При переходе к рыночной экономике одной из наиболее эффективных организационных форм является малое предприятие. Эта форма стимулирует деловую активность граждан и их личностные возможности, благодаря ограничениям численности работающих, объема хозяйствования. Малые предприятия мобильны, что способствует, в частности, естественной структурной перестройке экономики, демонополизации производства, а значит, – развитию конкуренции, ускорению окупаемости инвестиций, оперативному реагированию на изменение потребительского спроса, решению проблем занятости, снижению роста безработицы. По этой причине к рассмотрению в рамках данной дипломной работы было принято именно малое предприятие. В свою очередь внутриколлективные отношения один из важнейших факторов, оказывающий значительное воздействие на все процессы на малом предприятии. Именно поэтому исследование внутриколлективных отношений соответствует требованиям современных условий, а значит и тема данной дипломной работы актуальна.
Степень изученности вопроса. Изучению микроклимата на предприятиях посвящено немало отечественной и зарубежной литературы, чего нельзя сказать о проблеме внутриколлективных отношений. Понятие внутриколлективных отношений по своей природе несколько шире понятия микроклимата. В итоге имеем огромное количество исследований в области более узкой, нежели затрагиваемой в рамках диплом работы, проблемы внутриколлективных отношений. Постановка темы сужает область исследования, требуя рассмотрения вопроса с учётом специфики малого предприятия и в частности таких его особенностей как размер и масштаб деятельности, тесное взаимодействием людей. Изучению внутриколлективных отношений посвящены труды таких учёных-экономистов и психологов как Гуленко В.В, Базаров Т.Ю., Рейнин Г.Р., Галенко В.П., Филатова Е.В. и т.д.
Целью дипломного проекта является изучение теоретических и практических аспектов управления внутриколлективными отношениями, разработка основных направлений их совершенствования для малого предприятия.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы управления внутриколективными отношениями с учётом специфики малого предприятия;
– изучить теорию анализа внутриколлективных отношений;
– подробно рассмотреть модели и методы анализа;
– дать управленческую характеристику деятельности рассматриваемого малого предприятия;
– проанализировать внутриколлективные отношения на примере малого предприятия;
– показать основные направления и пути совершенствования внутри коллективных отношений на рассматриваемом предприятии;
– сформулировать рекомендации по улучшению внутриколлективных отношений.
Объектом исследования выбрано ООО «Фирма МВ» – малое предприятие, основным видом деятельности которого является производство рекламных товаров и оказание соответствующих рекламных услуг.
Предметом исследования является система внутриколлективных взаимоотношений между сотрудниками на малом предприятии.
Информационно-методической основой дипломного проекта явились работы отечественных и зарубежных исследователей, публикации периодических изданий, документы предприятия за анализируемый период. В работе применены следующие методы исследования: сравнительный, абстрактно-логический, графический методы, приемы индуктивного и дедуктивного методов изучения. Монографический метод позволил обобщить и систематизировать большой объём информации по вопросу внутрифирменных взаимоотношений. Кроме того, для создания второй и третей глав использовался диалектический метод при рассмотрении и анализе организации и внутриколлективных взаимоотношений в динамике.
Дипломный проект состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы управления внутриколлективными отношениями. Во второй – произведён анализ внутриколлективных отношений на примере РА «Фирма МВ». В третьей главе изучены и сформулированы направления и пути их совершенствования.
Список использованных источников содержит литературу, изученную в процессе написания дипломного проекта, и включает в себя 40 наименований. Теоретической базой исследования послужили работы различных авторов в области кадрового менеджмента, соционики и анализа, таких как Гуленко В.В, Аугустинавичюте А., Яровой В.И. и т. д. При написании использовались также периодические издания и информационные ресурсы глобальной сети Интернет.
Значимость настоящего дипломного проекта заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке данной проблемы, а также при решении практических задач управления внутриколлективными взаимоотношениями.
3,000 руб.
Введение
1 Теоретические основы управления внутриколлективными отношениями на малом предприятии
1.1 Управление внутриколлективными отношениями на малом предприятии
1.2 Теоретические основы анализа управления внутриколлективными отношениями
1.3 Модели и методы анализа внутриколлективных отношений
2 Анализ внутриколлективных отношений (на примере рекламного агентства ООО «Фирма МВ»)
2.1 Управленческая характеристика предприятия
2.2 Характеристика персонала рекламного агентства ООО «Фирма МВ» с точки зрения внутриколлективных отношений 49
3 Совершенствование внутриколлективных отношений на примере РА ООО «Фирма МВ»
3.1 Направления совершенствования внутриколлективных отношений малого предприятия
3.2 Рекомендации по совершенствованию управления внутриколлективными отношениями ООО «Фирма МВ»
Заключение
3,000 руб.
Управление внутриколлективными отношениями, представляющими собой совокупность межличностных, организационных и коллективистских взаимоотношений, включает в себя деятельность по оптимизации размера и состава коллектива, групповых норм поведения, единомыслия и статуса его членов. Важнейшей составляющей управления внутриколлективными отношениями является повышение эффективности трудовых взаимосвязей.
Так как именно малое предприятие является наиболее эффективной организационной формой, исследование такой важнейшей составляющей деятельности как внутриколлективные отношения представляется необходимым и актуальным условием успеха фирмы.
Знание типологических особенностей людей дает руководителю неоспоримое преимущество в психологически грамотном управлении внутриколлективными отношениями. Анализ внутриколлективных отношений предоставляет следующие возможности для руководителя:
– знание о скрытых возможностях вверенных в руководство людей;
– информацию о возможных вариантах взаимодействия различных типов людей и рекомендации к управлению этими отношениями.
Таким образом, анализ внутриколлективных отношений – это новый способ работать с фактами, касающимися поведения людей, и отношениями, которые складываются между ними. К его преимуществам относятся объективность и системность.
Для исследования был выбран формально анкетный метод в сочетании с анализом речи, что позволило существенно облегчить диагностику внутриколлективных отношений, не теряя в объективности.
В процессе исследования выяснилось, что ядро коллектива ООО «Фирма МВ» составляют два человека, директор и дизайнер с присущими им социотипами «Политик» и «Хранитель» соответственно. Выявлены причины увольнения двух менеджеров из первого состава коллектива и спрогнозировано возможное изменение ныне существующего.
Менеджер 1 и менеджер-супервайзер 1 не задержались в коллективе в силу действия следующих факторов:
– отсутствие основных мотивирующих факторов: возможность карьер-ного роста и совершенствования;
– сложности во взаимоотношениях с директором;
– нехватка новых впечатлений и эмоций.
В составе коллектива 2 в ближайшее время серьёзных перемен не предвидится. Не смотря на сложность отношений директора и менеджера-супервайзера 2, предполагается их достаточно долговременное сотрудничество. Объясняется это тем, что супервайзер 2 обладает необходимым опытом, умеет добывать для директора ценную информацию, отлично справляется с руководством вверенных ему подчинённых. Всё вышеперечисленное подогревает интерес руководства в данном сотруднике и укрепляет позиции последнего.
Менеджер 2 предположительно не задержится надолго в данном коллективе. Его истинный социотип сенсорно—логического экстраверта «Маршал» претендует на роль «неформального лидера» занятую изначально социотипом сенсорно-этического экстраверта «Политик». Отсутствие на предприятии таких мотивирующих факторов как стимул статуса, престижное положение в обществе, продвижением по службе, власть и влияние со временем приведёт к уходу сотрудника из коллектива.
В результате проведённого исследования сформулированы следующие рекомендации к совершенствованию управления внутриколлективными отношениями в рекламном агентстве ООО «Фирма МВ»:
– ввести должность внештатного дизайнера в помощь штатному в особенно активные периоды рекламной деятельности. Наиболее подходящая кандидатура на данную должность – этико-интуитивный интроверт или «Гуманист». Интуиция человека, обладающего таким набором характеристик, привнесёт творческое начало в дизайнерскую деятельность, чего отчасти и не хватает штатному дизайнеру этико-сенсорному интроверту «Хранитель»;
– ныне занимающий должность менеджера человек с социотипом «Политик», маской «Искателя» отлично справляется со своими обязанностями, но в силу действия индивидуальных характеристик склонен к частой смене рабочих мест. С целью удержания столь ценного для фирмы сотрудника рекомендуется создать для него оптимальные условия работы. Стимулом для данного человека служит стремление к уникальности;
– на должность супервайзера рекомендуется человек, обладающий логическим складом ума и рациональным взглядом на вещи. Наиболее оптимальное сочетание дихотомий на данную должность представляет собой логико-сенсорного экстраверта «Управитель». Такой человек не только хорошо справиться с руководящей должностью, но и логично впишется в рамки сложившихся внутриколлективных отношений;
– с целью повышения эффективности управления внутриколлективны-ми отношениями директору фирмы рекомендуется регулярное проведение собеседований с подчинёнными, что позволит ему быть в курсе всего происходящего в сфере межличностных отношений, вовремя диагностировать назревающие конфликты, контролировать эффективность принятых решений. Кроме того, метод собеседований позволяет работникам участвовать в управлении предприятием посредством личного общения с руководителем. Директору же рекомендуется прислушиваться к мнениям сотрудников и учитывать их насколько это возможно;
– приём на работу нового сотрудника должен сопровождаться тщательным изучением сложившихся внутриколлективных отношений по методам соционики, что позволит уменьшить текучесть кадров и сократит количество «неподходящих» кандидатов на должность, сэкономив, таким образом, время и деньги предприятия. Особое внимание следует обратить на этап адаптации новых сотрудников, так как на рассматриваемом нами предприятии, как правило, работают молодые люди, без соответствующего опыта.
3,000 руб.
1 Григоренко Н.А. Принципы управления коллективом / Н.А. Григоренко, М.В. Григоренко. – СПб.: Питер. – 2004. – 245 с.
2 Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предприянимательства: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Информационно-правовая база «Консультант плюс».
3 Дятлов, В.А. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов / В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов, В.Т. Пихало; под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ПРИОР, 1998. – 512с.
4 Гуленко, В.В. Менеджмент слаженной команды / В.В. Гуленко. – Киев: Высшая школа, 2005. – 184 с.
5 Рейнин, Г.Р. Теоретический анализ типологических описаний личности в психологии труда / Г.Р. Рейнин. – Л.: ЛГУ, 1988. – 123 с.
6 Аугустинавичюте, А. Модель информационного метаболизма / А. Аугустинавичюте // Соционика и психология личности. – 1995 – № 1. – С.4-8.
7 Суровцева, Т.А. Деловая игра «Формирование работоспособной команды». Методическое пособие / Т.А. Суровцева, Н.В. Соколовская; под общ. ред. В.Г. Хворостьянова. – Ставрополь: Изд-во института им. В.Д. Чурсина, 2001. – 34 с.
И другие источники
3,000 руб.