Готовая дипломная работа
на тему:«Сравнительная характеристика лексической стороны речи у дошкольников с ОНР и нормально развивающихся дошкольников.»
Цена: 3,000 руб.
Номер: V41902
Предмет: Логопедия
Год: 2009
Тип: дипломы
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Проблема формирования лексического строя речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Описывая характерные особенности речи детей с общим ее недоразвитием, многие авторы выделяют нарушение лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.). С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с подобным системным нарушением проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическим и грамматическим компонентами оформления высказывания при общем недоразвитии речи. Вместе с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоений программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Пристальный интерес к проблеме развития лексической стороны речи возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словарный запас, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом. На протяжении двух столетий ученые - лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты продолжали изучение закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития лексической стороны речи, возможностей, развитии словаря при онтогенетическом развитии речи (В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, А.А. ЛеонтьевФ.А. Сохин, A.M. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.).
Исследованием развития лексической стороны речи дошкольников занимались М.М.Кольцова, А.Р.Лурия, А.Н.Гвоздев, В.В.Гербова, Е.И.Тихеева, В.И.Яшина и т.д. В настоящее время науки психология и логопедия уже дают ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, и, несмотря на то, что уже имеется большое количество разработок по развитию исследуемой проблемы у детей дошкольного возраста, в настоящий момент данная тема не до конца изучена - проблеме развития лексической стороны речи у детей с нарушениями развития не уделялось достаточного внимания.
В 50-е годы прошлого столетия Р.Е. Левина, выделив особую категорию детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка, т.е. «общее недоразвитие речи», указывала на различные словообразовательные возможности этих детей. Было показано, что овладение словообразовательными навыками и хорошим уровнем словарного запаса становится доступным лишь детям с III уровнем речевого развития, получившим определение «развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития». С тех пор практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.).
Таким образом, в специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматриваются особенности развития лексической стороны речи у детей с ОНР, преимущественно у дошкольников. Вместе с тем, до настоящего времени остаются недостаточно изучены особенности формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, не выявлен характер трудностей, которые испытывают эти дети при овладении словообразованием и развитием словаря. Неизученной является и проблема системной работы по формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР, учитывающей особенности и взаимовлияние нарушений различных компонентов речи, а также операций порождения речевых высказываний в структуре дефекта у данной категории дошкольников.
В то же время своевременная научно обоснованная коррекция нарушений процесса формирования лексического строя речи будет способствовать более успешному овладению морфологической системы языка, усвоению правил правописания, предупреждению и коррекции дисграфии и дизорфографии, развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и в целом социальной адаптации, оптимизации процесса воспитания и обучения дошкольников с ОНР. Учитывая значимость достаточного уровня развития лексической стороны речи для успешного воспитания и для развития речевой деятельности детей с ОНР, а также неразработанность, данного вопроса, следует считать проблему формирования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи актуальной.
Проблема исследования - обоснование оптимальных путей коррекционно-логопедической работы по формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Цель исследования состоит в определении наиболее эффективных путей коррекционно-логопедической работы по формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Объектом исследования является процесс развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: наше исследование основывается на предположении о том, что у детей с общим недоразвитием речи, по сравнению с детьми без речевой патологии, будет отмечаться низкий уровень развития лексической стороны речи. После проведения специально организованной системы логопедической работы по формированию лексической стороны речи детей с ОНР II уровня, будет выявлена положительная динамика.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1.определить сущность лексической стороны речи и охарактеризовать особенности развития лексической стороны речи у нормально развивающихся дошкольников;
2.на основе анализа современных подходов к проблеме формирования словаря дать характеристику понятия «общее недоразвитие речи», определить виды и характеристику ОНР, представить психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР;
3. представить сравнительную характеристику лексической стороны речи у дошкольников с ОНР и нормально развивающихся дошкольников;
4.провести экспериментальное исследование особенностей развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР и нормально развивающихся дошкольников;
5.подобрать и апробировать программу коррекционно-логопедической работы по формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР;
6. выявить эффективность апробированной программы и определить динамику развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР средствами контрольного эксперимента.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ речи и лексического строя детей с нормальным и речевым развитием, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: учебно-воспитательный комплекс "Экополис, культура и здоровье" города Москвы.
Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в том, что на основе психолингвистического анализа научной литературы выявлены особенности развития лексической стороны речи детей с ОНР. Предложена и апробирована система логопедической работы с описанием принципов, направлений и методических приемов формирования лексической стороны речи и определена ее эффективность и результативность - экспериментальное обучение в условиях специального детского сада для детей с нарушениями речи доказало эффективность этой работы.
Практическая значимость исследования. На основе результатов исследования разработана система логопедического воздействия, реализуемая в учебно-воспитательном комплексе "Экополис, культура и здоровье" города Москвы. Внедрение методических рекомендаций повышает успешность процесса формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи. Предложенная система логопедической работы может быть использована для работы в условиях специальных дошкольных учреждений и в семье с детьми, страдающими речевыми нарушениями; в преподавании курса логопедии на дефектологических факультетах педагогических институтов; в лекционных курсах при повышении квалификации педагогических кадров.
Похожие работы:
Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. ➨
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются ...
Формирование фонетической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией ➨
Актуальность исследования. Современная концепция дошкольного воспитания, изменение требований к содержанию ...
Развитие связной речи у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи ➨
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородичем ...
Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников ➨
2.1. Организация исследования
Нами проводилось изучение состояния связной речи дошкольников. Исследование ...
Развитие детей дошкольного возраста протекает, как правило, либо в семье, либо в детском дошкольном учреждении ...