Актуальность. Проблема агрессивности сегодня — едва ли не одна из самых насущных проблем многих из современных гуманитарных наук. События, произошедшие в ХХ веке: две мировые войны, унесшие громадное количество человеческих жизней, изобретение мощнейшего по своей разрушающей силе оружия, дают этому достаточно оснований. К сожалению, даже наша жизнь — яркое тому подтверждение. Размах международного терроризма, принимающего все более угрожающие масштабы, заставляет общество взывать к тем, кто может внести свой вклад в решение данной проблемы.
В современном обществе существует проблема детской, подростковой агрессивности, которая часто переходит в более сложную форму – агрессивность взрослых. Проблема агрессивности как свойства личности, агрессивного поведения приобретает наибольшую актуальность в современном обществе. И связано это в том числе с изменениями социально-экономической обстановки, отражающейся на внутрисемейной ситуации.
Многочисленные исследования говорят о том, что агрессивность имеет как биологические, так и социально-психологические факторы. Обращение к теме агрессии в человеке значимо в наше время и потому, что значительно снизился порог чувствительности к жестокости, а волна деструктивности, немотивированная агрессивность захлестнула сегодня все сферы нашей жизни. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования. Это обусловило выбор темы исследования: «Агрессия как социально-психологический феномен».
Целью нашего исследования стало изучение проблемы агрессии как социально-психологического феномена.
Объект - проблема агрессивности в современном обществе.
Предмет – агрессия как социально-психологический феномен.
В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в нашей работе мы поставили следующие задачи:
1.проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым определить теоретические основы проблемы агрессивности;
2. представить анализ научных исследований по проблеме агрессии в общении;
3. охарактеризовать проявления агрессии в подростковом возрасте;
4. рассмотреть методики экспериментального исследования агрессии;
5. определить методы профилактики и коррекции агрессивности.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов: анализ научной социально-психологической литературы, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
В процессе выполнения работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Андреева Г.М., Лоренц К., Майерс Д., Московичи С., Реан А.А., Трофимова Н.Б., Румянцева Н.М., Фурманов И.А. и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование агрессии как социально-психологического феномена 5
1.1Определение понятия агрессии в современном обществе 5
1.2.Анализ научных исследований по проблеме агрессии в общении 9
1.3 Проявления агрессии в подростковом возрасте 16
Глава 2. Направления исследования и профилактики агрессивности, как социально-психологического феномена 23
2.1 Методики экспериментального исследования агрессии 23
2.2 Методы профилактики и коррекции агрессивности 29
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 37
1,200 руб.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: повышенная агрессивность является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей и подростков с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммированием достаточно значительного ряда неблагоприятных факторов:
1. ухудшением социальных условий жизни детей;
2. кризисом семейного воспитания;
3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.
Агрессия — поведение, направленное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Агрессия среди школьников и людей более старшего возраста существовала всегда. Актуальной и значимой для общества она стала лишь в последние десять лет. Современные люди предпочитают решать возникшие споры и конфликты с позиции силы. Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.
В последние годы научный интерес к проблемам детской и особенно подростковой и взрослой агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Между тем, особенно важной является помощь старшим школьникам, агрессивность которых находится только в стадии становления и развития. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры и предупредить появление агрессивности взрослых людей.
В нашем исследовании мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и определили теоретические основы проблемы агрессивности. Оптимизировав опыт психологов и педагогов, мы представили анализ научных исследований по проблеме агрессии в общении; смогли охарактеризовать проявления агрессии в подростковом возрасте; рассмотреть методики экспериментального исследования агрессии; определить методы профилактики и коррекции агрессивности.
Таким образом, мы достигли первоначальной цели и решили поставленные в исследовании задачи.
1,200 руб.
1.Аверин В.А. Психология детей, подростков и взрослых: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. С. 314
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 1999 - 375 с
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000
5.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001;
6.Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб, «Сударыня», 1998.С.57-58
7.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
8.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С.- П.: Питер, 1997.
9.Васильева Н.В. Клинико-психологическое исследование агрессивности человека: Дисс. ... канд. психол наук. - СПб., 1998. - 296 с.
10.Выготский Л.С. Вопросы психологии. – СПб.: Союз, 1999г.
11. Горьковая И. А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол н. СПб, 1998
12. Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально- педагогическая работа. 1997. № 4. 1997. С.85–92.
13. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс",1994. 272 с
14. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.;М.:Прайм-Еврознак;Олма-Пресс,2004. - 510 с.:ил. - (Мэтры психологии).
15.Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000;
16. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
17.Немировский Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи // Социол. исслед. 1992. № 3;
18.Паренс Г. Агрессия наших детей. М, 1997. – 115 с.
19. Перспективы социальной психологии. Хьюстон М., Штребе В. и др. Издательство: "ЭКСМО". М.: 2001, 688с.
20.Психоаналитические концепции агрессивности. В 2-х кн. Кн. 2 Издательство: Ижевск, Удмуртский университет, 2004, 345 c
21.Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков.// Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск. 1999. С.6-7.
22.Романов А.А "Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей", М. Просвещение,1995 г.265с
23. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. M.: Медицина, 1970, 215 с.
24.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 81–88
25.Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. – 1992.-№ 5,6.
26.Социальная психология. Сирс Д., Тейлор Ш., Пипло Л. Серия: Мастера психологии. 10-е издание, Питер, Издательский дом, 2003 г, 768с
27.Социальная психология. Под редакцией С. Московичи. Серия: Мастера психологии
28.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Литера, 1996.
29.Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социол. исслед. 2002. № 5;
30.Dollard J., Miller N., Mowrer O., Sears J. and Sears R. Frustration and Aggression. New Haven, 1939.
1,200 руб.