Введение
Содержание
Заключение
Литература
Необходимость социально - психологического исследования профессиональной социализации менеджеров продиктована, по меньшей мере, двумя причинами: теоретической и практической. Первая состоит в том, что в психологии не существует целостного представления о процессе и результате социализации личности. Знакомство с основными теоретическими интерпретациями социализации личности свидетельствует, что, с одной стороны, она понимается как целостный процесс становления и развития тех общих характеристик индивида, которые позволяют ему адекватно функционировать в условиях конкретной социо - культурной среды, с другой - представление о социализации содержит идею множественности взаимосвязанных, но относительно независимых составляющих социализации: поло-ролевой, этнической, правовой, нормативной, политической, религиозной, профессиональной и др.
Общепринятое среди исследователей личности положение о том, что трудовая деятельность, профессия являются организующими и системообразующими факторами значительного отрезка жизненного пути человека, механизмы, закономерности и факторы профессиональной социализации до последнего времени практически не выступали специальным предметом социально - психологического исследования.
Профессиональная социализация - это не просто становление человека субъектом конкретной разновидности общественного труда (инженерного, художественного, научного и т.д.), что хорошо показано во множестве исследований, но и приобретение им некоторых общих умений рефлексивного управления собственной социально - значимой деятельности, в том числе, способности к целеполаганию, умения находить адекватные средства достижения поставленных целей, навыка критической оценки достигнутого, умения соотносить и координировать собственные действия с действиями окружающих и др.
Настоящее исследование социально - психологических факторов профессиональной социализации менеджеров задается противоречием между имеющимся представлением о том, что успешное осуществление управленческой деятельности требует от субъекта этой деятельности достаточно развитых личностных качеств и названных выше общих профессиональных навыков и неразработанностью вопроса о том, как, каким образом и за счет чего в течение жизни индивида эти качества и навыки формируются.
Актуализация указанного противоречия в последние годы, по-видимому, связана как с исключительной значимостью менеджмента для повышения эффективности всех видов социального функционирования в современной России, так и с отсутствием достаточно развитых концептуальных представлений об управлении как особом виде деятельности по анализу, планированию, организации, оценке и контролю не только чужой, но и собственной профессиональной активности. Существует также и актуальная потребность в специальных методических приемах и процедурах для эффективной работы в этой области.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы профессионального становления личности, в том числе менеджеров, а также социальная значимость оптимизации процесса и результата профессиональной социализации в разных областях социальной жизни определяют актуальность настоящего исследования и задают его конкретную цель.
Основная цель настоящего исследования состояла в изучении социально-психологических факторов профессиональной социализации успешных менеджеров, работающих в отечественных предпринимательских структурах.
Поставленная цель потребовала решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению профессиональной социализации.
2. Проанализировать социально-психологическое содержание профессиональной деятельности менеджера.
3. Выявить социально - психологические факторы успешности профессиональной деятельности и социализации менеджеров.
4. Разработать программу и методические процедуры эмпирического исследования.
В соответствии с целью и задачами дипломной работы предметом исследования выступают социально - психологические факторы профессиональной социализации менеджеров, рассматриваемой как процесс и результат овладения широким спектром социальных и профессиональных ролей, включающий осознание человеком себя как субъекта профессиональной деятельности, проектирование профессиональной карьеры, предполагающее возникновение перспектив профессионального роста и самосовершенствования, а также осознание целостности и взаимообусловленности событий профессионального жизненного пути.
Достижение поставленной цели в ходе эмпирического исследования потребовало выбора и обоснования объекта исследования. Выбор объекта осуществлялся с учетом ряда ограничений. Во-первых, возможности оценить актуальный уровень развития управленческих качеств испытуемых. Во-вторых, доступности к информации об их жизненном и профессиональном пути. Исходя из указанных ограничений, объектом эмпирического исследования выступили реальные руководители отечественных организаций разных форм собственности, проходившие обучение на курсах типовой программы по теме ”Антикризисное управление. Общее количество испытуемых составило 385 человек.
Гипотеза исследования;
Ведущим фактором успешной профессиональной социализации менеджера являются овладение репертуаром управленческих ролей.
Дипломное исследование проводилось в два основных этапа.
Первый этап – исследование изучения проблемы обобщения теоретических данных.
Цель второго этапа состояла в эмпирической проверке гипотезы, т.е. в обнаружении связи между особенностями профессиональной социализации менеджеров и уровнем овладения репертуаром командных управленческих ролей. Соответственно, задачи включали анализ деятельности менеджера, конструирование процедур оценки, соответствующей конкретному виду управленческой деятельности, и формулирование критериев оценки успешности. Использовались технология «Центра оценки» и письменный опросник «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда.
Научная новизна исследования состоят в том, что в работе предпринята попытка изучить факторы профессиональной социализации менеджеров отечественных предприятий предпринимательского типа. Установлено, что наряду с личностными особенностями руководителей, рассматриваемыми как «профессионально-важные качества», факторами успешной профессиональной социализации менеджера являются широкий ролевой репертуар управленческих ролей и рефлексивное отношение к профессиональной карьере.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная социализация менеджера может рассматриваться как процесс и как результат овладения широким репертуаром социальных и профессиональных ролей, проектирование профессиональной карьеры, предполагающее возникновение перспектив профессионального роста и самосовершенствования, а также осознание целостности и взаимообусловленности событий профессионального жизненного пути.
2. Ведущими фактором успешной профессиональной социализации менеджера являются овладение репертуаром управленческих ролей.
3,000 руб.
Введение стр. 3
Глава 1. Теоретические предпосылки и направления
исследований феномена профессиональной социализации стр. 8
1.1. Теоретике - методологические принципы изучения
процесса социализации в отечественной и зарубежной
психологии стр. 8
1.2. Социально - психологическая специфика процесса
профессиональной социализации стр. 25
1.3. Социально - психологические особенности
профессиональной деятельности менеджера стр. 45
Глава 2. Эмпирическое исследование социально - психологических
факторов профессиональной социализации менеджеров стр. 66
2.1. Программа эмпирического исследования стр. 66
2.2. Организация и методы исследования стр. 67
2.3. Описание и анализ результатов стр. 75
Заключение стр. 125
Выводы стр. 128
Библиография стр. 129
Приложения стр. 138
3,000 руб.
Проведенное исследование фокусировалось на изучении социально-психологических факторов, детерминирующих успешность деятельности современных отечественных руководителей новых экономических структур, а именно - бизнес организаций (менеджеров). Анализ имеющейся на сегодня весьма обширной литературы позволяет считать, что отмечаемые авторами многогранность и многоаспектность процесса социализации, пока не приближают нас к построению единой теории, способной описать целостную феноменологию и механизмы вхождения человека в социально-профессиональную среду.
Результаты исследования позволяют утверждать, что профессиональный путь человека, который одновременно проектируется и реализуется в процессе социализации, совершенно индивидуален и обусловлен сложной совокупностью социально - психологических условий. Именно этим объясняется необходимость целостного анализа социально-психологической ситуации развития уникального жизненного пути конкретного человека. Соответствие личностных особенностей человека условиям профессиональной деятельности обусловливает адекватный выбор человеком профессиональной карьеры и успешное прохождение профессиональной социализации. Отмечается, что перспективным представляется исследование лидерского потенциала личности, а также изучение ролевого репертуара, релевантного определенному типу деятельности, поскольку для каждого вида профессиональной деятельности, по-видимому, набор и содержание ролей могут иметь свою специфику.
Рассмотрев особенности процесса профессиональной социализации, мы обнаружили ряд проблем, требующих дальнейшего изучения. Как отмечалось, в более зрелом возрасте профессиональная социализация обусловливается не столько возрастными особенностями личности, сколько освоением ею новых профессиональных ролей. Это, в свою очередь, предполагает необходимость изучения профессиональной социализации с точки зрения особенностей овладения личностью профессиональным ролевым репертуаром. В качестве такового выступает определенный набор ролей, релевантный определенному типу профессиональной деятельности. Кроме того, особенности профессиональной карьеры можно рассматривать и в качестве объективного фактора успешности процесса профессиональной социализации человека.
Профессиональная среда, в которой разворачивается процесс карьерного роста человека, с нашей точки зрения, является основной средой вторичной социализации. Исходя из этого, в ходе исследования выявлены некоторые закономерности жизненного пути человека на примере профессиональной социализации. В частности, профессиональный профиль людей, отличающихся управленческими данными, объясняется, во-первых, личностными способностями и стремлениями, и, во-вторых, тем набором функций, которые они выполняют. Согласно полученным данным, к качествам, необходимым для успешного осуществления профессиональной деятельности менеджера бизнес организаций, относятся следующие: гибкость и динамичность мышления; способность проектировать; умение вести переговоры и стремление к изменениям, инновациям.
Выполненное нами исследование в основном подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы. Установлено, что такие социально -психологические факторы, как владение широким ролевым репертуаром командных ролей обусловливают профессиональную социализацию.
Дальнейшие перспективы исследования проблемы связаны с углублением изучения профессионально значимых качеств, обеспечивающих успешность деятельности менеджера. Так перспективным, на наш взгляд, является исследование лидерского потенциала личности. Изучение ролевого репертуара, релевантного определенному типу деятельности, поскольку для каждого вида профессиональной деятельности ролевой репертуар и содержание ролей имеют свои особенности.
3,000 руб.
1. Абульханова - Славская К.А. Жизненные перспективы личности. В сб.:
Психология личности и образ жизни. М., Наука, 1987. - СС. 137 -145
2. Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. М., Изд -
во МГУ, 1988.-111 с.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., Аспект Пресс,
2000. - 288 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных
заведений. - М., Аспект Пресс, 1996. - 376 с.
5..Асмолов А.Г., Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. № 1. - СС. 70 -81
6. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблема конкурсного отбора. - М., ИПК ГС, 1995. -140 с.
7. .Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. - М., ИПК Госслужбы, 1995. - 112 с.
8. Базаров Т.Ю. Рыбкин И.В., Пыркова Т.О. Управленческие команды и их
формирование // Современный кадровый менеджмент. Вып. 1. Под ред.
9. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие
для высших учебных заведений // Под ред. Ю.М.Жукова,
Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. 2-е, исправленное изд. - М.: Смысл,
1996. -255с.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент». - М., Изд-во МГУ, 1995. -
11.Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. - М., 1984, т.4. - СС. 244 - 269
12. Гурьева Л.С., Заргаров В.А., Скобеев К.М. Профессионал и специалист:
Руководитель в современных организационных условиях. - Томск, 1989.
-131 с.
14.Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М., Изд-во Моск. унта, 1979. -126с.
15. Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л. Феномен идентификации в групповом лидерстве. - Вестник МГУ. Сер. 14. 1980. № 2. - СС. 48 - 59
16. Жуков Ю.М., Безрукова Е.Ю. Технология командообразования. - М., 1999.-105 с.
17. 3азыкин В.Г. Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. - М., Интел-Синтез, 1992. - 178 с.
18. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы
психологии. 1988. №6.
19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Рос
тов- на - Дону, Феникс, 1996. - 512 с.
20. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., Издательство
МГУ, 1995.-224с.
21. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Во
просы психологии. 1984. №4.
22. Малиновский П.В. Идейно-теоретические и методологические основы
организационно-управленческих игр. - М., Институт социологии, 1990.
СС. 75-102
23. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. - 308 с.
24. Никифоров Г.С. Психологический отбор и подготовка менеджеров //
Вестник СпбУ. Сер. 6. 1995. № 2.
25. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов //
Под ред. С.Г.Беляева и В.И.Кошкина. Москва, ЮНИТИ, 1996. -
26. Управление персоналом. Под ред. Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. -
М., Юнити, 1999.-423с.
3,000 руб.