Несомненно, что компания, планируя объем и структуру производства, должна опираться на четкие фактические данные о потенциальном спросе на свою продукцию. Согласно рыночным законам величина спроса зависит от цены блага, прочих внешних факторов (например, доходов потребителей), а также от цен на товaры-дополнители или товары-субституты.
При повышении цен компания может ожидать при прочих равных усло-виях снижение спроса на продукцию, тем более если имеет место активная деятельность конкурентов, продающих товары-субституты по более низким ценам. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на увеличение покупательского спроса и, соответственно, увеличение сбыта производимой продукции.
Явление изменения величины спроса (предложения) вследствие измене-ния цены получило в экономической науке название эластичности.
Проблема изучения и измерения эластичности имеет существенный на-учный, а самое главное и практический, интерес для экономики в настоящее время.
В данной работе мы ставим целью подробное рассмотрение методов из-мерения эластичности, для чего необходимо решить следующие задачи ис-следования:
• рассмотрение теоретических основ понятий спроса, предложения и эластичности;
• обозначение методов измерения эластичности
• разбор практического примера оценки эластичности в практике предприятия.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Спрос и предложение на рынке 4
1.1. Понятие спроса 4
1.2. Понятие предложения 7
1.3. Взаимодействие спроса и предложения 11
1.4. Эластичность спроса и предложения 13
2. Методы изучения эластичности спроса и предложения 16
3. Влияние эластичности на цены промышленного предприятия 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
1,200 руб.
Заметим, что хотя имеет место большой интерес к исследованию эла-стичности товара, на практике они осуществляются редко и в основном крупными предприятиями. Причина кроется в самом понятии эластичности, которое связано рядом трудностей именно практического характера, которые и ограничивают реальную ценность измерения эластичности. Так, мы уже упоминал, что все исследования должны проводиться при определенных не-изменяющихся внешних условиях, то есть прогностическая ценность эла-стичности зависит от стабильности данных условий, обеспечить которую за-труднительно.
Помимо этого, на практике часто трудно добиться оценок эластичности, достаточно стабильных и надежных для определения на их основе оптималь-ных цен. Опыт показывает, что точность определения величины ценовой эла-стичности порой составляет 25%. Естественно, что подобный разброс недо-пустим при решении практических задач ценообразования.
Поэтому изучение ценовой эластичности как правило дополняется или заменяется изучением ценовой чувствительности на основе исследования системы ценностей потребителей. Главная идея здесь состоит в том, что по-требителю предлагается сравнить достоинства товара с затратами на его при-обретение и использование. При обеспечении товаром наилучшего соотно-шения цена/качество, потребитель совершает покупку. То есть, чувствитель-ность к цене характеризуется через воспринимаемую ценность товара. То уп-рощение, которое мы принимаем при расчете эластичности, говоря о линей-ной зависимости цены и объема продаж, упускает важные внешние факторы – цены конкурирующих компаний, системы продвижения продукта, имидж товара и т.д. Поэтому важнейшей задачей является именно включать в общее исследование эластичности анализ данных факторов.
1,200 руб.
1. Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика: Учебник [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/micro/
2. Автономов В.С. Как работает рынок: спрос и предложение [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/4.htm
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
4. Бороздин Ю.В. Спрос, полезность и цены в рыночной экономике / Ю.В. Бороздин // Федеративные отношения и региональная политика. – 2006. – №3.
5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования цен / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №5.
6. Игнатов А.В. Анализ влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль предприятия / А.В. Игнатов // Марке-тинг в России и за рубежом. – 2003. – №2.
7. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 2006.
8. Маренков Н. Эластичность спроса и последствия ее недооценки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0009/
9. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. – М., 1992. Ч. 1. Гл. 1.
10. Рыночный спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим дос-тупа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2152
11. Рябых Д. Сравнительный анализ развития рынков: оценка, анализ и прогнозирование спроса и предложения, цен и их динамики [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/mibif/6/ls3_1.htm
12. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М., 2000. Гл. 2–4.
13. Спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ics2.ru/courses/eios/29/lectures/view/2774/?SHOWALL_1=1
1,200 руб.