Введение
Содержание
Заключение
Литература
Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре, она — их мир, их бытие... Часто произнося эти фразы, дефектологи много раз задавали себе вопросы: «А все ли дети живут в игре? Для всех ли она становится миром?..» и «Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребенка, оказывала на него развивающее воздействие?». Эти вопросы возникали закономерно, так как в поле научных и практических интересов находились дети с проблемами в развитии.
Известно, основной и ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре ребенок познает окружающий мир и средствами игры общается с окружающими. Л.С. Выготский писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития. Однако создавать зону ближайшего развития может лишь полноценная игровая деятельность.
Специфическое значение игры для развития ребенка заключается в том, что в первую очередь игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, таким образом, формируется план представлений. В своих работах Л.А. Венгер отмечал, что внешние действия замещения (игровые предметы-заместители, взятие на себя роли, обобщенные действия) выступают в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана.
В последнее время у детей стали чаще наблюдаться случаи врожденной глухоты, а также потеря слуха в раннем возрасте. По данным слухового скрининга (отбора), проведенного в родильных домах США, врожденные дефекты слуха встречаются у одного из ста новорожденных.
Полная или частичная потеря слуха у ребенка – единственный физический дефект, приводящий к снижению интеллекта и задержке умственного развития. Глухота резко уменьшает возможности ребенка воспринимать собственную речь и речь окружающих, таким детям тяжело научиться говорить. Проблема организации развития мышления детей с нарушенным слухом в педагогической, дефектологической и психологической теории до сих пор не нашла своего однозначного и общепринятого решения, однако одним из важнейших дидактических условий решения этой задачи является специально разработанная система заданий, ориентированная на воспитание и обучение дошкольников приемам мышления.
Практика показывает, что у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха, отмечаются значительные трудности в овладении навыками речевых и коммуникативных функций. Развитие речи детей является центральным звеном коррекционно-педагогическои работы, которая направлена на преодоление тяжелых вторичных нарушений, обусловленных снижением слуха. Эффективность проведения работы по формированию речи в значительной степени определяет овладение детьми содержанием других разделов программы, а в конечном итоге и уровень познавательного, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Развитие речи детей с проблемами в развитии становиться все более актуальной проблемой в современном обществе. Снижается уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.
Отсюда огромная важность работы сурдопедагогов, занимающихся формированием речи дошкольников с нарушением слуха. Специалисты создают благоприятную обстановку для развития речи детей. В настоящее время науки сурдопедагогика, психология и логопедия уже дают ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития речи детей дошкольного возраста с нарушенным слухом, но и в настоящий момент данная тема не до конца изучена, не систематизированы аспекты влияния ролевой игры на становление речевой функции дошкольников с нарушением слухового развития.
Анализ современных программ для специализированных дошкольных учреждение для детей с нарушенным слухом и с проблемами в развитии в целом показал, что большинство из них содержат задания, направленные на развитие речевых функций ребенка в целом. Но следует отметить, что они не носят системного характера, часто используются в качестве необязательного материала и на развитие речи ребенка (если это не специализированная логопедическая группа), особенно в процессе игровой деятельности малышей уделяется недостаточно внимания и времени. Часть заданий по развитию речи уже предполагает наличие у ребенка сформированных речевых функций и определенного уровня развития.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью развития речи дошкольника с нарушенным слухом и отсутствием доступной педагогу систематизированной коррекционно-развивающей программы, направленного на формирование и развитие речи детей данной категории. Остаются не до конца изученными и систематизированными вопросы применения ролевой игры в развитии речи детей с нарушением слуха. Данное противоречие обусловило проблему, разрешению которой посвящено данное исследование: «Ролевая игра как средство развития речи дошкольников с нарушенным слухом».
Цель исследования – теоретическое и экспериментальное исследование ролевой игры как средства развития речи дошкольников с нарушенным слухом.
Объект исследования – развитие речи дошкольников с нарушением слуха в процессе воспитания и обучения.
Субъект исследования: ребенок дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Предмет исследования – ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом будет эффективным при соблюдении следующих условий:
-своевременной диагностики уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста с проблемами в слуховом развитии;
-учета личностных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста с нарушенным слухом;
-включение в процесс воспитательной работы специально подобранных игровых занятий и упражнений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Мы считаем, что после проведения специально подобранной и организованной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом средствами ролевых игр и игровых упражнений, выявленные речевые нарушения испытуемых будут нивелироваться, а общий уровень развития речи повысится.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили задачи исследования:
1.На основании анализа научной литературы по изучаемой нами проблеме рассмотреть особенности процесса обучения сюжетно- ролевой игры в общей дошкольной педагогики у детей с нормальным слухом;
2.Определить специфику обучения сюжетно- ролевой игре в дошкольной педагогики у детей с нарушением слуха;
3.провести экспериментальное исследование развития речи дошкольников с нарушенным слухом в процессе игровой деятельности;
4. выявить содержание и основное направление по обучению сюжетно-ролевой игры у детей с недостатками слуха дошкольного возраста.
5.экспериментально проверить эффективность методики, включающей систему ролевых игр и упражнений, направленной на развитие речи детей с нарушением слуха средствами контрольного эксперимента.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы и гипотез, обобщение, конкретизация, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: наблюдение, беседа, экспертная оценка, опытно-экспериментальной работы.
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
Степень разработанности проблемы определяется положениями философии и психологии о речи и языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия), концепцией речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия), научными положениями гуманистического направления в философии, педагогике, психологии, дефектологии о сущности воспитания ребенка с нарушением развития (Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, и др.); теории о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Т.А. Власова, Л.С. Выготский и др.), исследований игровой деятельности детей с нормальным и нарушенным слухом (Ядешко В.И., Головчиц ЛА, и др.).
Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами, сравнительными гистограммами. Приложение состоит из описания методик диагностического исследования, описания ролевых игр и игровых упражнений, применяемых в ходе обучающей работы.
База исследования:
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1Обучение сюжетно-ролевой игре в общей дошкольной педагогике детей с нормальным слуховым развитием 8
1.2 Обучение сюжетно- ролевой игре в дошкольной педагогике детей с нарушением слуха 18
Выводы по главе 1 30
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ 32
2.1 Характеристика детей участвующие в эксперименте 32
2.2Методики и материалы для проведения констатирующего
эксперимента 33
2.3Анализ констатирующего эксперимента 35
Выводы по главе 2 43
Глава 3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 44
3.1Содержание и основное направление по обучению сюжетно-ролевой игры у детей с недостатками слуха дошкольного возраста. 44
3.2 Анализ формирующего эксперимента. 53
Выводы по главе 3 58
Заключение 59
Библиография 62
Приложения 66
3,000 руб.
Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Речь помогает нам и в познании окружающего мира. Одним из первых значение речи для развития психики ребенка стал изучать советский психолог Л.С. Выготский. Позднее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А. Люблинская, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Игра - любимый вид деятельности детей, их образ жизни. Для детей с нарушенным слухом игра так же является любимым занятием, несмотря на то, что многие слова и действия дети с проблемами слуха заменяют жестами и дактильной речью. Это не мешает им так же эффективно развиваться и обучаться в ходе игровых моментов.
Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что развитию психических процессов, мышления и речи содействует игровая деятельность, в организации которой активная роль принадлежит педагогу. Игра строится по принципу подражания взрослому. Игровая деятельность способствует развитию двигательных навыков, пониманию и формированию речи, развитию социальных отношений. Тем самым, были решены теоретические задачи исследования.
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся изучением проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста, на основании анализа научной литературы по рассматриваемой проблеме мы рассмотрели психологические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом, смогли рассмотреть характеристику детей с нарушенным слухом, выявили значение игры в психическом развитии ребенка и в ходе активизации речи детей с нарушенным слухом и проанализировали специфику игровой деятельности детей данной категории.
После этого был организовано и проведено исследование развития речи дошкольников с нарушенным слухом в процессе игровой деятельности
Целью эмпирического исследования было проведение диагностики уровня развития речи дошкольников с нарушенным слухом. Нами были определены задачи эмпирического исследования: 1. выявить исходный уровень развития речи дошкольника с нарушенным слухом; 2. оценить уровень сформированности активного и пассивного словаря, разговорной речи.
Для проведения опытно - экспериментальной части исследования по диагностике уровня развития речи дошкольников с нарушенным слухом в своей работе использовались методы эмпирического исследования. В результате беседы с воспитателем группы, собственных наблюдений и констатирующего эксперимента мы отметили невысокие показатели у всех детей, высокого уровня речевого развития мы не выявили, у половины детей был отмечен средний уровень речевого развития и у 4 детей мы выявили низкий уровень развития речи. Полученные результаты определили необходимость определения программы развития речи детей, апробирования системы занятий, ролевых игр и упражнений по развитию речи детей с нарушенным слухом с использование игровых методов, обучающего эксперимента. В качестве игровых методов, как уже было нами отмечено ранее, нами использовались специально подобранные ролевые игры, разработанные Л.А. Головчиц и др.
Для выявления динамики развития речи детей было проведено контрольное обследование речевого развития по тем же методикам, что использовались на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, в результате которой мы смогли выявить положительную динамику в развитии речи детей с нарушенным слухом – у одного обследуемого нами был отмечен высокий уровень речевого развития, у остальной части группы показатели речевого развития были средние. Низких результатов нами выявлено не было совсем. Итак, мы можем говорить о том, что проведенная специальная работа по развития речи старших дошкольников с нарушенным слухом оказалась эффективной и действенной. Мы считаем, что, учитывая характер нарушения слуха у детей и состояние речи обследуемых, а также невозможность систематичной и постоянной развивающей работы с данными детьми – эти результаты можно считать нашей небольшой, но победой!
Таким образом, нами были выполнены поставленные задачи исследования, и достигнута цель работы.
В заключение следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом будет эффективным при соблюдении следующих условий: своевременной диагностики уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста; учета личностных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста с нарушенным слухом; включение в процесс воспитательной работы специально подобранных игровых занятий и упражнений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.
В процессе исследования, мы смогли доказать, что после проведения специально подобранной и организованной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом средствами ролевых игр и игровых упражнений, выявленные речевые нарушения испытуемых нивелируются, а общий уровень развития речи повысился.
3,000 руб.
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер.2001.- 288 с -(Серия «Мастера психологии»)
2. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., издательство центр «Академия» 2002 г.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
4.Боскис Р.М. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей // Материалы IV Всесоюзного съезда психологов. Тбилиси, 1971г.
5.Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963.
6.Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгрард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. -М.,1972
7.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
8.Возрастная и педагогическая психологи: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
9.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под ред. В.В.Воронковой, М., 1994
10.Выготская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1995.
11.Выготский Л.С. Собр. Соч.-Т.5-Основы дефектологии.- М.: Педагогика, 1983г
12. Гвоздев А.Н. усвоение у детей грамматического строя языка. М., Издательство: АПН РСФСР 1961 г.
13.Головчиц Л.А., Носкова Л. П., Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха, М., ВЛАДОС, 2004.
14.Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993г,564 с.
15.Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов. – М., 1995.
16.Дети с проблемами в развитии. / Григорьева Л.П., Фильчикова Л.И., Алиева З.С. Под. ред. Л.П.Григорьевой. - М., 2002.
17.Дефектологический словарь / Гл. ред. А.И.Дьячков, 1970.
18. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко [и др.]. — М., 1988. — 415 с.
19.Дошкольное воспитание аномальных детей. Книга для учителя и воспитателя./под редакцией Л. П. Носковой. М. «Просвещение», 1993г с.92-104.
20.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. - М.,2000. - 144с.
21.Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе./ Под ред. Т.А.Власовой и В.Г.Петровой. М., 1981
22.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 1993.
23.Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. - М., 1961
24.Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя/ Под редакцией Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. - стр. 92-104
25.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. И.В.Жулаповой. – М.: Академия, 1999.
26.Коррекционная педагогика: Учебн. пособие / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2001.
27.Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение, 1969.
28.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000, 364 с.
29.Комплект программно-методического обеспечения воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития в 3 частях. / Под. ред. Головчиц Л.А. - М., 2003.
30.Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика учения и развития школьников в системе коррекционного обучения. Педагогическая карта учащегося. Методические рекомендации. НИИ общей педагогики АПН СССР, М.1988
31.Леонгард Э.И. Неслышащие дети в мире слышащих. // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи. / Под. ред. А.А. Цыганок - М., 1998.
32.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М., 1991
33Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. – 304 с.
34. Личкина Л.И. Методика развития речи дошкольников с нарушенным слухом г. Ставрополь 2006 г.
35. Лурия А.Р. Юдович Ф.Я. Речь и развитие психологических процессов ребенка. М., Издательство АПН РСФСР 1956 г.
36.Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих: Пособие для учителя / Л. П. Носкова, М. Просвещение 1987.- 108с
37.Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц.- М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.-344с.
38.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.,1999. - 442с.
39.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. с.194-200
40.Основы специального обучения слабослышащих детей / Под ред. P.M. Боскис - М., 1968.
41.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под. ред. Л.П. Носковой. - М., 1984.
42.Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек: Методические рекомендации.— М., 1987
43.Петровский А.В. и др. Общая психология. - М.,1986. - 464с.
44.Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития/под ред.Л.А. Головчиц. - М.: ОМИЦ «Граф-пресс», 2006.-128с.
45.Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. — М , 1971.
46.Речицкая Е.Г, Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: пособие для учителя дефектолога/Е.Г. Речицкая – М.:Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2005.-156с.
47.Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2003.-192с.
48.Рубинштейн С. Л.. Основы общей психологии. СПб., 1998.
49.Рубинштейн С. Л О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
50.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000.
51.Синякин В. А., Нудельман Н. Н. Особенности психического развития глухого ребенка. — М., 1985г.56.
52.Тимохин В. П. Сурдопедагогика. — М., 1985г.
53.Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.
54.Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. Издательство: Владос., 2008г.
55.Шиф Ж.И. усвоения языка и развития мышления у глухих детей М.: 1968 г.
56.Шматко Н. Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Книга
для воспитателей. — М., 1995
57.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958 г.
3,000 руб.