Введение
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе реформирования экономики в России исключительную важность приобретает управление земельными ресурсами. Реформирование национальной экономики в России происходит в сложнейших политических и экономических условиях, связанных с возникновением негосударственного сектора и развитием рыночных процессов практически во всех отраслях экономики, что требует создания четких и эффективных механизмов ее государственного регулирования. В России в настоящее время процесс развития земельной реформы протекает достаточно вяло, бессистемно и неадекватно общим темпам экономических трансформаций, обусловленных рыночными реформами. Прежде всего, отсутствует научно-обоснованная методология формирования земельной политики на федеральном и региональном уровнях, основу которой должна составить концепция управления земельными ресурсами, реализуемая в конкретных экономических моделях и механизмах регулирования земельных отношений. Одна из серьезнейших проблем, нерешенность которой сдерживает поступательное и эффективное развитие земельной реформы, связана с отсутствием разграничения земель по уровням собственности, четкого и однозначного распределения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в задачах управления земельными ресурсами. В ряду проблем управления земельными ресурсами, сдерживающих создание и использование автоматизированных систем управления, проявляется неполнота и неопределенность нормативной и методической базы формирования государственного земельного кадастра, неупорядоченность процесса бюджетного финансирования земельно-кадастровых работ. Как следствие, в настоящее время крайне низок уровень достоверного информационного обеспечения управления, учета и описания качественных характеристик земель.
Среди работ по управлению земельными ресурсами зарубежных авторов, можно отметить Л. Р. Коуз, А. Алчиан, К. Эрроу, А. Оноре, Л. Мизес, Ф. Хайек, В. Ойкен и др. В отечественной науке в обоснование управления земельными отношениями внесли весомый вклад Л. Абалкин, Н. Колесов, К. Хубиев, В. Шкредов, И. Буздалов, В. Милосердов, В. Демьяненко, В. Узун, А.Сагайдак, А. Челинцев, А. Чаянов, Н. Кондратьев. К числу последних работ по этой проблематике можно отнести труды В. Прорвича, М. Рабиновича, В. Рутгайзера и др. Можно констатировать, что в мировой экономике накоплен значительный опыт управления земельными ресурсами как источником сельскохозяйственного оборота, важнейшей компонентой собственности, объектом налогообложения и инвестиционной деятельности. В отечественной экономической науке и практике проблемы управления земельными ресурсами с учетом особенностей современного состояния российской экономики разработаны гораздо менее полным образом. Таким образом, на современном этапе существует острая практическая необходимость проанализировать основные проблемы и предложить пути совершенствования земельными отношениями на примере МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).
Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Совершенствование системы управления земельными отношениями на примере МО \"Мирнинский район\" Республики Саха (Якутия)».
Объект исследования – земельные отношения в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).
Предмет исследования – специфика управления земельными отношениями в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).
Цель исследования – проанализировать системы управления земельными отношениями в МО \"Мирнинский район\" Республики Саха (Якутия) и разработать пути ее совершенствования.
Задачи исследования:
1. Изучить основные подходы к управлению земельными отношениями в отечественной и зарубежной практике.
2.Охарактеризовать сущность и основные особенности экономического содержания земельных ресурсов как объекта собственности и хозяйствования и выделить актуальные проблемы в сфере управлениями земельными отношениями в РФ.
3. Провести комплексный анализ действующей системы управления земельными отношениями МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).
4.Разработать рациональные модели управления земельными отношениями в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) и оценить их социально-экономическую эффективность.
Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные концепции различных экономических школ и теорий, а также труды отечественных и зарубежных экономистов.
Информационной базой исследования явились нормативные материалы по РФ и республике Саха (Якутия), статистические данные Государственного Комитета по земельным ресурсам и землеустройству республики Саха (Якутия), материалы Госкомстата РФ и республики Саха (Якутия), периодические издания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе проанализировано современное состояние и актуальные проблемы в сфере управления земельными отношениями в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), на основе анализа разработана эффективная рациональная модель управления земельными отношениями в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
3,000 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект системы управления земельными отношениями
1.1.Основные подходы к управлению земельными отношениями в отечественной и зарубежной практике………………………………………….....6
1.2.Сущность и основные особенности экономического содержания земельных ресурсов как объекта собственности и хозяйствования…………………………18
1.3. Актуальные проблемы в сфере управления земельными отношениями…..28
Глава 2. Анализ системы управления земельными отношениями (на примере МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия))
2.1.Общая характеристика государственной земельной политики Республики Саха (Якутия)……………………………………………………………………….35
2.2.Комплексный анализ управления земельным фондом в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)………………………………………………...41
2.3.Оценка эффективности действующей системы управления земельными отношениями МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)…………..47
Глава 3. Пути совершенствования системы управления земельными отношениями МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)
3.1.Основные направления совершенствования системы управления земельными отношениями в МО «Мирнинский район» Республики Саха…….52
3.2.Разработка рациональных моделей управления земельными отношениями в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)…………………………..58
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предложенных моделей управления земельными отношениями в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)……………………………………………………………………….61
Заключение………………………………………………………………………….65
Список используемой литературы………………………………………………...69
Приложения…………………………………………………………………………75
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и практического анализа проблемы управления земельными отношениями в МО «Мирный» Республики Саха (Якутия) можно сделать ряд выводов:
Анализ основных подходов к управлению земельными отношениями в отечественной и зарубежной практике позволил прийти к заключению, что
Земля представляет собой уникальный природный ресурс. Она является единственным местом существования человечества, основным и единственным фактором организации его производительных сил, участвующим в создании всех других продуктов и благ. Ограниченность и невосполнимость этого ресурса вызывает объективную необходимость общественного регулирования правовых норм и условий землепользования.
Вместе с тем, в рыночной экономике земля приобретает форму товара и может служить объектом имущественных сделок, результаты которых в той или иной мере способны ущемить интересы других людей, не участвующих в сделках, и общества в целом. Поэтому введение рыночных отношений предъявляет повышенные требования к системе государственного учета и регистрации земельных участков, контролю за их правовым статусом и рациональным использованием.
Зарубежное законодательство меняется в сторону ограничения прав собственника земли и расширения прав земельных пользователей. Земля включается в рыночный механизм через аренду; земля все больше начинает рассматриваться как объект хозяйствования. А потому проблему землевладения нужно решать преимущественно не в сфере земельной собственности, а в сфере прав на способы и результаты ее использования. Рассмотрение двойственности земли (объектов собственности и хозяйствования) может значительно ослабить напряжение, существующее между сторонниками и противниками приоритетов разных форм землепользования; земельную реформу нельзя сводить только к смене форм собственности, к перераспределению земли, насильственному насаждению частной земелькой собственности. Скоропалительные изменения земельных отношений вредны. Нужно учитывать, что крестьянин консервативен вообще, а в своих отношениях к земле - в особенности. Недопустимы какие-либо принуждения, насилие над свободной волей крестьянина в деле устройства его судьбы; решение земельного вопроса должно идти от крестьянина. Какие бы решения на правительственной уровне не принимались, он воспримет только те формы реорганизации, которые отвечают его внутренним устремлениям. Следовательно, реформа должна проводиться снизу, а не внедряться насильственно сверху; пробуксовка наших реформ в значительной степени объясняется тем, что ее архитекторы исходят из своих сугубо ошибочных стародавних представлений о нынешнем крестьянстве, как массе темной, пользы своей не разумеющей, а потому способной быть только слепо ведомой, но не сознательно ведущей; во многих странах мира цель реформ - способствовать экономическому развитию страны, аграрной сферы, повышать жизненный уровень трудящихся, раскрепощать их творческий потенциал. У нас, к сожалению, ею стал быстрейший переход к капиталистической, системе хозяйствования; история сняла вопрос об исключительности какой-либо одной формы собственности. Реальностям жизни отвечает \"теория ниш\", в соответствии с которой каждая из них в ходе исторического развития находит то место, где она оказывается более эффективной. И раз уж в России законодательно признана смешенная экономика, то нет надобности делить крестьян на красных, и белых, радикалов и консерваторов; земельная рента, должна принадлежать обществу и стать основным источником дохода для общества. Это обеспечит каждому гражданину равную долю преимуществ, получаемых от земли.
Комплексный анализ управления земельным фондом в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) показал, что права народов Севера на доступ к земельными ресурсам во многом являются декларативными. Так, например, детально не разработан, а главное, не апробирован механизм реализации права на ресурсы народов Севера, ведущих традиционное хозяйство. Местные администрации наделены правом принятия решений и оформления соответствующих документов по изъятию для государственных нужд земель родовой общины (с предоставлением равноценных), с последующим утверждением Правительством РС(Я), но нет четкого определения прав и обязанностей самих землепользовтелей. В целом, политика управления по развитию оборота земли и другой недвижимости в МО Мирнинский район направлена на установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота; введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков; стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа «предприятие - имущественный комплекс».
В качестве основных путей совершенствования системы управления земельными отношениями МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) были предложены следующие мероприятия:
Первая модель управления земельными отношениями в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) базируется на основе внедрения автоматизации информационных земельно-имущественных кадастровых систем, посредством внедрения программных продуктов «Талка» и «Панорама». Это высокотехнологические отечественные сертифицированные программы, успешно используемые, апробированные и внедренные в производство автоматизированных информационных земельно-имущественных кадастровых систем.
Второй рациональной моделью управления земельными отношениями в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) на наш взгляд, станет внедрение системы моделирования объемов земельных платежей сельскохозяйственного назначения, сайлычных хозяйств и родовых общин. Моделирование объемов земельных платежей будет проводится с целью расчета различных вариантов консолидированных (суммарных) земельных платежей за определенные периоды времени. С учетом прогнозируемых изменений земельных платежей определяются оптимистические и пессимистические варианты. На основании выполняемых расчетов строятся графические схемы (модели) консолидированных земельных платежей, а также проводится их сравнение между собой.
В заключение, хотелось бы отметить, что предложенные модели рационального управления земельными отношениями в МО «Мирный» Республики Саха (Якутия) позволят создать единый земельно-имущественный кадастр и позволят структурировать реестр собственников недвижимости и оптимизировать процесс взимания налогов, который преследует три задачи: учетную, фискальную и информативную.
3,000 руб.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые источники
1. Земельный кодекс Российской Федерации: [офиц. текст по состоянию на 1 марта 2008 г.]. - М.: Проспект, 2008. - 88 с.
2. ФЗ «Об охране окружающей среды» // Сборник федеральных законов – М., 2007. - 48 с.
3. ФЗ Республики Саха (Якутия) № 6 3 N 13-III от 4 марта 2003 года \"О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности\".
4. ФЗ от 22.07.2008 № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений» (принят ГД ФС РФ 05.07.2008)
5. ФЗ от от 13.05.2008 N 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (принят ГД ФС РФ 25.04.2008)
6. ФЗ Республики Саха (Якутия) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в РС (Я), принятого постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 08.11.2007 З N 1040-III (в редакции 2008 г.)
7. Постановление Правительства РС (Я) от 26 января 2008 г. N 26 26.06.2008 г. «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена»
8. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд»
9. Постановление Правительства РС (Я) № 435 от 29.10.2007 г. \"О мерах по усилению налоговой дисциплины в Республике Саха (Якутия)\"
10. Постановление Правительства РС (Я) от от 14 февраля 2007 г. N 50 26.06.2008 г. Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Саха (Якутия)
11. Постановление Правительства РС (Я) от 26 января 2008 г. N 26 26.06.2008 г. «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена»
Специальная и учебная литература
12. Актуальные проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую // Федер. законы. - М., 2008. - 32 с.
13. Алпатов А.А. Земельная реформа в современной России. М., 2007. С. 76.
14. Антонов А.Г. Земельное управление в Республике Саха (Якутия) на рубеже XX-XXI веков: укрепление государственности. Новосибирск, 2007.
15. Аргунов Ф.Ф. Организация государственного технического учета объектов капитального строительства// Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
16. Афанасьев В.С. Основные направления государственной политики Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений// Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
17. Босиков Э.Н. Вопросы управления земельными ресурсами в Республике Саха (Якутия)// Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
18. Болтанова Е. С. Земельное право : курс лекций / Е. С Болтанова. - М.: РИОР, 2007. - 192 с.
19.Бринчук М. М. Конституция Российской Федерации и развитие экологического права / М. М. Бринчук; отв. ред. О. Л Дубовик. - М. : Ин-т государства и права РАН, 2007. - 277 с.
20. Бурнашов С.П. Об отдельных юридических вопросах оформления прав на земельные участки на территории МО «Мирный» // Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
21. Васильев В.Н. Практические вопросы управления и распоряжения земельными участками в МО «Мирный»// Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
22.Гусева А. В. Экологическое право / А. В Гусева, Л. В. Дудкина, О. В., Щербакова. - М.: ПРИОР : Книга Сервис, 2007. - 288 с.
23.Государственность Республики Саха (Якутия): история, современность, будущее. Якутск, 2008.
24.Гольцблат А. А. Сделки с землей в России: купля-продажа; аренда; приватизация; ипотека / А. А. Гольцблат. - М. : Альпина, 2008. - 99 с.
25.Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах / О. Л Дубовик. - М: Проспект, 2007. - 311 с.
26.Дьяконов К. Н. Экологическое проектирование и экспертиза / К. Н Дьяконов, А. В Дончева. - М. : Проспект, 2006. - 384 с.
27. Дарбасов В.Р. Земельная реформа П.А. Столыпина и концепция развития села// Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
28. Ерофеев Б. В. Экологическое право России / Б. В. Ерофеев. - М. : Форум: ИНФРА-М, 2006. - 430 с.
29. Егоров Е.Г. Исследование проблем перехода к рыночной экономике. Якутск, 2005.
30. Егоров Е.Г. От государственной монополии к многообразию форм собственности на землю // Современная Якутия. 2008. 17 декабря.
31. Земельное право России : практикум / под ред. А. К. Голиченкова. - М.: Городец-издат, 2008. - 288 с.
32. Земельная собственность: аренда и иные права в РФ и за рубежом //Под ред В. В. Залесского. - М. : Изд-во Тихомирова, 2007. - 343 с.
33. Земельное право / под ред. С. А. Боголюбова. - М. : Проспект , 2007. - 400 с. 34. Крассов О. И. Земельное право / О. И Крассов - М.: Юристъ , 2007. - 671 с.
35. Книгина А.М. Ассоциация землемеров Республики Саха (Якутия) – участник земельных отношений// Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
36. Кириллина А.А. ГИС-технология – основа принятия эффективных управленческих решений// Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
37. Кухтин П.В. Модели управления земельными ресурсами. Якутск, 2007. С. 89.
38. Макаров В.В. Прогноз возможных последствий актуализации кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения// Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
39. Мигалкин Н.Н. Организация осуществления государственного и муниципального земельного контроля за использованием и охраной земель в свете нового Земельного кодекса РФ// Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
40. Местников С.В. Теоретические и практические аспекты разграничения государственной собственности на землю// Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
41. Николаев М.Е. Время ставит новые задачи. Якутск, 2007.
42. Николаев М.Е. Новую Якутию в новом веке – строить молодым // Илин. 2006. № 4.
43. Николаев М.Е. О становлении и развитии земельного рынка в РС (Я). Якутск, 2007.
44.Оглоблина О. М. Проблемы управления земельным фондом РФ: отечественный и зарубежный опыт – М., 2008. - 95 с.
45. Проблемы земельного фонда современной Якутии: новые концептуальные подходы // Сборник официальных документов - Якутск, 2008.
46. Постатейный комментарий к ФЗ «О землеустройстве»: коммент. и сб. законодательных актов РФ / П. Н. Павлов, Т. В. Крамкова, Г. А. Мартьянов. - М., 2007. - 682 с.
47. Полятинский Д.К. О землеустройстве // Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
48. Павлов П. Н. Современное земельное законодательство: коммент. и сб. законодат. актов РФ / П. Н. Павлов. - М.: Элит-2000, 2008. - 684 с.
49. Пахомова Н.Н. Современное состояние распоряжения и учета земель в сельских поселениях Республики Саха (Якутия) // Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
50. Республика Саха (Якутия). ХХ век в лицах // Илин. 2006. № 1.
51. Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 2005-2008 годы. Якутск, 2008.
52. Сергеева Г.И. Современные земельно-имущественные отношения в МО «Мирный» // Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
53. Софронов П.А. Моделирование объемов и оптимизация земельных платежей// Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
54. Сухова Е. А. Сборник нормативных актов по земельному праву с комментариями / Е. А Сухова. - М. : Альфа-Пресс, 2008. - 399 с.
55. Сырых Е. В. Земельное право : учеб. пособие / Е. В Сырых. - М. : Юстицинформ, 2006. 329 с.
56. Спиридонова И.Е. Проблемы этнокультурного взаимодействия и родовые общины в Республике Саха (Якутия) – Якутск , 2008.
57. Худогизов К.А. Точность определения координат при проектировании границ муниципальных образований и вопросы расхождения площадей муниципальных районов по материалам координирования границ // Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск)
58. Чубуков Г. В. Земельное право России : учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Чубуков. М., 2007.
59. Ялбулганов А. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону \"О землеустройстве\" / А. А. Ялбулганов. - М. : Юстицинформ, 2007. - 121 с.
60. Янукович П.С. Модернизация земельного управления в Республике Саха (Якутия) // Теория и практика земельных и имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Материалы научно-практической конференции (14 декабря 2008 г., г. Якутск).
3,000 руб.