации.
Полученные данные позволяют определить взаимозависимость между совпадением «Я реального» и «Я - идеального» у группы менеджеров.
Таким образом, основная гипотеза нашего исследования о значимости совпадения «Я - реального» и «Я - идеального» в структуре образа Я менеджера и ее влияние на эффективность деятельности в организации подтвердилась.
Отличия между менеджерами по персоналу с разным стажем работы в содержательных характеристиках Я-концепции, оказывающих влияние на успешность и эффективность деятельности обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для менеджеров со стажем 10 лет, большую значимость, чем для менеджеров (стаж 5 лет).
При сравненительном анализе данных полученных при изучении различий в содержании характеристик Я-концепции менеджерами по персоналу с разным стажем работы (т-критерий Стьюдента) и данных значимости определенных характеристик Я-концепции для успешности профессионального самоопределения (корреляционный анализ)
мы обнаружили следующую интересную закономерность: как для молодых сотрудников так и для более зрелых имеет место снижение в самооценках степени выраженности тех личностных качеств, которые оказывают влияние на их профессиональный рост.
Психологическая интерпретация этого феномена, на наш взгляд, может заключаться в том, что наиболее значимые личностные характеристики для успешности деятельности осознаются как менее выраженные в своей личности с учетом задачи дальнейшего их развития, т.е. происходит снижение оценки уровня развития значимого качества в своей личности для возможности его развития в перспективном будущем.
Итак, мы провели изучение взаимосвязи структурных компонентов Я-концепции и профессиональной успешности менеджеров по персоналу и нашли подтверждение выдвинутым нами в начале исследования гипотезам.
Разработанные нами рекомендации, помогут психологу ООО «АРТ» проводить грамотный отбор персонала и проводить психокоррекционную работу сотрудников организации, направленную на повышение эффективности деятельности организации.
3,000 руб.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989.
1а. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984. С. 103-107.
2. Алексина Т.А., Донченко А.П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени // Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1985, №3. С.43-52.
3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.С. Социально-психологические методы исследования. М., 1987. С. 91-114.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.
5. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития де тского самосознания.- Изв.АПН РСФСР, вып.18.18,М.,1948.
6. Бахур В.Т. Это неповторимое “Я”. М.,1982.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986.
8. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
9. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком.М.,1982
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.М.,1968.
11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24.
12. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.,1979.
13. Бороздина Л.В. Притязания личности и самооценка // Вестник МГУ,серия 14, №3,1986.
14. Братусь Б.С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. №2.С.121-124.
15. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психологическая клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.,1984.
16. Визгин А.В., Столин Т.В. Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал, 1989. №6.
17. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.Петровского. М..1979.
18. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6 т. Т.4.С. 5-220; С. т .,1983. 244-269.
20. Гегель Г. Философия духа. - Соч., М.,1956. Т.3.
21. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2.
22. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3.
23. Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личнсоти //
24. Джеймс У. Психология. М.,1991.
25. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. // Ценностные ориентации и интресы школьников.,1983, с. 27-36.
26. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.,1991.
27. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпусников средней школы. Ростов н/Д, 1972.
27а. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М.,1976.
28. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980.
29. Иванова Н.Я. Смысл жизни личности как ее практический способ бытия. Вологда, 1987, Деп. в ИНИОН, №17012.
30. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи : Докт.дис. Тарту.,1985.
31. Кон И.С. Открытие “Я”. М.,1978.
32. Кон И.С. Категория “я” в психологии // Психологический журнал.1981. Т.2.№3.
33. Кон И.С. Психология ранней юности.М.,1989.
34. Кон И.С Какими они себя видят? М.,1975.
35. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // психологические особенности формирования личности школьника. М..1983. С. 4 - 15.
36. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс,1981.
36а. Кузнецова И.К. Проблема психологического консультирования старшеклассников в школе // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М.,1987.
37. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск.1976.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М..1975.
39. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал, 1993, №1.
40. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.,1996.
41. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1986.
42. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.,1985.
43. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996.
44. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. // Ученые записки Пермского Пед.ин-та.,1970., Т.77, с. 8-12.
45. Мудрик А.В. Время поисков и решений. М.,1990.
46. Мудрик А.В. В поисках своего “Я” // Семья и школа.1998.№10.
47. Мудрик А.В. Современный старщеклассник: проблемы самоопределения. М.,1977.
48. Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания // Вопросы психологии, 1992, № 1-2.
48а. Обуховский К. Психология влечений человека. М.,1972.
49. Осницкий А.К. Определние характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога, 1998, №1.
50. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии, 1992, №№1,2.
51. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972. С.149-154.
52. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.,1979.
53. Платонов К.К . К теории личности. М.,1978.
54. Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание,обучение и психическое развитие. М.,1984.
С.76-88.
55. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. С.76-88.
56. Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Н.Пузырея. М..1982.
57. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987.
58. Психологические тесты. М.,1996.
59. Психология формирования и развития личности. М.,1981.
60. Психология юношеского возраста. М.,1989.
61. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М.,1991.
62. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,1994.
63. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного “я” // Вестник МГУ. Серия Психология,1981, №1, с. 14-22.
64. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.
65. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.,1957.
66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989.
67. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1973.
68. Руткевич М.Н. Роль социально-профессиональной ориетации молодого поколения в изменении социальной структуры советского общества. - В кн.:.
69. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. - В кн. Изучение мотивации поведения детей и подростков /под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежиной. М..1972.
70. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.
71. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии, 1975, №3.
72. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии,1982,№1. С.69-75.
73. Сафин В.Ф. Профессиональные намерения учащихся и устойчивость их самооценки. В кн. Вопросы подготовки школьников к жизни и труду. Пермь,1976.
74. Снеткова М.В. Локус контроля в структуре жизненной позиции. Дипл.работа. М.,1988.
75. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.М.,1989.
76. Социальная и профессиональная ориентация молодежи. Таллин,1977. С.18-
77. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972.
78. Столин В.В. Самосознание личности. М..1983.
79. Толстых Н.Н Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологиии.,1984,№3.
80. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.,1980.
81. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности.- В кн. Проблемы сознания. М.,1968.
82. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1985, №6.
83. Филиппов А.А., Кондратьева Л.Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личнсоти. - В книге: Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. М.,1976. С.65-76.
84. Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи // Молодежь: интересы, стремления, идеалы. М.,1969.
85. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.
86. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1989.
87. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.
88. Фрейд З. Я и Оно. Кн.1,2. Тбилиси,1991.
89. Фромм Э. Душа человека. М.,1992.
90. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
91. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. - В кн.: Проблемы сознания. М., 1968.
92. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М..1977.
93. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания // Вопросы психологии, 1984, №5.
94. Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема // Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981.
95. Шибутани Т. Я-концепция как персонификация / Т.Шибутани. Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д.,1988. С. 193-212.
96. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.,1979.
97. Шорохова Е.В. Проблема “Я” и самосознания. - В кн. Проблемы сознания. М..1966
98 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В. М.,1996.
3,000 руб.