Введение
Художественный текст находится в центре внимания филологов. Вопросы методологии и практики изучения языка русской художественной литературы разрабатывались А.М. Пешковским, Ю.Н. Тыняновым, В.В. Виноградовым, В.М. Жирмунским, М.М. Бахтиным, Б.А. Лариным, Г.О. Винокуром, Ю.М. Лотманом, Л.Ю. Максимовой и другими.
Актуальность нашей работы обусловлена значимостью проблемы функционирования слова в художественном тексте.
Объектом исследования стали антонимы в поэзии М.Ю. Лермонтова. Была осуществлена сплошная выборка материала из стихотворений разных лет, часть подвергавшихся анализу микротекстов вынесена в Приложение.
Предмет исследования – функции антонимов в стихотворных произведениях Лермонтова.
Источником материала стало следующее издание – М.Ю. Лермонтов Сочинения в двух томах. – М.: Правда, 1988.
Нами была выдвинута гипотеза о ключевой позиции антонимов в языковой картине мира поэта, обусловленности выдвижения их на первый план поэтикой романтизма как художественного метода.
Мы основываемся на положении об отражении языком процесса развития мышления, тесно связанного с развитием общества. В соответствии с антропоцентрической направленностью современной филологии текст рассматривается как сложный знак, который объективирует картину мира.
Цель нашего исследования состоит в комплексном анализе антонимов как средств выражения романтического мироощущения Лермонтова. В соответствии с этим были выдвинуты задачи:
1.) описать антонимы как проявление парадигматических отношений языковых единиц;
2.) определить функции антонимов в речевом потоке и, в частности, в художественном тексте;
3.) выделить языковые и окказиональные антонимы в стихотворных текстах М.Ю Лермонтова;
4.) определить функции антонимов в отдельных микротекстах и их роль в творчестве поэта.
Практическая значимость нашей работы связана с возможностью использования его результатов в курсах истории русской литературы, лексикологии и спецкурсах по творчеству М.Ю. Лермонтова.
1,200 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Антонимия как проявление системных отношений в лексике….. 5
1.1. Антонимическая парадигма………………………………….. 5
1.2. Типы антонимов………………………………………………. 6
1.3. Функции антонимов в речи…………………………………... 8
Выводы………………………………………………………………………… 11
Глава 2. Антонимы в поэзии М.Ю. Лермонтова……………………………. 12
2.1. Романтизм: возникновение и типологические особенности метода…………………………………………………………………
12
2.2. Русский романтизм и поэзия Лермонтова…………………….. 14
2.3. Антонимы как средство объективации романтической мысли………………………………………………………………….
17
Выводы………………………………………………………………………… 20
Заключение…………………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы………………………………………… 23
Приложение……………………………………………………………………. 25
1,200 руб.
Заключение
Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова – вершина русского романтизма. Его творческая жизнь (1814-1841) была короткой, но необычайно интенсивной: уже период литературного ученичества отмечен созданием подлинных поэтических шедевров, таких, как стихотворение "Нищий" (1830) или "Ангел" (1831). В юношеском творчестве, порою ориентированном на известные литературные образцы, отчетливо проступало абсолютно самостоятельное художественное начало, неповторимый "лермонтовский элемент" (В.Г. Белинский), присутствие которого и делало поэзию Лермонтова явлением необыкновенным. Теснейшим образом соединенный с личностью автора демонический герой, исполненный страстей, сжигающих душу, внешне холодный и презрительно равнодушный, "странный человек", глубоко постигший мир, чтобы его отвергнуть, и при этом тайно тоскующий по идеалу, пройдет через все творчество Лермонтова, претерпевая определенные модификации и переживая эволюцию авторской оценки. Зрелое творчество Лермонтова занимает неполные четыре года, но этот короткий промежуток насыщен значительными событиями: создание стихотворения "Смерть поэта" и ссылка на Кавказ, встречи с декабристами, возвращение в Петербург, новые литературные н светские знакомства, дуэль с сыном французского посла Э. де Барантам и вторая ссылка на Кавказ, участие в военных экспедициях против горцев, вновь Петербург, где Лермонтов решительно выбирает путь профессионального литератора. Все эти четыре года Лермонтов напряженно работает во всех жанрах, достигая высочайших вершин и в поэзии, и в прозе.
Обусловленный конкретными историческими условиями художественный метод ушел в прошлое, сменился реализмом, а поэзия Лермонтова актуальна и сегодня. В ней мы находим страстного лирического героя, одинокого в толпе и ранимого. Лермонтов был поэтом-романтиком и в жизни, и в творчестве. Его "общая армейская наружность" плохо согласовывалась с утонченно-изысканным образом романтического героя, насмешливость и язвительность в светском обществе входила в противоречие с нежно-деликатным и ласковым отношением к близким друзьям; глубокая любовь к одной женщине – с гусарским флиртом и мелкими любовными интригами... Художественный метод, в основе которого лежит антитеза «реальное – идеальное», был глубоко усвоен поэтом, поскольку отвечал его мироощущению, согласовался с его темпераментом. Под пером Лермонтова романтическая поэзия поднялась до изображения общечеловеческого и исторически обусловленного, оставаясь по форме и своему пафосу романтической. Проблема использования антонимов как средства создания антитез, нам представляется, ключевой для лермонтовской поэтики. Мятежная поэзия Лермонтова ярко и эмоционально изображает неизбежные противоречия человеческой жизни. Художественная картина мира двойственна, своего рода стержнем здесь служат антонимические пары «жизнь – смерть», «счастье – рок», «добро – зло», «свобода – тюрьма». Лингвистический анализ антонимических парадигм, таким образом, приближает исследователя к познанию основ поэтики М.Ю. Лермонтова.
1,200 руб.
Список использованной литературы:
1.) Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, Е.И. Васильева, Ю.В. Казарин. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. – 534 с.
2.) Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1979. – 424 с.
3.) Болотнова, Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н.С. Болотнова. – Томск: Издательство Томского университета, 1992. – 312 с.
4.) Булаховский Л.А. Введение в языкознание. / Л.А. Булаховский. – М., 1953.
5.) Ванслов В.В. Эстетика романтизма. / В.В. Ванслов. – М., 1966.
6.) Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика: Уч. пос. для вузов. / Л.М. Васильев. – М.: Высш. шк., 1990. – 176 с.
7.) Васильева, А.Н. Художественная речь / А.Н. Васильева. – М.: Русский язык, 1983. − 256 с.
8.) Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А.Вежбицкая. – М.: Русские словари, 1997. – 416 с.
9.) Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1977. – 312 с.
10.) Винокур, Т.Г. К вопросу о норме в художественной речи // Синтаксис и норма. – М.: Наука, 1974. – С. 267 – 282.
11.) Войлова, К.А. А.С. Пушкин: единство антропоцентрического и когнитивного в отборе языковых единиц / К.А. Войлова // Рациональное и эмоциональное в языке и речи: Межвуз. сборник научн. тр. – М.: МГОУ, 2004.– С.98 – 103.
12.) Гальперин, И.Р. К проблеме зависимости предложений от контекста / И.Р. Гальперин // Вопросы языкознания. 1977, № 1. – С. 48 – 55.
13.) Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М., 1981.– 139 с.
14.) Гореликова, М.И. Лингвистический анализ художественного текста / М.И. Гореликова, Д.И. Магомедова. – М., 1989. − 152 с
15.) Григорьев, В.П. Грамматика идиостиля. В.Хлебников. / В.П. Григорьев. – М.: Наука, 1983. – 224 с.
16.) Гюббенет, И.В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста / И.В. Гюббенет. – М., 1991. – 205 с.
17.) Залевская, А.А. Слово о лексиконе человека. Психолингвистическое исследование / А.А. Залевская. − Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990. – 204 с.
18.) Кайда, Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи / Л.Г. Кайда. – М., 2000. – 152 с
19.) Маймин Е.А. О русском романтизме. / Е.А. Маймин. – М., 1975.
20.) Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
21.) Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. / М.И. Фомина. – М.: Высш. шк., 1990. – 415 с.
22.) Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. / Н.М. Шанский. – М., 1972.
1,200 руб.