ВВЕДЕНИЕ.
С каждым годом к нам в школу приходит всё большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
В последнее время всё чаще возникают разговоры о толерантном мире, т. е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить красивые слова, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Поэтому возникла необходимость разработки программы «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста», тем более что отношения между современными школьниками нельзя назвать идеальными.
400 руб.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. Что такое толерантность? Из истории вопроса……………………….5
2. Воспитание толерантности……………………………………………...8
3. Практикум………………………………………………………………18
3.1 Этическая беседа «Доброта и вежливость»…………………………19
3.2 Спортивный час «Мы идём в лес»…………………………………...30
3.3 Час общения «В гостях у Снежной королевы»……………………...39
3.4 Час общения «Тайна мирного домика»……………………………...46
3.5 Спортивный час « Папа, мама, я – спортивная семья!» ……………51
3.6 Конкурс, посвящённый 8 Марта «А, ну-ка, девочки!»……………...54
3.7 Конкурс, посвящённый Дню Защитника Отечества «Чтобы
Родине служить, надо сильным, ловким быть»………………………...59
3.8 Праздник, посвящённый Дню матери «Мама, солнышко и я»……..62
3.9 Литературный час по произведениям Н.Н.Носова
«Весёлый выдумщик и чародей»………………………………………...70
3.10 Праздник, посвящённый Масленице «Обычаи русской старины».80
3.11 Доклад для родителей «Поощрения и наказания в семье»………..87
3.12 Упражнение «Аплодисменты»………………………………………92
3.13 Упражнение « Черты толерантной личности»………………..........92
3.14 Тест «Рисунок семьи»………………………………………………..95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..101
Список использованной литературы……………….…………………..103
400 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Нравственное воспитание личности ребёнка – это одно из самых важных направлений в воспитательной работе на современном этапе. Решающее значение для нравственного воспитания имеет нравственный опыт. Толерантная личность развивается только в доброй среде: будь то семья, школа, класс.
Необходимо помнить, нам, педагогам ,что формирование у детей основных понятий нравственности, морали - процесс очень сложный, длительный и противоречивый. От педагогов, учителей зависит многое. Их целенаправленная деятельность предполагает изменение самого ребёнка как субъекта общения, учения, деятельности. У ребёнка должны быть выработаны стереотипы толерантного поведения. Дети должны уметь сочувствовать, сопереживать, выражать свои чувства без агрессии и насилия, быть терпимыми друг к другу, к различным национальностям и народностям, к их культуре, религии. Основой их формирования является, прежде всего повседневная жизнь ребёнка в школьном коллективе. И эта жизнь должна быть объектом внимания педагогов.
В чём же смысл деятельности педагога в воспитании толерантности?
Она сводится к следующим моментам:
1) к организации жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком - то или в чём-то;
2) к созданию доверительности, открытости взаимоотношений педагога и учеников;
3) к проявлению педагогами толерантности - это существенный фактор, воспитывающий толерантность учеников;
4) к обучению детей проявлять толерантность во взаимоотношениях друг с другом;
5) к организации внеклассной работы, направленной на воспитание толерантности: беседы, тренинги и т. п.;
6) к организации встреч школьников с иными культурами, можно и заочно, опосредовав их соответствующими тестами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.
Таким образом, сделав вывод, что процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы школы с её открытостью внешней социокультурной среде; направленностью на освоение этой среды; с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде;
с её ценностными ориентирами, которые задают отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога.
В результате такой систематической работы должен сформироваться толерантный класс – это класс , в котором :
1) умеем внимательно слушать и слышать;
2)советуем и предлагаем;
3)желаем, сочувствуем , сопереживаем;
4)обеспечиваем всякую поддержку;
5)где царит согласие;
5)есть стремление во всём разобраться.
400 руб.
1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
2. Богданова О.С., Калинина О. Д.. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М., «Просвещение»,1985г.
3. Богданова О.С., Петрова В. И.. Методика воспитательной работы в начальной школе. М., «Просвещение», 1980.
4. Персидская И. В. и др. Классные часы в 1- 4 классах. Волгоград, «Учитель», 2007.
5 Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
6. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. //Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
7. Строганова Л. В.. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности).М., 2006.
8. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование,2001, № 9; 2002, № 9.
9. Фисенко М.А.. Классные часы. Волгоград, «Учитель- АСТ», 2005
400 руб.