Работы психологов ХХ века осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.
Зигмунд Фрейд является тем ученым, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии. Его учение увлекло многих молодых специалистов того времени, открывших для себя эту теорию и ставших в последствии учениками Фрейда. Однако, со временем многие из них, углубляясь в процесс изучения исследуемых явлений и развивая свои собственные изыскания в этой области, стали отходить от основной линии учения Фрейда, занялись развитием новых психоаналитических концепций, которые принято объединять общим понятием – «неофрейдизм». Таким образом возникло новое направление в психологии, представители которого, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы.
Целью данного исследования является рассмотрение и изучение понятия «неофрейдизм», рассмотреть основные представления об этапах и принципах формирования личности в подходах неофрейдистов.
Задачами данного исследования являются:
- изучение литературы по заданной теме,
- рассмотрение понятия «неофрейдизм»,
- рассмотрение теорий формирования личности основными представителями неофрейдизма.
- структурирование полученных знаний с целью формирования целостного представления и понимания предмета исследования.
Основным методом исследования является изучение литературы по заданной теме.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Сущность неофрейдизма 4
1.1. Понятие неофрейдизм и его использование 4
1.2. Развитие и формирование личности по З. Фрейду 7
Глава 2. Развитие и формирование личности согласно теориям неофрейдистов 11
2.1. Альфред Адлер 11
2.2 Эрик Эриксон 14
2.3. Эрих Фромм 17
2.4. Карл Густав Юнг 22
2.5. Карен Хорни 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
1,200 руб.
Таким образом, мы выяснили основные представления об этапах и принципах формирования личности в подходах неофрейдистов.
Адлер исходил из того, что человеческая психология детерминируется факторами особого порядка и не может быть сведена к физиологическим или биологическим причинам; чистая каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна для объяснения человеческой жизни, ключевую роль в которой играют долженствование и целеполагание. Основной, общей целью каждого индивида Альфред считал стремление к власти и превосходству, которое может в каждом конкретном случае принимать разные формы. Придерживаясь целостного, холистического подхода, Адлер считал, что человека всегда следует рассматривать в контексте его окружения и что знание о человеке невозможно без выяснения «отношения человека к своим социально установленным задачам».
Согласно Эриксону, развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации представлен с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий психосоциального развития. В соответствии с принципом эпигенезиса (т.е. предположении о том, что человек в своем развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных для всего человечества), каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов.
Теория личности Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования.
Личность, с точки зрения Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным.
В отличие от Фрейда, который придавал особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании личности, Карл Густав Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только прошлые события (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к интеграции, гармонии и целостности.
Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности взрослого. Однако Хорни не принимала его утверждений о существовании универсальных психосексуальных стадий и то, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между родителями и ребенком.
Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: в удовлетворении и в безопасности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Хори считала, что в удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависим от родителей. И если родители проявляют истинную любовь и тепло к ребенку, и тем самым, удовлетворяют эту потребность, то вероятнее всего сформируется здоровая личность, и наоборот.
1,200 руб.
1. Александров Ю.И. «Психология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.» - М., 2001, 478с.
2. Глущенко И. Б. «История психоанализа». – М., 2004, 642 с.
3. Загребина Е. В. «Зигмунд Фрейд и его последователи». – Ростов-н/Д., Феникс, 2003, 476 с.
4. Желобова Н. Г. «Великие психологи». – СПб., КАТ, 2005, 768 с.
5. Ильина И. В. «Психология становления личности». – Мурманск, 2000, 643 с.
6. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1977, 478с.
7. Рогов Е.И.. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1998, 448 с.
8. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 1998, 688с.
9. Савельева И. И. «Фрейдизм и неофрейдизм о роли подсознательного и бессознательного в современном обществе». – Саратов, Дара, 1999, 564 с.
10. Справочник по психологии. Под общ. ред. Попова М. Е., - М., ИНТРО, 2004, 847 с.
1,200 руб.