Введение
Содержание
Заключение
Литература
Одной из важнейших задач экономического развития России является формирование эффективной бюджетной системы, ориентированной на стимулирование экономики, снижение социального неравенства населения. Важнейшим фактором развития экономики инновационного типа является человеческий фактор. Качество рабочей силы, ее образовательный уровень, мотивация научно-исследовательской деятельности, изобретательства и рационализаторства имеют первостепенное значение для успешного развития инновационного сектора экономики. Поэтому в системе мер налогового стимулирования развития инновационной экономики должен быть задействованы и правовые механизмы, регулирующие степень налоговой нагрузки налоговых резидентов
Налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и инструментом реализации государственных приоритетов. В начале XIX в. отмечалось, что государство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. Эта взаимосвязь \"гражданин-государство\" наиболее основательно осуществляется посредством механизма, определяемого налоговым правом. Большинство налогов с физических лиц, введенных в ходе радикальной налоговой реформы конца 80 - начала 90-х годов, были новыми по своему содержанию для российской налоговой системы. Они ориентировались на развитие устанавливающейся в стране рыночной экономики и соответствующих имущественных отношений.
Дальнейшее развитие этих отношений, формирование в результате осуществляемой в нашей стране жилищной реформы рынка жилья, установление рыночной системы землепользования, расширение рыночного механизма с помощью таких институтов как дарение и наследование требуют дальнейшего совершенствования правового регулирования вопросов налогообложения физических лиц, поиска новых подходов к проблеме налогообложения данной категории налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются исключительно федеральным законом.
В структуре доходной части российского бюджета среди налогов, взимаемых с физических лиц, лидирует налог на доходы физических лиц. Его роль состоит не только в том, чтобы стимулировать оплату труда, но и перераспределять доходы физических лиц. Рост, как абсолютных, так и относительных показателей поступлений от налога на доходы физических лиц зависит от активизации деятельности физических лиц не только по месту основной работы, но и по дополнительным рабочим местам, от получения доходов, от вложений и операций с ценными бумагами, реализации имущества и других видов деятельности. В связи с этим, налогообложению доходов физических лиц государство всегда уделяло и уделяет очень большое внимание. Это становится тем более актуальным в связи с тем, что бюджетное законодательство предписывает направлять 70% налоговых поступлений от налога на доходы физических лиц на пополнение доходной части бюджета субъекта федерации, а 30% идет на нужды муниципалитетов.
Налогообложение различных видов имущества физических лиц: земли, строений, помещений, сооружений, транспортных средств, а также наследств и дарений, - приносит невысокую долю в общем объеме доходных поступлений бюджетной системы Российской Федерации. Несмотря на это, а точнее сказать, благодаря этому оно вызывает к себе постоянный интерес как с научной, так и с практической точек зрения.
Цель исследования – разработка мероприятий по совершенствованию налогообложения физических лиц на примере Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- Раскрыть основные теоретические аспекты налогообложения физических лиц;
- Дать организационно-экономическую характеристику исследуемого учреждения;
- Произвести анализ отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности;
- Дать комплексную оценку системы налогообложения физических лиц на базе объекта исследования;
- Разработать мероприятия по совершенствованию налогообложения физических лиц.
Объектом исследования является доходы физических лиц и механизмы их налогообложения на примере Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Курганской области.
Предметом исследования является социально-трудовые отношения, складывающиеся в процессе налогообложения доходов физических лиц.
Теоретическую и методологическую основу работы составляют труды российских и зарубежных экономистов, научных школ, имевших реальное влияние на модели, системы налоговой политики государства по налогообложению физических лиц. Наиболее важные аспекты налогообложения физических лиц рассматриваются в работах отечественных ученых: В.Н. Бобкова, Н.А. Волгина, Е.Н. Гонтмахера, Е.В. Егорова, Е.Н. Жильцова, А.Л. Жукова, С.В. Кадомцевой, С.В. Калашникова, Л.П. Павловой, Б.В. Ракитского, Н.М. Римашевской, Л.С. Ржанициной, В.Д. Роика, И.И. Столярова, Л.П. Храпылиной и других.
Экономисты различных школ неоднократно обращались к проблеме природы, принципов и функций налогообложения. История учений о налогах представлена в работах современных российских ученых, таких как М. Буланже, А. Брызгалин, Г.Е. Каратаева, В. Пушкарева, Д. Черник.
В работе использованы нормативно правовые акты Российской Федерации, материалы центральных и региональных экономических и статистических организаций. Теоретико-методологическую основу составили труды классиков экономической науки, методы структурно-системного анализа социально-экономических процессов, экономико-статистического, сравнительного анализа, метод социологического обоснования и др.
Основу теоретической части дипломной работы составляют Анализ хозяйственной деятельности предприятия Савицкой Г.В., «Анализ финнаово-хозяйственной деятельности» Шеремета А.Д., «Практика применения экономико-математических методов и моделей» и «Финансовый анализ: методы и процедуры» Кобелева И.Б.
При обработке информации были использованы методы исследования - системный подход, сопоставительный, экономико-математический анализ, статистические группировки, а также выборочные статистические обследования, факторный анализ.
3,000 руб.
Введение 6
1 Теоретические аспекты налогообложения физических лиц 9
1.1 Понятие и сущность налогообложения физических лиц 9
1.2 Классификация налогов, взимаемых с физических лиц на территории РФ 18
2 Анализ налогообложения физических лиц на примере МИФНС №7 Курганской области 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика МИФНС №7
Курганской области 29
2.2 Анализ современного состояния и динамики налогообложения физических лиц 45
2.3 Анализ проблем и перспектив налогообложения физических лиц на региональном уровне 50
3 Совершенствование механизмов налогообложения физических лиц на примере МИФНС №7 Курганской области 54
3.1 Выявление элементов влияния на налогообложение физических лиц с помощью корреляционно-регрессионного анализа 54
3.2 Основные направления совершенствования элементов управления налогообложением физических лиц 60
3.3 Оценка эффективности проектируемых мероприятий 66
Заключение 70
Список использованных источников 74
Приложения 77
3,000 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №7 по Курганской области имеет хорошо организованную, четко выраженную и налаженную структуру управления, позволяющую следить за ходом работы на всех ее этапах.
В Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области применяется учетная политика, которая принимается последовательно из года в год. Изменение законодательства РФ, нормативных актов – все это ведет к изменению учетной политики.
В ходе анализа имущественного положения учреждения Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №7 по Курганской области выявлено, что наибольший удельный вес в структуре активов на протяжении анализируемого периода занимали нефинансовые (внеоборотные) активы.
Доходная часть бюджета Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области формируется в основном за счет трех источников финансирования: бюджетных средств. На основании данных можно сделать выводы, что бюджетные средства выделяемые на деятельность учреждения расходуются не в полном объеме, при формировании баланса исполнения бюджета в течении исследуемого периода в основном осуществлялось за счет бюджетных средств.
В структуре сметы расходов по бюджетным средствам лидирующую роль занимает поступление нефинансовых активов, за счет увеличение стоимости основных средств и увеличение стоимости материальных затрат. Для учреждения характерен значительный удельный вес расходов на заработную плату и оплату услуг связи. Расходы на оплату труда в 2008 году увеличились на 5373,449 тыс.р., по сравнению с анализируемым 2007 годом и составили 32069,095 тыс.р.
Баланс Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области является абсолютно ликвидным. При этом платежеспособность организации в будущем (перспективная ликвидность) останется на таком же высоком уровне.
В ходе анализа финансовых показателей выведена оптимизация финансовых процессов по направлению - бюджетные средства. Было выявлено, что уровень поступления бюджетных средств имеет стабильную тенденцию к росту и в дальнейшем можно составить прогноз на увеличение притока бюджетных средств. Однако свои корректировки может внести экономическая ситуация в России в настоящее время, в условиях глобального мирового финансового кризиса, затронувшего и Российскую Федерацию учреждению следует большее внимание совершенствованию налогового контроля.
В ходе исследования было выявлено, региональная налоговая политика, являющаяся рычагом воздействия на экономику регионов, как правило, не учитывает различий в социально-экономическом положении, рыночную специализацию, уровень накопленного производственного потенциала. Выбор ее инструментов осуществляется без должного научного обоснования и без увязки с результатами и перспективами социально-экономического развития регионов.
Изменяющиеся хозяйственные связи оказывают значительное влияние на отраслевое соотношение налоговых поступлений в регионах, что требует его изучения и учета при разработке и реализации региональной налоговой политики. Особенно актуальны вопросы формирования эффективной региональной налоговой политики, обеспечивающей сохранение экономического потенциала, финансовой устойчивости, необходимого уровня бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации, которые обострились в условиях спада экономики.
В ходе написания дипломной работы была реализована экономико-математическая модель, согласно которой под влиянием социально-экономических факторов экономики региона уровень поступлений по НДФЛ в бюджет Курганской области должен возрасти и составить в 2010 г. - 1195,63 млн. р., а в 2011 г. - 1383,936 млн. р.
При этом реализация мер по повышению эффективности взимания налога на имущество физических лиц:
- потребует консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, средств массовой информации и населения;
- позволит значительно активизировать налоговую инициативу местных органов власти и повысить их заинтересованность в увеличении налогового потенциала подведомственных территорий.
Также в ходе совершенствования налогообложения физических предлагаются следующие новации транспортного налога:
- оптимизация ставок транспортного налога по двум уровням: по мощности транспортного средства и по сроку применения льготной шкалы;
- оптимизация суммы транспортного налога, который заключается в установлении дополнительных условий и ограничений для применения льготной шкалы и повышенных ставок налога в случае несвоевременной постановки на учет в ГИБДД приобретенных транспортных средств.
Таким образом, в ходе исследования были разработаны мероприятия по совершенствованию налогообложения физических лиц, которые позволят оптимизировать систему налогообложения в целом на примере Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области. Данные мероприятия призваны способствовать повышению эффективности деятельности органов Федеральной налоговой службы на территории региона.
Разработанная методика оценки эффективности налогообложения физических лиц в 2010-2012 гг. позволяет заключить, что повышение значимости собственной налоговой политики региона приводит к необходимости анализа налоговой политики с целью выявления тенденций поведения региональной власти в процессе управления налогообложением. Обращение к прошлому опыту позволит выявить сильные и слабые стороны при планировании региональной властью мероприятий по налоговому регулированию экономики региона.
3,000 руб.
I. Нормативные правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ. М.: Юристъ, 2009. -124 с.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1. от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. М.: Юристъ, 2009. -108 с.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 2. от 26 января 1996 года N 14-ФЗ. М.: Юристъ, 2009. - 163 с.
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1. от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ. М.: Юристъ, 2008. - 93 с.
5. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2. от 5 августа 2000 года. М.: Юристъ, 2008. - 345 с.
6. Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996. - № 34, ст. 4030.
7. Приказ Министерства финансов РФ от 21 декабря 2005 г. № 152н «Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ» // Бюджетные организации, 2006. - № 2, стр. 3.
8. Приказ Минфина РФ «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» от 10.02.2006г. № 25н // Инструкция по бюджетному учету, 2006. - 55 с.
II. Научно-методическая литература
9. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 460с.
10. Бариленко В. И. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 370с.
11. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право: Учебное пособие. М.: АНАЛИТИКА-ПРЕСС, 2006. – 370с.
12. Бушинская Т.В. Инструменты региональной налоговой политики //Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып.1. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2008.
13. Волубеев В. Эволюция модели смешанной экономики и бюджетная макростратегия в США //Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 4. – С. 21-29.
14. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ТК Велби, 2006. - 512с.
15. Данилов Е.Н., Абарников В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях. - М.: Книжный дом; Экоперспектива, 2005. – 336 с.
16. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 513с.
17. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2007. – 260с.
18. Игнатова О.В. Налогообложение физических лиц //Юридический мир - №8 - 2008.- С.10-18.
19. Иронин П.Р. Налоги на имущество физических лиц. - М.: «Ось - 89», 2009. - 132 с.
20. Казак А.Ю., Князева Е.Г., Окунева Л.А., Смородина Е.А., Шадурская М.М. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. – 170 с.
21. Карчевский В.В. Организация исполнения бюджета: учебное пособие- М.: Вузовский учебник, 2006. – 224 с.
22. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 316с.
23. Масальская М.В. Проблемы и перспективы финансового обеспечения местного самоуправления в свете налога на имущество организаций // Вестник Российской экономической академии им Г.В. Плеханова. –М.: Изд-во Рос. экон. акад. – 2007. – № 6.
24. Налоги и налогообложение: учебное пособие для вузов / Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. – 478 с.
25. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 672с.
26. Налоговое право/ Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: ИД ФБК – Пресс, 2008. – 340с.
27. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: учебник для студентов экономических специальностей вузов. – М.: Финстатинформ, 2006. – 820с.
28. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в РФ. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 290с.
29. Финансы бюджетных организаций: учебник/ под ред. Г.Б. Поляка – М.: Вузовский учебник, 2006. – 363 с.
30. Черник Д.Г, Починок АЛ, Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 513с.
31. Экономический анализ: ситуации / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. -М: Финансы и статистика, 2007. – 210с.
3,000 руб.