Доктрина российского образования по своему смыслу и значимости должна быть разработана до начала любых концепций реформ образования. Но так не произошло. Ее отсутствие свидетельствует о камуфлировании истинных целей реформирования образования и образовательной политики в целом, которые связаны с сокращением образовательного и научного потенциалов России по сравнению с достигнутыми рубежами по подсказке советников Международного валютного фонда. Такие цели независимо от желаний авто-ров реформ укладываются в стратегии идеологов «силового мондиализма», в первую очередь находящиеся в США, по превращению России в сырьевой придаток Запада, лишения ее экономической и геополитической самостоя-тельности.
Образование – один из ключевых моментов в стратегии выживания России в начале XXI века, реализации концепции ее устойчивого развития, обеспече-ния всей системы национальной безопасности. Россия сможет выжить только как «образованная, просвещенная Россия», в которой государство вместе с обществом постоянно несет ответственность за темпы повышения среднего образовательного ценза населения. Образовательная политика является ядром всей системы внутренней политики российского государства. Поэтому вопрос о Доктрине российского образования – ключевой вопрос внутренней политики, стратегии реформ, долгосрочных перспектив развития России.
Категория Доктрины образования в России нами разрабатывается с 1992 года [1-17]. На III-ем съезде Петровской академии наук и искусств «Образованная Россия: специалист XXI века» в итоговом документе принято решение о раз-работке Доктрины российского образования [1, с. 27, п. 1].
Доктрина образования – это сжатое, декларативное, системное изложение основных целей, принципов и положений организации, функционирования и развития образования на базе принятых общественных идеалов, механизмов и условий их осуществления.
Доктрина образования есть баланс учета традиций развития национального образования, зарубежного опыта в сфере образования и прогнозных оценок в форме моделей образования будущего.
Доктрина образования всегда есть исторический итог развития образования в стране. Поэтому Доктрина образования не может быть создана только в це-ленормативной логике разработки проекта, она формируется исходя из тен-денций эволюции отечественного образования мировых тенденций развития образования и прогнозного сценария его роли в обществе XXI века.
Доктрина образования – основа долгосрочной образовательной политики.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 2
I. ПОНЯТИЕ «ДОКТРИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ» И ОСНОВНЫЕ ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
II. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИТОГ «ПОТОКА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ» В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 7
III Российское образование в ХХ веке 9
3.1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ 20
IV. ОБРАЗОВАНИЕ В ХХI ВЕКЕ 23
4.1 Образование как вид инвестиций в человеческий капитал 23
4.2 Двухуровневая система образования и рынок труда 25
4.3 «Болонский процесс» 28
4.4 Взгляды на участие России в Болонском процессе 30
4.5 Проблемы участия России в Болонском процессе 32
4.6 Опыт других стран 38
V. Высшее образование в России сегодня 40
VI. «ИДЕАЛ УЧАЩЕГОСЯ НАРОДА» И МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ХХI ВЕКА В ФОРМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
1,200 руб.
1. Вишневская Н.Т., Гимпельсон В.Е. и др. Обзор занятости в России. Вып.1. (1991-2000гг.) М.: Теис. – 2002. – С.71-74.
2. Гоголин Ф. Профессионалы за сотрудничество. Вып.6 / Гл. ред. М.Кизима. – М.: 2004. – 344 С.
3. Курганский С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.
4. Курганский С.А., Даниленко Н.Н., Долгополова И.С. Институциональ-ные аспекты теории человеческого капитала. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. – 122 с.
5. Илычев Г. Какие национальные проекты нужны России? / Г. Илычев. – http://www.izvestia.ru/ - (10.02.06).
6. Киселёва Т. Реформа образования // Труд. – 2005. – 18 февр.
7. Куприянова Т. Плюсы и минусы реформы // Восточно-Сибирская прав-да. – 2005. – 12 апр.
8. Магун В.С. Ход Болонского процесса в европейских странах // Универ-ситетское управление: практика и анализ. – 2005. – №№ 5-6 (33)
9. Сальников В. Актуальные вопросы развития высшей школы в условиях реформы образования // Alma mater. – 2005. - №10. – с.11-15
10. Итоговые документы Третьего Съезда Петровской академии наук и ис-кусств по научной проблеме «Образованная Россия: специалист XXI века» // Ред. коллегия: Председатель — академик Л.А. Майборода. Зам. председателя — академик А. И. Субетто. Члены редколлегии — академики Е.П. Борисенков, В.А.Коковин, В.П. Петленко, В.П. Чистяков. — СПб.: ПАНИ, 1997.- с.52.
11. Новое качество высшего образования в современной России (содержа-ние, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы). Коллек-тивная монография // Под науч.ред. Н.А.Селезневой и А.И.Субетто. — М.: Ис-следовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1995 — с.199.
12. Майборода Л.А., Субетто А.И. Общая концепция и структура опере-жающего стандарта качества высшего образования и ее применения примени-тельно к крестьянскому высшему образованию. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, ПАНИ, 1994. — с.204. убетто А.И. Гуманизация российского общества. Авторская концепция. — СПб. — М.: ПА-НИ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — с.156.
13. Субетто А. И. Концепция стандарта качества базового высшего образо-вания (системная методология стандарта и проблема нормативного отражения в стандарте фундаментализации образования). — СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, ПАНИ, 1992. — с.36.
14. Субетто А.И. Социоморфность системы образования как критериаль-ное основание квалиметрии страновых образовательных систем // Тезисы Меж-дународной конференции-семинара «Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика (г. Новгород, 26-30 сентября 1994 г.). — М.: Исследо-вательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. -с. 12-14.
15. Субетто А. И. Проблема доктрины образования XXI века в контексте роста «организмичности» человечества. The Problem //Issue of Education’s of the Education’s/ Educational Doctrine in the Context of «Ordanismness» Growth of the Mankind /7 Образовательная политика на рубеже XX-XXI веков (материалы международной конференции 28 марта — 3 апреля 1994 года). Часть 6. — СПб.: Европейский Форум за свободу образования, Постоянная Комиссия по вопросам культуры Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1996. — с. 62-64.
16. Субетто А.И. Образовательное общество как форма реализации импе-ратива выживаемости человечества // Политехник. Изд.СПб ГТУ.- 1995.- 19 (3144) — 27 сентября. — с. 3.
17. Субетто А.И. Судьба Российского образования — судьба России // Об-разование и социальное развитие региона. Изд-во АГУ (Барнаул). — 1995. — 3-4. — с. 3-6.
18. Субетто А.И. Проблемы фундаментализации и источников формирова-ния содержания высшего образования: грани государственной политики. — М.-Кострома: КГПУ им. Н.А. Некрасова, Исследовательский центр проблем каче-ства подготовки специалистов, 1995. — с.332.
19. Субетто А.И., Чекмарев В.В. Мониторинг источников формирования содержания высшего образования. — М.- Кострома: КГПУ им. Н.А. Некрасова, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — с.242.
20. Субетто А. И. Предисловие. Геополитические основания Доктрины российского образования на рубеже второго и третьего тысячелетий // В кн.: В. П. Казначеев. Здоровье нации. Просвещение. Образование. — М.-Кострома: Исследовательский центр, КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1996.-c.5-26. 13. Субетто А.И. Этюды философии образования (доктрина, содержание,
21. www.hse.ru/science/mode
_ed/
22. rc.edu.ru/bologna/works/
23. www.isea.ru
24. www.finec.ru/rus/academic/master/bologna/
1,200 руб.