Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Современная концепция дошкольного воспитания, изменение требований к содержанию и характеру дошкольного образования предопределяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является речевое развитие. В связи с этим большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению, к овладению программой по родному языку. Особое значение решение этих вопросов имеет для дошкольников с нарушениями речи, поскольку одной из актуальных задач коррекционно-логопедического воздействия является формирование предпосылок успешного обучения в школе, предупреждение нарушений письма.
Стертая дизартрия у детей относится к числу распространенных и, вместе с тем, недостаточно изученных расстройств речи. В структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией ведущими нарушениями выступают нарушения формирования системы фонетических средств языка, использующихся для образования звуковой формы значимых единиц. Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).
Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.
Во многих исследованиях отмечалось, что восприятия
звуков речи и их воспроизведение - это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (Р.М.Боскис, Н.Х.Швачкин, И.М.Сеченов, П.И. Жинкин, Д.Б.Эльконин, И.Л.Зимняя. В.И. Бельтюков, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия) звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцентивном, артикулярном, акустическом. Чтобы овладеть нормальным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки на слух, иметь достаточно подготовленный для их произношения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы.
Нарушение формирования фонетического компонента детской речи и его вторичные последствия при стертой дизартрии оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие лексического, морфологического, семантического компонентов языковой способности.
Проявления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогическом аспекте глубоко и всесторонне изучены многими авторами: Каше Г.А., Левина Р.Е., Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В..
Фактически неизученными остаются возможности правильного воспро-изведения звукослоговой структуры слова, комплекса других интонационных средств и особенности формирования фонологической системы языка детей со стертой дизартрией.
Таким образом, в настоящее время сложились определенные противоречия между потребностями практики логопедической работы и отсутствием научно-обоснованных данных о состоянии фонетических средств языка, функций фонологической системы и возможностями их овладения детьми с различными формами стертой дизартрии.
Определение целей, принципов, содержания, методов системы диффе-ренцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений с учетом механизма стертой дизартрии, индивидуально-типологических особенностей детей позволит повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, создать условия для подготовки дошкольников с данной формой речевой патологии к обучению грамоте.
Значительная тенденция к увеличению детей со стертой дизартрией, от-сутствие теоретико-экспериментальных исследований фонетико-фонематических нарушений и их коррекции с позиций междисциплинарного клинико-психолого-лингвистического подхода, позволяющего получать и оценивать многоаспектную информацию, а также необходимость совершенствования системы дошкольного образования детей с речевыми нарушениями, повышения эффективности процесса их социальной адаптации дает основание считать исследование актуальным для теории и практики современной логопедии.
Целью нашей работы стало изучение фонетической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией .
Предметом исследования является особенности процесс формирования фонетической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией .
Объект исследования: стертая форма дизартрии как нарушение речи.
Гипотеза. Наше исследование строится на предположении о том, что у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией отмечаются нарушения фонетической стороны речи, которые при своевременном процессе формирования фонетической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией, при правильном подборе коррекционных занятий и методов будут нивелироваться.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования и дать определение основных понятий: дизартрия, формы и причины дизартрии, анатомо-физиологические механизмы дизартрии, представить характеристику стёртой дизартрии в обзоре специальной литературы;
2. провести дифференциальную диагностику стёртой дизартрии и дислалии;
3. представить характеристику нарушений звукопроизношения при стёртой дизартрии;
4. организовать и провести изучение особенностей нарушения звукопроизношения у дошкольников со стёртой дизартрией;
5.подобрать и апробировать методику формирования фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией;
6. определить динамику сформированности фонетической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией средствами проведения контрольного эксперимента и анализ полученных результатов.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, логопедическое обследование, наблюдение, обобщение педагогического опыта).
База исследования: один из специализированных логопедических детских садов города для детей с нарушениями речи.
Были исследованы 20 дошкольников старшей группы детского сада со стертой формой дизартрии. Исследование проводилось в сентябре 2009г.
В написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Фомичева М.Ф., Хватцев М.Е. и др.
Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в том, что на основе психолингвистического анализа научной литературы выявлены особенности развития фонетической стороны речи детей со стертой дизартрией. Предложена и апробирована система логопедической работы с описанием принципов, направлений и методических приемов формирования фонетической стороны речи детей со стертой дизартрией и определена ее эффективность и результативность - экспериментальное обучение в условиях специального детского сада для детей с нарушениями речи доказало эффективность этой работы.
Практическая значимость исследования. На основе результатов исследования разработана система логопедического воздействия по формированию фонетической стороны речи детей со стертой формой дизартрии. Внедрение методических рекомендаций повышает успешность процесса формирования фонетической стороны у детей данной категории. Предложенная система логопедической работы может быть использована для работы в условиях специальных дошкольных учреждений и в семье с детьми, страдающими речевыми нарушениями; в преподавании курса логопедии на дефектологических факультетах педагогических институтов; в лекционных курсах при повышении квалификации педагогических кадров.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования фонетической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией 8
1.1Характеристика стёртой дизартрии в обзоре специальной
литературы 8
1.2Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и дислалии 22
1.3Характеристика нарушений звукопроизношения при стёртой дизартрии 26
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Изучение особенностей нарушения звукопроизношения у дошкольников со стёртой дизартрией 38
2.1 Цель и задачи экспериментального исследования 38
2.2Организация исследования, описание экспериментальной группы - программа эксперимента 39
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
Выводы по главе 2 50
Глава 3. Формирование фонетической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией 51
3.1Методика формирования фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией 51
3.2Динамика процесса формирования фонетической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией. Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов 87
Выводы по главе 3 94
Заключение 95
Список литературы 98
Приложения 102
3,000 руб.
Оптимизировав опыт педагогов, психологов, логопедов и дефектологов, занимающихся проблемой нарушений речи у детей дошкольного возраста мы выяснили, что дизартрия (от греческих слов: dys – отрицание и arthroo – членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наступает из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме.
Причиной неподвижности является парез (греч. paresis – уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленное нарушением иннервации) мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия — симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта.
При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи.
Дизартрия — неврологический диагноз. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаметозное же лечение назначается психоневрологом. Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия: лекарственные средства, физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции, общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма, лечение сопутствующих заболеваний, логопедическая работа по развитию и исправлению речи.
Во всех видах лечения ребенка-дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые результаты.
Мы смогли определить, что логопедическое воздействие при дизартрии должно быть направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает: массаж органов артикуляции; артикуляционную гимнастику; исправление произношения звуков речи; исправление речевого дыхания и голоса; работу над выразительностью речи.
Таким образом, мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу, посвященной проблемам языковых нарушений у детей с дизартрией; смогли дать определение основных понятий: дизартрия, формы и причины дизартрии, анатомо-физиологические механизмы дизартрии, представить характеристику стёртой дизартрии в обзоре специальной литературы, провести дифференциальную диагностику стёртой дизартрии и дислалии; представить характеристику нарушений звукопроизношения при стёртой дизартрии.
На основе теоретического анализа литературы нами было организовано и проведено изучение особенностей нарушения звукопроизношения у дошкольников со стёртой дизартрией, в результате которой было выявлено, что более половины детей имеют низкий уровень сформированности фонетического строя речи. выявлены были нарушения звукопроизношения, фонематического слуха и артикуляционного аппарата и моторики.
Учитывая результаты констатирующего эксперимента мы посчитали, что имеется необходимость в проведении коррекционно-формирующей работы по формированию фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией. Формирующий эксперимент проводился в течение 1 месяца со всей экспериментальной группой детей со стертой дизартрией.
Нами была разработана программа работы по формированию фонетической стороны речи с детьми со стертой дизартрией, включающая серию заданий, упражнений и игр по следующим направлениям: 1. преодоление артикуляционных расстройств; 2.нормализация функции дыхания; 3. дифференциация ротового и носового выдохов; 4. формирование речевого дыхания; 5.преодоление нарушений голоса; 6. формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения.
Для выявления динамики показателей сформированности фонетической стороны речи детей со стертой дизартрией и определения эффективности апробированной программы по формированию звукопроизношения и фонетической стороны речи детей - дизартриков, нами было организовано и проведено контрольное обследование по тем же методикам, что применялись на этапе констатирующего эксперимента.
После проведения формирующей работы мы смогли отметить значительные улучшения – сократилось количество детей с низким уровнем сформированности артикуляционного аппарата и моторики, звукопроизношения и фонематического слуха и появились дети с высокими результатами. Следовательно, мы можем сказать, что проведенная нами формирующая работа по формированию фонетической стороны речи детей со стертой формой дизартрии оказалась эффективной и результативной – была выявлена явная динамика в сформированности фонетической стороны речи детей экспериментальной группы со стертой дизартрией.
Таким образом, мы выполнили поставленные в исследовании задачи, добились цели определенной в начале исследования.
В заключении мы можем отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией отмечаются нарушения фонетической стороны речи, которые при своевременном процессе формирования фонетической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией, при правильном подборе коррекционных занятий и методов будут нивелироваться. Данное предположение нашло свое подтверждение в ходе проведенной работы. Считаем наше исследование завершенным.
3,000 руб.
1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции де
тей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных
игр: Автореф.дисс...канд.пед.наук. - Волгоград, 2001. - 21 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: Наука, 2000.-277 с.
3. Арушанова А.Г. Познавательная активность в процессе освоения
способов словообразования дошкольников // Развитие речи дошкольника. - М.: АПН СССР, 1990. -С.39-53
4. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в
детском саду / Методические советы к программе «Детство». — СПб.: «Детство- пресс», 2001. - С.47-65.
5. Бабаева Т.И. Социокультурный ресурс современного дошкольного
образования /Перспективы развития дошкольного и начального образования. - СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - С.3-4.
6. Белова - Давид Р.А. Клиническая характеристика детей с нарушенным звукопроизношением // Специальная школа. - М., 1967. - С. 114-121
7. Белова - Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств
у детей // Нарушения речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1999. - с.10-4
8. Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой системы
речи //Вопросы психологии. - 1967. - №1. — С.65-73.
9. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны
речи // Язык и человек. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1970. - С.55-62.
10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефек-тологии. - М.: Просвещение, 1987. - 157 с.
11. Волкова Л.С, Лалаева Р.И., Липакова В.И., Лопатина Л.В. и др. Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. -СПб.: Образование, 1996. - 106 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. - Собр.соч.- М.: Педагогика,
1982.-Т.2.-С.6-361.
13. Выготский Л.С. Собр.соч.- М.: Педагогика, 1983. - т.2. - 504 с; т.З.-367 с.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь: (психологические исследования). - М.: Лабиринт, 1996. - 415 с.
15. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН Конте, 2000. -370 с.
16. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь // Нарушение речи у дошколь-ников. - М.: Просвещение, 1982. - С.5-20.
17. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертой формы диз-артрии и сложной дислалии // Дефектология. - 1996. - №5. - С.10-14.
18. Каше Г.А. Обучение произношению и подготовка к обучению гра-моте детей с недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи.-М., 1962.-С. 107-121.
19. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразви-тием фонематического строя речи. - М.: Просвещение, 1978. - 78 с.
20. Киселева В.Д. К вопросу о нарушении фонематического восприятия /Московские пед.чтения «Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии». - М., 1999. - С. 115-117.
21. Куссмауль А. Расстройства речи. Опыт патологии речи. — Киев.: Изд-во врача Б.А. Хавкина, 1879. - 276 с.
22. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969.-214с.
23. Литвак Л. Б. Локально-диагностические особенности дизартрии и дисфонии в неврологической клинике. В сб.: “Вопросы патологии речи”, т. 81. Харьков, 1959, стр. 59—71.
24. Лопатина Л.В. Особенности восприятия и воспроизведения интона-ционной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией // Психолингвистика и современная логопедия. - М.: Экономика, 1997. С. 268-273.
25. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: ГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2004. - 192 с.
26. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М.: Изд-во АПН РФСР, 1956. - 94 с.
27. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии // Очерки по патологии речи и голоса. - М.: Просвещение, 1993. -№2.-С.34-48.
28. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диаг-ностика и коррекция.. - М.: Просвещение, 1992. - 94 с.
29. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1996. - № 5. С. 3-9
30. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448с. - с.90
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. -720 с.
32. Сергеева Г.Ф. Особенности восприятия фонем при некоторых на рушениях речи: Автореф. дисс...канд.пед.наук. -М., 1992. - 19 с.
33. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизарт-рии и методы их диагностики // Дефектология. - 1974. -№4. - С.20-26.
34. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошколь-ного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1996. - С.59-97.
35. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатка-ми речи. - М.: Изд-во АПН РФСР,2000.- 55 с.
36. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 1998. — 228 с.
37. Токарева О.А. Дизартрия// Расстройства речи у детей и подростков.- М.: Медицина, 1999. С.114-155.
38. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.
39. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания де-тей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).- М.: Просвещение, 1993. - 98 с.
40. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. — М.: Просвещение, 1993. - 112 с.
41. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. -М.: Социал.- полит.журнал: «Гуманитарий», 1994.-79 с.
42. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим не-доразвитием: воспитание и обучение. - М.: Изд-во ГНОМ-Пресс, 2000.- 80 с.
43. Фомичева М.Ф. Воспитание речи у детей с органическими поражениями центральной нервной системы. - М.: Просвещение, 1965.-76 с.
44. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: Просвещение, 1981. - 240 с.
45. Чиркина Г.В. Дети с нарушением артикуляторного аппарата. - М.: Педагогика, 1999. - 114 с.
46. Чиркина Г.В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией // Дошкольное воспитание. - 1980. - №8. - С.50-52.
47. Эльконин Д.Б, Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Изд-во АПН РФСР, 1959.-115 с.
48. Эльконин Б.Д. Психология развития.- М.:Академия, 2001.-144 с.
3,000 руб.