Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
Эстетическое отношение к действительности - специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.
Цель исследования: определить значение изобразительного искусства в эстетическом воспитании дошкольников.
Область исследования: процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Рассмотреть понятие детского изобразительного творчества и выявить его особенности в дошкольном возрасте.
3. Дать понятие эстетического воспитания.
4. Обозначить роль эстетического воспитания в образовании.
5. Определить особенности эстетического воспитания детей средствами изобразительного искусства.
6. Организация и проведение эксперимента по исследованию значения изобразительного искусства в формировании эстетических чувств у дошкольников.
7. Подведение итогов исследования и выработка рекомендаций.
Гипотеза: использование изобразительного искусства в воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях будет способствовать формированию эстетических чувств дошкольников.
Используемые методы исследования:
Теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмпирические - наблюдение, опрос, беседа, тестирование.
Используемые методики: Комарова Т. С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию»; Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество», Швайко Г.С. «Занятия по ИЗО в детском саду»; методика руководства изобразительной деятельностью детей Косминской В.Б и др.
Теоретической и методологической базой исследования послужили: научное положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка, в формировании его творчества (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.А. Ветлугина, Н.П. Саккулина); исследования в области развития детской изобразительной деятельности Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина, Т.Г. Казакова, Е.А. Флериной и др.
База исследования: МДОУ №29 "У Лукоморья", группа №7, 16 чел.
Практическая значимость: состоит в разработке и теоретическом обосновании, комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность эстетического развития дошкольников посредством изобразительного творчества.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Значение изобразительного искусства в дошкольном возрасте 6
1.1 Понятие о детском изобразительном творчестве 6
1.2 Особенности творческой изобразительной деятельности детей дошкольников 18
Глава 2. Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства 33
2.1 Сущность эстетического воспитания личности 33
2.2 Эстетическое воспитание дошкольников в системе образования 42
2.3 Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства 44
2.3.1 Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте 48
2.3.2 Особенности эстетическое воспитание дошкольников на уроках рисования 51
Глава 3. Организация и проведение эксперимента по эстетическому воспитанию дошкольников средствами изобразительного искусства 55
3.1 Проведение констатирующего этапа эксперимента 55
3.2 Проведение формирующего этапа эксперимента 57
3.3 Проведение контрольного этапа эксперимента. Анализ и подведение итогов исследования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
3,000 руб.
Таким образом, в результате проделанной работы было рассмотрено эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
В ходе изучения и анализа научной психолого-педагогической литературы по данной проблеме была сформирована теоретическая и методологическая база исследования, среди которой труды заслуженного советского педагога В.Н. Шацкой, известного исследователя детского творчества Е.А. Флериной, педагогов И.Я. Лернера и Л.С. Выготского и др.
В первой главе было рассмотрено понятие детского изобразительного творчества и выявлены его особенности в дошкольном возрасте. Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых и многолетние исследования позволили сформулировать определение детского изобразительного творчества. Под художественным творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем создание субъективно нового продукта; создание к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем.
Художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности. Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности — играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д.
Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями, навыками. В 2—3 года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов. Ребенок 5—6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер и у него все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.
Средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей.
Во второй главе приведено понятие эстетического воспитания и обозначена его роль в системе образовании. Эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка и школьника. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса. На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.
Учебно-воспитательные программы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельно свои творения. Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить взрослеющего человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.
Также во второй главе рассматриваются особенности эстетического воспитания дошкольников средствами изобразительного искусства.
В процессе эстетического воспитания рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность - это главный существенный признак художественного образа. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Таким образом, роль изобразительного искусства в воспитании очень высока, оно помогает не только заострять эстетический вкус человека, они отслеживать его внутреннее состояние и направлять развитие в нужное русло.
В третьей главе проводится экспериментальное исследование значения изобразительного искусства в формировании эстетических чувств у дошкольников. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию дошкольников средствами изобразительного искусства была проведена в МДОУ №29 «У Лукоморья» в старшей группе. Работа проводилась в 3 этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В период констатирующего этапа было проведено изучение характера представлений детей о красоте и определение своеобразия эстетического отношения детей к своему рисунку. Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя детей к пониманию того, что красота - это то, от чего человек получает удовольствие. В итоге самым красивым для детей оказалась природа, её объекты и явления (рисунков на данную тематику было 10). Эстетическая выразительность, красота рисунка для ребёнка заключалась: в цветовом решении; многоплановой композиции и детализации. Было обозначено четыре условных уровня представлений детей о красоте своего рисунка: «нулевой», «низкий», «средний» и «высокий» по которым было установлено, что эстетическое отношение детей к своему рисунку во многом определяется использованием различных средств выразительности, таких как: цвет, форма, линия, композиция и других.
На формирующем этапе эксперимента определялись особенности изображения детьми старшего дошкольного возраста разнообразия природных явлений и объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических. Было проведено несколько занятий по рисованию на тему «Цветущий месяц май».
На последнем контрольном этапе изучалась и анализировалась результативность проделанной работы. В ходе проведения контрольного этапа необходимо было закрепить и уточнить знания детей о явлениях и объектах природы, сформировать интерес к природе и положительное отношение к ней. Детям было предложено изобразить на своих рисунках «Цветущий месяц май». Дети рисовали деревья в лесу; цветущие среди деревьев цветы и голубое небо с ярким согревающим солнцем, букеты из весенних цветов. Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей явился цвет. В основном дети рисовали тёплый весенний день. Но некоторым детям с помощью цвета удалось передать холодный день весны. Некоторые дети использовали «неподражательный» цвет, специально рисуя листву на дереве разных цветов. Дети рисовали распускающиеся листья, яркое солнце, весенние цветы - одуванчики и тюльпаны. Они выбрали очень контрастные цветосочетания: красный, жёлтый и зелёный; зелёный, коричневый и голубой и др. Линия как средство выразительности плавная, не обрывается, чёткая, хорошо прорисована.
Проведенный эксперимент по исследованию значения изобразительного искусства в формировании эстетических чувств у дошкольников на констатирующем этапе позволил сделать вывод, что красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления, положительно эмоционально переживаемые явления природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд и т. п. Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается другими людьми, и то, что неприятно самим детям.
В ходе формирующего эксперимента было установлено, что обогащение представлений детей о красоте вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической выразительности рисунков. Дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое явление, делая её предметом своего творчества. Таким образом, гипотеза о том, что использование изобразительного искусства в воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях способствует формированию эстетических чувств дошкольников подтверждается.
Если ребёнку задать установку нарисовать «красивое», что было реализовано на контрольном этапе, то в большинстве случаев он будет рисовать природу, её явления и объекты. Это говорит о том, что для ребёнка очень значима природа, она составляет часть его жизни, миропонимания. Рисунки на темы природы свидетельствуют о ценностных ориентациях семьи и всей социальной среды, оказывающей влияние на ребёнка, а также о внутренней позиции, которая формируется у самого ребёнка. Таким образом, содержание детского рисунка отражает то, что значимо именно для него в мире.
Эстетические чувства закладываются день за днём с дошкольного возраста, а воспитание их через пейзажную живопись способствует более глубокому познанию реальной действительности природы, на котором базируется и детское творчество. Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы. Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
3,000 руб.
1. Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству, модернизация общего образования. - СПб.: Каро, 2004. 170 с.
2. Бабаева Т.И. Воспитываем дошкольников (сборник статей) С.П. Детство - пресс 2000.
3. Ветлугина Н.А. Ребенок и изобразительное творчество. - М., 1987.- 168 с.
4. Волкова А.А. Руководство изобразительным творчеством детей // В помощь воспитателю детского сада. – М.: Гослестехиздат, 1940.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С.-П., 1997.
6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999. 124 с.
7. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. 79 с.
8. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М., 2000. - 214 с.
9. Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника // Психология младшего школьника. — М., 1960.
10. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников - М., 1980. 240 с.
11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1990. 140 с.
12. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1991. 140 с.
13. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке». Пособие для воспитателей детских садов г. Москва, 1985.
14. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1987. 248 с.
15. Косминская В. Б. и др. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду».- М.: «Просвещение», 1977.
16. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т.С.Комарова. М.: Просвещение, 1991. 92 с.
17. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2001.- 279с.
18. Педагогика. Учебник для вузов – 5 изд. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 576 с.
19. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС. 2002.
20. Пособие для воспитателя и учителя начальных классов средней школы: Сборник статей / Под ред. В.С. Кузина. - М.: Просвещение, 1974. - 143с.
21. Программа воспитание и обучение в детском саду / под ред. Васильевой. - М.: Мозаика синтез, 2004.
22. Психология дошкольника: Хрестоматия для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Академия, 1998.
23. Саккулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1973. 218 с.
24. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. -М., 1965. 158с.
25. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002, 576 с.
26. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. - Т. 3.
27. Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1989.
28. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания.— В сб.: Вопросы художественного воспитания. М., 1947.
29. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22-х т.М.: Художественная литература. 1989, Т.15.
30. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1986. – 388 с.
31. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1978. - 143с.
32. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519 с.
33. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А.Ветлугиной. М., 1972. - 229 с.
34. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. - М.: АПН РСФСР, 1955. - 181 с.
35. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Владос, 2000. 140 с.
36. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1978.
37. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е.А Дубровской, С.А Козловой. М., 2002. 98 с.
38. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. – 1998 № 3 – с. 24.
39. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях // Преподаватель. Вып. 1 (8). – М., 1999. – С. 15 - 18.
40. Венгер Л.А. Пути к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. - 1983. - 2. С. 94-98.
41. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1989. - 2. С.36-40.
42. Запорожец А.В. Психологические проблемы эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. - 1969. - № 11. - С.8-14.
43. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Журнал "Дошкольное воспитание" № 2, 2005.
44. Мухина В.С. Особенности формирования эстетических понятий у детей // Семья и школа. - 1965. - № 2. - С.26-29.
45. Некрасов-Каратаев О., Осорин М. Психологическая природа детского рисования // Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3.
46. Саккулина Н.П. Воспитание творческой инициативы // Дошкольное воспитание. - 1990. - 1. С.82-89.
47. Халезова Н.Б. Природа в детском рисунке // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 7. - С.79-80.
3,000 руб.