Введение
Содержание
Заключение
Литература
В истории мировой культуры всегда существовали глубокие связи между философским и художественным творчеством. Особенно глубоко и органично философские идеи представлены в литературе. Древнейшие памятники философской мысли часто имеют литературно-художественную форму, в том числе поэтическую. И в дальнейшем философские идеи продолжают играть существенную роль в различных национальных литературных традициях. Так, например, трудно переоценить философское значение немецкой литературы (Гете, Шиллер, романтики) и ее связи с немецкой классической философией. Есть все основания говорить и о философичности русской литературы. Метафизические темы присутствуют в русской поэзии 19 в. (прежде всего у Ф.Тютчева) и, конечно, в творчестве крупнейших русских поэтов начала 20 в. (Вяч. Иванова, А.Белого).
Русских демократических деятелей середины 20 века часто называют просветителями. Это верно, но только отчасти. Классические просветители исходили из здравого смысла, который должен диктовать свои законы действительности. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов и Достоевский уже прекрасно понимали, что реальность хитрее, умнее самого глубокого ума, что смысл не в нашей голове, а в объективном мире (как, впрочем, и бессмысленность тоже).
Русская литература всегда сохраняла органическую связь с традицией философской мысли: русский романтизм, религиозно-философские искания позднего Гоголя, творчество Достоевского и Толстого. Именно творчество этих двух великих русских писателей получило наиболее глубокий отклик в последующей отечественной философии, в первую очередь - в русской религиозной метафизике конца 19-20 вв.
Все творчество Ф.М. Достоевского можно свести к двум «вечным вопросам»: вопросу о существовании Бога и вопросу о бессмертии души. Безусловно, они составляют доминанту, которой подчинены все прочие творческие задачи писателя. По сути же, в двух этих вопросах заключена одна проблема. В самом деле: если есть Бог – душа бессмертна, если нет Бога– душа умрет. Герои Достоевского – и положительные, и отрицательные– олицетворение этой муки, воплощение этой главной духовной тайны. Их посто-янная забота и неизбежное занятие – решение вопроса: есть ли Бог, есть ли бессмертие, или ничего подобного нет.
Анализ творчества Ф.М. Достоевского невозможен без анализа его религиозно-философского мировоззрения. Эта тема и рассматривается в данной работе.
Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Отдельная глава посвящена подробному рассмотрению «Легенды о Великом Инквизиторе», так как это ключ для понимания религиозных взглядов Ф.М. Достоевского.
1,200 руб.
Введение 3
1. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского 5
2. Религиозные взгляды Ф.М.Достоевского 13
3. Философские взгляды Ф.М.Достоевского 17
4. «Легенда о великом инквизиторе» 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31
1,200 руб.
Ф.М. Достоевский прошел долгий сложный и мучительный путь духовных поисков ответов на мировые вопросы о месте человека в действительном мире, о смысле человеческого бытия. При этом Библия и личность Христа всегда выступали для него одним из главных духовных ориентиров, определяющим нравственные, религиозные и художественные принципы писателя.
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Достоевский – творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа, а не голос его героя. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объектному образу героя, как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.
Вопрос о бытии Бога Достоевский считал главным в нашей жизни. Достоевский не верил в возможность абсолютного атеизма, но в своих произведениях выводит ряд герое-богоборцев, с атеистическим мышлением: Кириллова, Ставрогина, Верховенского, Раскольникова, Ивана Карамазова.
Христос не был для Достоевского только фактом прошедшего, далеким и непостижимым чудом, Достоевский исповедовал и возвещал «вселенское христианство», которое «должно распространяться на все человечество и на все дела человеческие».
Христианство Достоевского есть новое христианство, хотя он остается верен исконной истине христианства. Достоевский в своем понимании христианской свободы как бы выходит за пределы исторического православия.
«Легенда о Великом Инквизиторе»– вершина творчества Достоевского, увенчание его идейной диалектики. В ней сходятся все нити и разрешается основная тема, тема о свободе человеческого духа. Эта свобода духа возможна только потому, что Христос отказывается от всякой власти над миром. Воля к власти лишает свободы и того, кто властвует, и тех, над кем властвуют. Христос знает только власть любви, это – единственная власть, совместимая со свободой. Религия Христа есть религия свободы и любви, свободной любви между Богом и людьми.
1,200 руб.
1. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М.: Вехи, 2001.
2. Белопольский В. Достоевский и философская мысль его эпохи: концепция человека.- Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1987. - 206с.
3. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского.- В кн.: Бердяев О русских классиках.- М.: Высш. шк., 1993,.
4. Гроссман Л. Ф. М. Достоевский.- М.: Молодая гвардия, 1965.- 605с.
5. Гус М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского.- М.: Худож. лит., 1971.- 592 с.
6. Достоевский Ф.М. Бесы. М, 1971.
7. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М, 1971. Ч. 2, кн. 5.3.
8. Достоевский Ф.М. Дневник писателя.1873.
9. Достоевский Ф.М. Идиот. М, 1971. Ч. 2,4,7.
10. Достоевский Ф.М. Подросток. М, 1971
11. Кантор В. Эстетика Достоевского и кризис религиозного сознания в России // Наука и религия, 1971, №9, с. 52-59.
12. Левина Л. “Новый Иов” в творчестве Ф.М. Достоевского и в русской культуре XX века.-В кн.: Достоевский: Материалы и исследования.- Спб.: Наука, Санкт-Петерб. отделение, 1994. Т.11, с. 204-221.
13. Лосский. Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.
14. Переверзев В. Творчество Достоевского.- В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов.- М.: Книга, 1990, с. 278-294.
15. Скворцов А. Достоевский и Ницше о боге и безбожии.// Октябрь. 1996-№11.
16. Соловьев В.С. Сочинения в двух томах, т. 2, М., Мысль, 1988.
17. Шестов Л. О “перерождении убеждений” у Достоевского. // Русская литература, 1991, №3.
1,200 руб.