Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами).
Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).
Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
Объект работы - субъект Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями.
Предметом работы являются финансовые ресурсы региона.
Методологической основой работы послужили Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, труды отечественных ученых, посвященные проблемам регулирования государственных финансов.
В соответствии с характером темы и объектами изучения в работе применены, экономико-статистический, экономико-математический, расчетно-аналитический и другие методы исследования.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и роль региональных финансов…………….………………5
1.1. Понятия и роль региональных финансов в социально – экономическом развитии региона………………………………………………………………….5
1.2. Понятие региональных бюджетов…………………………………………..9
1.3. Доходы и расходы региональных бюджетов……………….………....…..12
Глава 2. Анализ бюджетной политики Амурской области
2.1. Социально – экономическое развитие Амурской области области……..19
2.2. Анализ бюджетной политики Амурской области за 2007 – 2009 гг…….26
Глава 3. Современные тенденции совершенствования развития бюджетной политики Амурской области……………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..36
Приложения……………………………………………………………………...39
1,200 руб.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному необходимо сделать ряд следующих важных выводов.
Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты.
Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.
Экономика Амурской области в целом развивается в разрезе отраслей достаточно динамично. Тем не менее, разразившийся в 2008 году финансовый кризис оказал негативное воздействие на процесс социально – экономического развития области. Это в первую очередь, выразилось в падении инвестиций в развитие экономики и социальной сферы.
В связи с этим одной из существенных проблем бюджетной политики Амурской области является снижение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет.
Негативное влияние финансового кризиса на экономику области (снижение объемов реализации продукции, работ и услуг, сокращение численности работающих, перевод работников на сокращенную рабочую неделю) дает полные основания предполагать уменьшение поступлений в консолидированный бюджет области.
В связи с этим планируется ряд мероприятий в области совершенствования политики в области доходов.
Политика в области доходов будет ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.
1,200 руб.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998г., №145-ФЗ.// СПС Гарант – 2007.- №15 [Электронный ресурс].
2.Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993. – 36 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть I от 31 июля 1998 г.№146– ФЗ ( в ред. От 02.02. 2006г., а также в ред. от 27.072006г.,часть II от 5 августа 2000г.№117 – ФЗ// СПС Гарант – 2007.- №15 [Электронный ресурс].
Научная и методическая литература
4. Булат А.С. Финансы: Учебное пособие. 2-е изд. КГАУ. Краснодар, 2006.- 211с.
5.Виссарионов А. Особенности государственного регулирования переходной экономики и социальных отношений // Проблемы теории и практики управления.- 2006.- №9.- с. 9-12.
6.Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. –М.: Дашков и К, 2003. – 750 с.
7.Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Маскуляка. – М.: РАГС, 2003. – 676 с.
8. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России/ А. З. Дадашев, Д. Г. Черник - М.: ИНФРА-М, 2005. – 248 с.
9.Емельянов А.С. Финансовое право России: Учебник. – М.: Былина, 2004. – 317 с.
10.Зырянова Т.В. Методологические и концептуальные подходы к созданию единой системы государственного финансового контроля // Финансы и кредит, 2006, №12, с. 30-34.
11.Игнатьева С.В. Финансовое право: Учебник. – СПб.: Питер, 2005. – 224 с.
12.Илларионов А.М. Эффективность бюджетной политики в России в 2004 -2007 гг. // Вопросы экономики – 2007.- № 2. – с. 22-36.
13.Колпакова Г. М. Финансы. Кредит. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 496с.
14.Петренко И. О роли финансовой разведки в антикриминальном мониторинге движения капиталов: к обобщению мирового и первого отечественного опыта // Российский экономический журнал.- 2003.- №5-6, с. 88-92.
15.Подберезкин А. Счетная палата: горячая осень 2001 года // Финансовый контроль.- 2002.- №2.- с. 29-32.
16.Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учеб. пособие. – М.: ВЗФЭИ, 2003. – 478 с.
17.Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации / Под ред. Г.В. Петровой. – СПб.: Пресс, 2003. – 833 с.
18.Сергиенко Я. В. Формирование финансовой системы в рыночной и финансовой экономике/ Я. В. Сергиенко.- М.: Финансмтатинформ, 2004.- 162с.
19.Соменков А.Д. Государственное регулирование бюджетных отношений в условиях интеграции // Финансы.- 2004.- №1.- с. 16-18.
20.Степашин С.В. Государственный долг - важнейшая проблема федерального бюджета // Финансовый контроль.- 2005.- № 2.- с. 33-35.
21.Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 2006.- 224 с.
22.Финансовое право Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 2004. – 574 с.
23.Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 511 с.
24.Финансы/ под ред. А. М. Ковалевой – 4-е изд. перераб. И доп.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 384с.
25.Щуплецова Ю.И. Финансовое право – М.: Юрайт, 2004. – 204 с.
26.Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М: Академия, 2006. – 187 с.
1,200 руб.