Введение
Аристотель (лат. Aristoteles) родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.
Аристотель происходит из семьи врачей при дворе македонских ца-рей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содруже-ства философов-платоников. После смерти Платона в 347 до н.э. Аристотель почти 14 лет проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского.
В 335 Аристотелем основано учебное заведение в Ликее (Афины), где он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыска-ния, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко мно-гим фундаментальным открытиям.
Аристотель является основателем перипатетической школы, осново-положником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.
Противники часто обвиняли Аристотеля в безбожии, зато среди ок-ружавшей его молодежи он пользовался огромным уважением. Позднее Ари-стотель покидает Афины, переселяется в Халкис на Эвбее, куда за ним по-следовала толпа учеников и где через несколько месяцев он умер от болезни желудка (322 до Р. Х.), завещав Феофрасту Эрезийскому руководство шко-лой и свою богатую библиотеку.
Философия Аристотеля имела громадное влияние на все последую-щее развитие философской мысли и в эпоху позднего средневековья приоб-рела в европейских странах значение непререкаемого авторитета во всех во-просах научного знания.
Все произведения Аристотеля написаны простым языком и тщатель-но отделаны с точки зрения стиля. Пользовавшиеся в античности большой популярностью труды закрепили за Аристотелем репутацию писателя-платоника, пишущего красноречиво и живо.
По темам сочинения делятся на четыре основные группы.
Во-первых, это труды по логике, обычно собирательно именуемые Органон. Сюда входят «Категории», «Об истолковании», «Первая аналити-ка» и «Вторая аналитика», «Топика».
Во-вторых, Аристотелю принадлежат естественнонаучные труды. Здесь наиболее важны работы: «О возникновении и уничтожении», «О небе», «Физика», «История животных» и другие.
В-третьих, существует свод текстов под названием Метафизика, представляющая собой цикл лекций, составленных Аристотелем в поздний период развития его мысли – в Ассе и в заключительный период в Афинах.
В-четвертых, имеются труды по этике и политике, куда причисляют также Поэтику и Риторику. Наиболее важными во второй период являются: «Эвдемова этика», относящаяся к последнему афинскому периоду, «Никома-хова этика», состоящая из множества написанных в разные периоды лекций, «Политика», «Риторика» и сохранившаяся частично «Поэтика». Огромный труд Аристотеля о государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен, чудом найден почти полный текст входившей в него «Афинской политии».
1,200 руб.
Содержание
Введение 3
1. Учения Аристотеля о государстве 5
1.1. Происхождение государства 5
1.2. Понимание государства 7
1.3. Формы правления государством 10
2. Учения Аристотеля о праве 13
2.1. Понимание права в трактатах Аристотеля 13
2.2. Виды права 14
Заключение 20
Список литературы 24
1,200 руб.
Заключение
Философия Аристотеля является не только определенным обобщени-ем, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей гре-ческой философии.
Аристотель - создатель самой обширной научной системы из суще-ствовавших в античности. Научная деятельность Аристотеля - вершина ан-тичного философского мышления, это большой вклад во все тогда известные научные области. Им были созданы новые научные направления, вместе с учениками он систематизировал науки, определял предмет и методы отдель-ных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов.
Аристотель был первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Больше внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию – науку о сущем. Бытие в трудах Аристотеля представля-ет собой единство материи и формы. Это является основой всей его филосо-фии и проходит через все его рассуждения, по-новому решает проблему от-ношения единичного и общего - как отношение двух сторон действительно-сти.
Шаг вперед по сравнению с предшествующей философией сделал Аристотель в понимании времени и пространства. Этим категориям он уде-ляет большое, внимание, как в \"Метафизике\", так и в \"Категориях\". Он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает взаимо-связь времени и движения.
Его рассуждения о движении в связи с существованием в нем проти-воречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического по-нимания действительности.
Столкновение материалистических и идеалистических тенденций можно найти и в Аристотелиевом понимании сознания (души). Аристотель придерживается той точки зрения, что душа присуща всем объектам, при-надлежащим к живой природе: растениям, животным и человеку.
Более однозначно Аристотель высказывается о сущности познания. Он признает первичность материального мира относительно воспринимаю-щего субъекта. Основным уровнем познания он считает чувственное позна-ние, но большое значение он придает познанию общих взаимозависимостей и понятийному постижению общего. Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно развивается от простейших ступеней к пре-дельно абстрактным. Таким образом, научное познание в понимании Аристо-теля, представляется как вершина всего процесса познания.
Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергает усилия, направленные на обретение власти и наслаждений. Дос-тойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т. е. напол-ненную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею.
Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля. В отличие от Платона Аристотеле придает искусству большое значение. Ис-кусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням человеческой позна-вательной деятельности. Искусство не является внешним, поверхностным уподоблением, а отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения конкретного. Важными для понимания Аристотелем искусства являются мысли, касающиеся взаимоотношения содержания и формы произведения. В этом вопросе он опирается на свое решение вопроса о соотношении материи и формы, как он его разрабатывал в своей философии.
Политико-правовая тематика подробно освещается в таких работах Аристотеля, как \"Политика\" и \"Афинская полития\". Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, государстве и праве.
Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях). Аристотель строил свою модель идеального государства исходя из реальности.
В трактате \"Политика\" рассмотрены следующие проблемы:
1. Происхождение государства. Государство, по Аристотелю, это продукт естественного развития, оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения, как семья и поселение. Но государство являет-ся высшей формой общения.
2. Отношение к рабству. Аристотель считал, что люди не равны по природе. \"Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные\", люди с неразвитой человеческой природой и они не доросли до политической фор-мы жизни.
3. Признаки государства. Для Аристотеля, государство - это некое це-лое единство составляющих его элементов. Государство состоит из множест-ва элементов и чрезмерное стремление их к единству, например, общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению государства.
4. Частная собственность. Аристотель оправдывает частную собст-венность. Он пишет: \"Частная собственность коренится в природе человека, в его собственной любви к себе\". Но собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной.
5. Форма государства. Аристотель проанализировал 156 видов поли-сов и на этом основал классификацию форм правления. Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).
6. Причины переворотов. Аристотель считает, что государство не мо-жет быть счастливо, если несчастен хоть один гражданин. Цель государства - счастливая жизнь граждан. Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии равенства.
7. Верховенство закона. Существенной чертой закона должно являть-ся его соответствие политической справедливости и праву. \"Всякий закон, в основе предполагает своего рода право\". Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе.
Афинская полития»— это трактат о государственном устройстве Афин, часть обширного труда Аристотеля, так назывываемых «Политий».
По своему содержанию «Афинская полития» Аристотеля делится на две части — историческую и систематическую. Первая содержит историю афинского государственного строя до конца V в. и заканчивается восстанов-лением демократии в 403 г. (гл. 1—41), вторая — описание самого строя, ка-ким он был во время Аристотеля, в IV в. «Полития» является первым произ-ведением древности, в котором обнаруживается связное описание афинского государственного строя.
По «Политии», падение монархии и переход к аристократии соверша-ется медленно, последовательно: это — эволюция, а не революция. В целом, «Полития» показывает, что афинская демократия была чисто народным соз-данием, а не результатом честолюбия и интриг отдельных личностей.
Также «Афинская полития» дала ряд новых фактов и пролила свет на многие вопросы, особенно в первой, исторической части. «Полития» многие моменты и подробности в истории афинской демократии представила в но-вом виде. С её открытием многие гипотезы рушились, другие получили не-ожиданное подтверждение.
Аристотель с большим сочувствием относится к вождям аристокра-тической партии, не будучи, однако, сторонником крайней олигархии; его симпатии на стороне середины.
С открытием «Политии» изучение внутренней истории Афин вступи-ло в новый фазис; историю афинской демократии пришлось во многом пере-делывать, некоторые научные труды по этой тематике, вышедшие в свет до 1891 г., сразу оказались устаревшими.
1,200 руб.
Список литературы
1. Абдуллаев М. С. Аристотель и аристотелизм в истории анатомии. Баку, 1988. −195 с.
2. Авраамова М. А. Учение Аристотеля о сущности. М., 1970.
3. Александров Г. Ф. Аристотель. М., 1940.
4. Ахманов А. С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960.
5. Брентано Ф. Психология Аристотеля в свете его учения о nous pohtikoj /перевод и комментарии И. В. Макаровой // Историко-философский ежегодник’2002. Научное издание. — М.: «Наука», 2003. — с. 308—340.
6. Гайденко П. П. Понятие времени в античной философии (Аристо-тель, Плотин, Августин) // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. — М., 1991.— С. 1-18.
7. Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля. М., 1971.
8. Зубов В. П. Аристотель. М., 1963.-366 с.
9. Кенисарин А. М., Нысанбаев А. Н. Становление историко-философских идей в учениях Аристотеля и аль-Фараби // Вопросы философии.-М., 2005.- № 7.- С.136-145.
10. Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения совре-менной формальной логики. М., 1959.-311 с.
11. Лупандин И. В. Аристотелевская космология и Фома Аквинский // Вопросы истории естествознания и техники. 1989. № 2. С.64-73.
12. Канарш Г. Ю. Этические основания политики в современном ари-стотелианстве // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 145-152.
13. Мееровский Б. В.,Бирюков Б. В. Ф. Брентано -историк философии Аристотеля // Историко-философский ежегодник 1991 М.,1991. С.146-152.
14. Чанышев А. Н. Аристотель. — М.: Мысль, 1987. — (Мыслители прошлого).
15. Орлов Р. М. Развитие логических воззрений Аристотеля // Философ-ские науки. 1964. № 3.
16. Орлов Е. В. Аристотель об основаниях классификации // Философия науки. −2006.-№ 2.-С. 3-31.
17. Севальников А. Ю. Онтология Аристотеля и квантовая реальность // Полигнозис. М., 1998. № 4. С.27-43.
18. Зубов В.П. Аристотель. М., 1963
19. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя клас-сика. М., 1975
20. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985
1,200 руб.