Болонский процесс и общая ориентация на западный опыт ставят новые проблемы перед медицинской психологией. Существующие на данный момент разработки в рамках деонтологии не обеспечивают полноценную работу современного российского врача. «До сих пор не создано единой эмпирически проверенной системы личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих установлению контактов в профессиональной деятельности врача. Подобная схема должна быть изучена и интегрирована в систему профессиональной подготовки медицинских работников, ведь личностные качества не есть некая изначальная и неизменная данность. Профессионально-важные качества специалиста не только можно, но и нужно целенаправленно формировать в специально организованной деятельности». [23] Требуется глубокое изучение специфики работы медика, которое позволит сделать новые выводы, оптимизировать процесс обучения, что должно помочь избавиться от феномена «советского сервиса» в медицине, особенно в системе государственных медицинских учреждений, в целом поменять имидж российского врача, престижность этой работы, даже поменять существующую в обыденном сознании систему ценностей.
Наша предыдущая курсовая работа была посвящена литературному обзору по теме коммуникативной компетентности. Вопрос оценки коммуникативной компетентности российского врача пока остается открытым, так как существующая в Европе система критериев не подходит для работы в России по объективным причинам. Разработка российской системы критериев нуждается, прежде всего, в развернутом изучении особенностей работы медика.
Одной из таких особенностей является профессиональная картина мира, которая формируется в ходе обучения, репрезентируется в общении с однокурсниками, преподавателями.
Целью работы является изучение картины мира студентов-медиков, выявление ее особенностей.
Объектом исследования является профессиональная картина мира студентов-медиков.
Предмет исследования: специфика представлений о межличностном взаимодействии студентов-медиков.
Исходя из цели, мы выделяем в качестве задач следующие:
1) Изучение понятия картины мира
2) Изучение особенностей работы врача
3) Проведение исследования
4) Выявление значимых различий в показателях картины мира студентов-медиков и студентов-журналистов.
Работа структурирована, исходя из задач.
Гипотеза: студенты-медики проявляют большую толерантность к своим будущим пациентам, чем студенты-журналисты по отношению к своим будущим респондентам.
Дополнительная гипотеза: базисные убеждения студентов-медиков отличаются от базисных убеждений студентов-журналистов.
3,000 руб.
1. Allport F.N. Theories of perception and the consept of structure. N. Y., 1955
2. Boring E.G. A history of experimental psychology. N. Y., 1950.
3. Ittelson W.H., Kilpatrick F.P. Experiments in perception.—Scientific Aner., 1951, 185, p. 50-55.
4. Kilpatrick F.P. (ed.). Human behavior from the transactional point of view. Princeton, 1952.
5. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
6. Ангелова Я. Г. Активность субъекта в формировании познавательного образа.—Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1979.
7. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений.М.: Аспект Пресс, 2008
8. Аристотель. Сочинения, т. 1. М., 1976
9. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под. ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. – 250 с.
10. Артыков Д.Р., Пископпель А.А. Философия «радикального бихевиоризма» -- завершающий этап развития концепции Б.Ф. Скиннера. – Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология, 1981, № 4, с. 48-59.
11. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
12. Асмолов А.Г. Проблема установки в необихевиоризме: прошлое и настоящее. – В кн.: Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977, с. 60-110.
13. Асмус В. Ф. Fнтичная философия. М., 1976.
14. Бодалев А.А. Психология общения.—М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.—256с.
15. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании и развитии личности. – М.: Наука, 1981
16. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
17. Брушлинский А.В, К предыстории проблемы «сознание и деятельность».—В кн.: Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду Общества психологов. Часть I. М., 2977, с. 7-12.
18. Булатов М.А. Принцип активности и вопросы марксистско-ленинской теории познания.—Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев, 1967
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 1-5. М., 1982-1984.
20. Джемс У Внимание. – В кН.: Хрестоматия по внимания. М., 1976, с. 50-65.
21. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений (СОМО)
22. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997
23. Иванова О.Н. Психологический контакт врача с пациентом. Психология общения: тренинг человечности: Тезисы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л.А.Петровской (Москва, 15-17 ноября 2007г.) – М.: Смысл, 2007. – с.174-176
24. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1995.—224с.
25. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 320 с.
26. Климов Е.А. Путь в профессию. – Л.: Лениздат, 1974, 190 стр.
27. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 416 с. (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского)
28. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. – М.: Смысл, 2001. – 572 с.
29. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980
30. Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная рациональность.– М., 1993
31. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; КДУ, 2005.—511с.
32. Леонтьев А.Н. О путях исследования восприятия (вступительная статья). – В кн.: Восприятие и деятельность. М., 1976, с. 3-27.
33. Леонтьев А.Н. Образ мира. Избр. психолог. произведения, М.: Педагогика, 1983, с. 251-261
34. Мамытов М. Проблема активности и адекватности отражения в марксистской гносеологии. –Автореф. Дис. Канд. Филос. Наук. Ташкент, 1980.
35. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
36. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман / Падун М.А., Котельникова А.В. // Психологический журнал. - 2008. - №4.- С. 98-106: табл. - Библиогр.: c. 105-106. - Приложение. Текст опросника \"Шкала базисных убеждений\", ключ к обработке результатов.
37. Науменко Л.К. Диалектика активности познания.— Автореф. дис. канд. филос. наук. Алма-Ата, 1963.
38. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. М., 1966.
39. Основы психологического консультирования. Учебное пособие/ Колесникова Г.И., Стародубцев С.В.Ростов/Д.: МарТ, 2007. – 191 .
40. Панферов В.Н. Психология общения. – Вопросы философии, 1971, № 7, стр. 126-132.
41. Петровская Л.А., Коряк Н.М. Проблемы и методы повышения коммуникативной компетентности специалистов. «Вопросы психологии», 1987, №2
42. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1984, № 4. С. 13-20.
43. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. --.М.: Медицина, 1970, 263 стр
44. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.М. –Воронеж, 1996
45. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред.М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. __ СПб.:Питер, 2008.-652 с.:ил.
46. Психология внимания/Под редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: Черо, при участии издательства «Омега-Л», 2005.—858 с. – (Серия: Хрестоматия по психологии).
47. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С.Никифорова.—СПб.: Питер, 2003. – 607с.
48. Психология ощущений и восприятия/ Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. – 610 с. – (Серия: Хрестоматия по психологии).
49. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. – 672 с.
50. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. 192 с.
51. Ротенберг В.С., Венгер А.Л. Опросник поведенческих установок. М., 2007. 12 с
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
53. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
54. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
55. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 250 с., ил.
56. Смирнов С.Д. «Психология образа: проблема активности психического отражения».—Издательство Московского Университета. М., 1985
57. Соколова Е.Е. Проблема целостности в психологии (лейпцигская школа). –Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология, 1982, № 4, с. 56-64.
58. Столин В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа. – В кн.: Восприятие и деятельность. М., 1976, с. 101-208.
59. Творогова Н.Д. Компетентность медицинского работника в общении с пациентом. Психология общения: тренинг человечности: Тезисы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения л.А.Петровской (Москва, 15-17 ноября 2007 г.) – М.: Смысл, 2007. – с.21-24
60. Творогова Н.Д. Профессиональное общение клинического психолога с клиентом. Общение – 2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы конференции 19-21 октября 2006.Психологический институт РАО. – М.: Академия имиджеологии, 2006. – с.319-325
61. Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов медицинских вузов. Изд. 2-е, перераб. и дополн.-М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002.—288с, илл
62. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
63. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. – М.: Смысл, 2001. –263 с.
64. Уотсон Дж Психология как наука о поведении. Одесса, 1926.
65. Фома Аквинский. – В кн.: Философская энциклопедия, т. 5. М., 1970, с. 380-382.
66. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология, вып. 1-2. М., 1966.
67. Ханина И.Б. Инварианты образа мира и их истоки.—В кН.: Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. - М.: Изд-во АПН, 1990, стр 122-134
68. Ханина И.Б. Обучающее общение и профессиональное видение мира у студентов-медиков. Общение – 2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы конференции 19-21 октября 2006.Психологический институт РАО. – М.: Академия имиджеологии, 2006. – с.344-350
69. Ханина И.Б.Семантические факторы обучающего общения. –Диссертация канд.психол.наука.—Москва, 1986, 307 стр.
70. Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психология мысль. М., 1981
71. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1966.
72. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
3,000 руб.