Проблемой для любого общества и государства является реальное использование каждым человеком своих прав и свобод, а в случаях возникновения споров, конфликтов, правонарушений - наступление эффективной, надежной их охраны и защиты. Между законодательно определяемым правовым положением личности и практикой его реализации всегда есть известный разрыв.
Элементами правового положения личности, естественно, служат правовые явления, с помощью которых законодатель фиксирует правовое состояние личности в системе общественных отношений.
Именно с правовым статусом личности связаны все остальные правовые явления, которые по отношению к системе юридических прав, обязанностей и законных интересов играют подчиненную, обслуживающую роль. Таким образом, центральное место в структуре правового положения личности занимает ее правовой статус. Признанные государством права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве составляют правовой статус как основу, ядро правового положения личности.
По отношению к правовому статусу личности гражданство и правосубъектность выступают в ином качестве. Прежде всего государство юридически закрепляет те фактические отношения, которые существуют у него с людьми, находящимися под юрисдикцией государственной власти. Иными словами, при закреплении юридической принадлежности лица к определенному государству личность приобретает новое юридическое качество - гражданина государства. Поскольку по отношению к государству личность выступает в специфическом качестве гражданина именно этого государства, постольку последнее адресуется к нему не как к человеку вообще, а как к своему гражданину или, если речь идет об иностранном гражданине либо лице без гражданства, как к субъекту иного гражданско-правового состояния ("иногражданства", безгражданства). Таким образом, отношения государства и личности, прежде всего, опосредуются институтом гражданства.
В зависимости от того, является ли лицо либо гражданином этого государства, либо иностранным гражданином, либо лицом без гражданства, определяется содержание его правового статуса.
Темой нашей работы является административно-правовой статус гражданина.
Актуальность темы обусловлена реформой российского законодательства в области формирования высокого правового и социального статуса граждан.
Объектом в работе является административно-правовой статус человека и гражданина.
Предметом вступает российское и международное законодательство в области прав человека и гражданина.
Целью работы является определение административно-правового статуса гражданина, его содержание, и проблемы развития.
Задачи работы:
- изучить развитие учения о правовом положении личности и гражданина.
- определить правовое регулирование правового положения личности и гражданина.
- изучить правовой статус гражданина Российской Федерации.
- определить содержание административно-правового статуса гражданина. Российской Федерации.
- изучить правовые гарантии административно-правового статуса гражданина. Российской Федерации.
- определить проблемы и перспективы административно-правового статуса гражданина в Российской Федерации.
Структура работы: введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список литературы.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Правовое положение личности и гражданина. 5
1.1. Развитие учения о правовом положении личности и гражданина. 5
1.2. Правовое регулирование правового положения личности и гражданина. 23
Глава 2. Правовой статус гражданина Российской Федерации. 32
2.1. Гражданин Российской Федерации как субъект административного права. 32
2.2. Виды и структура административно-правового статуса гражданина. Российской Федерации. 38
Глава 3. Содержание административно-правового статуса гражданина. Российской Федерации. 48
3.1. Правовые гарантии административно-правового статуса гражданина. Российской Федерации. 48
3.2. Проблемы и перспективы административно-правового статуса гражданина в Российской Федерации. 63
Заключение 76
Список литературы 78
3,000 руб.
Подводя итог проведенному исследованию можно сделать следующие выводы.
Административно-правовой статус гражданина является частью его общего правового статуса, в состав которого традиционно принято включать правосубъектность, права и обязанности, ответственность и гарантии. Основу административно-правового статуса составляет административная правосубъектность, предполагающая наличие у гражданина правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
Административно-правовой статус граждан России, как значительная часть норм общего правового статуса, закреплен во многих законах и подзаконных актах и проявляется в совокупности прав и обязанностей и обеспечен гарантиями их осуществления со стороны органов государственной власти и органов МСУ, которые принимают правовые акты, влияющие на объем административно-правового статуса граждан России.
Важнейший приоритет административного правового обеспечения положения граждан в сфере публичной администрации - развитие, детализация, конкретизация и гарантирование конституционных норм, фиксирующих основные права, свободы и обязанности наших граждан.
Особое место в структуре административно-правовогостатуса граждан занимает ответственность за административные правонарушения. В соответствии с КоАП РФ (ст.1.1) законодательство об административной ответственности включает в себя как сам Кодекс, так и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Установление административной ответственности актами органов местного самоуправления не допускается.
Неотъемлемой составной частью совершенствования административно-правового статуса граждан является закрепление и развитие разветвленной системы юридических гарантий их прав и свобод в качестве участников управленческих отношений. Надлежащее гарантирование административно-правовых возможностей граждан предполагает, во-первых, определение в законодательстве персонифицированных представителей государственной и муниципальной власти, ответственных за обеспечение условий для реализации их прав и свобод; во-вторых, закрепление конкретных обязанностей органов и должностных лиц публичной администрации, корреспондирующих правам и свободам граждан в сфере управления; в-третьих, установление детальных административных процедур, исчерпывающим образом оговаривающих порядок исполнения соответствующими субъектами управления своих обязанностей в отношениях с гражданами и их объединениями; в-четвертых, усиление ответственности органов и должностных лиц за неисполнение ими своих обязанностей, повлекшее нарушение прав граждан в сфере управления.
Особое значение для обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан в сфере государственного и муниципального управления имеет закрепление в законодательстве административных процедур, предусматривающих применительно к органам публичной администрации условия, очередность, временные рамки совершения и способы оформления (фиксирования) конкретных действий по осуществлению властных полномочий регистрационного, разрешительного, экзаменационного, правоудостоверительного и правонаделительного характера. При этом такие процедуры нужны не для эффективного публичного администрирования и расширения арсенала средств управленческого воздействия на физических и юридических лиц, а для ограничения административного усмотрения, обеспечения прозрачности процесса государственного управления и выравнивания юридических возможностей публичных органов (должностных лиц) и граждан в ходе реализации ими своей правосубъектности.
3,000 руб.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Социальная защита. 1995 г. № 11. С. 10.
2. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) // Бюллетень международных договоров, июнь 1999 г. № 6
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.
4. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О гражданстве Российской Федерации" Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
6. Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 23.07.2008) "О вынужденных переселенцах" Собрание законодательства РФ", 25.12.1995, N 52, ст. 5110.
7. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 26.12.2008) "О милиции" // Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст. 503.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 30.12.2008) Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
Научная и учебная литература
9. Административное право: Учебник /Под ред. д. ю. н. проф. Л.Л. Попова. М,: Юрист, 2002. – 697с.
10. Бахрах Д.Н. Предмет и источники административного права России // Административное право России на рубеже веков. Екатеринбург, 2003. С.14-15.
11. Бахрах Д.Н. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. – М.: Норма, 2004. 320 с.
12. Воронков А.В. Развитие системы административного права в России. СПб., 2002. С.21-38.
13. Князев С.Д. Современное российское административное право: состояние и перспективы развития // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 4.С.35-36.
14. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов, 2001. С.100.
15. Понизова Е.В. Институт гражданства и административно-правовой статус гражданина // Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития). М., 2003. С.69.
16. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 213.
17. См.: Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина о социалистическом государстве и праве. История развития и современность. М., 1978. С. 112 - 127.
18. Багдасаров В.Ю. Права человека в российской правовой мысли второй половины XIX - начала XX века: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995;
19. Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина о социалистическом государстве и праве. История развития и современность. С. 127 - 170.
20. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М., 2003;
21. Цуканов А.Н. Фундаментальные концепции прав человека в деятельности полиции зарубежных стран. Пермь, 2003.
22. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
23. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972 (гл. 1);
24. Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов, 1974. С. 49 - 52;
25. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. С. 34.
26. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности.-М.: Норма, 2008.
27. Бахин С.В. Всеобщая декларация 1948 года: от каталога прав человека к унификации правового статуса личности // Правоведение. 1998. N 4. С. 6.
28. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2003. С. 136.
29. Иванов Г.И. Права человека: Учебное пособие / Под ред. М.Ф. Чудакова. Приложение. М., 2004. С. 154 - 157.
30. Кузнецова С.Н. Хартия основных прав Европейского союза: развитие европейской защиты прав человека или путь к Европе "двух скоростей"? // Российский ежегодник международного права. 2002. СПб., 2002. С. 199.
31. Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М., 1998. С. 19 - 20.
32. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.
33. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 46.
34. Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2000. С. 374.
35. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. N 7;
36. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права (тезисы доклада) // Социальное правовое государство: вопросы теории и практики. Материалы межвузовской научно-практической конференции 21 июня 2003 г. / Под ред. Д.И. Луковской. СПб., 2003. С. 3 - 5;
37. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 639.
38. Золотухин С.В. К вопросу о концепции "третьего поколения прав человека" или "прав солидарности" // Советский ежегодник международного права 1989 - 1991 гг. СПб., 1992. С. 181 - 182.
39. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова.-М.: Юристъ, 2005.
40. Понизова Е. В. Институт гражданства и административно-правовой статус гражданина // Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития). М., 2003. С. 69.
41. Конин Н. М. Российское административное право: Общая часть: Курс лекций. Саратов, 2001. С. 100.
42. Князев С. Д. Современное российское административное право: состояние и перспективы развития // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 4. С. 35-36.
43. Административное право: Учебник / Под ред. Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумова, Г.Ю. Малумова.-М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
44. Мартышин О.В. Идейно-политические основы современной российской государственности // Государство и право. 2006. N 10. С. 31 - 37.
45. Тарасевич И.А. Конституционно-правовой статус Русской Православной Церкви в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2006.
46. Исаков В.Б. Нормативное закрепление фактических составов // Советское государство и право. 1977. N 2. С. 126 - 130;
47. Малеин Н.С. Тенденции развития гражданского права // Советское государство и право. 1978. N 1. С. 46.
48. Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства. Воронеж, 2006. С. 152 - 253.
3,000 руб.