Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность ориентации личности в мире ценностей обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны. Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно-воспитательного процесса школе, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности. В этом социальном контексте особо значимыми являются проблемы ориентации школьника в окружающем его мире объективных ценностей, в своих возможностях. Ориентация в событиях прошлого и настоящего, В построении образа будущего и своей жизненной перспективы.
В современных исследованиях проблеме формирования ценностных ориентаций посвящены, А. В. Кирьяковой, М. Н. Василенко, Казакиной М. Г, Бондаревской Е. В. [24, 2, 23, 1]
В советское время педагогами (такими как Сухомлинский, Мищенко) [48, 36] проблема патриотизма рассматривалась через призму идеологии, а в настоящий момент, на наш взгляд, патриотизм рассматривается как составляющая общечеловеческих ценностей. Сейчас наблюдается такая ситуация в обществе. Что говорить о патриотизме не всякий находит смелость, ведь могут обвинить в национализме. В обществе уже можно наблюдать антипатриотизм, возникший из-за страха проявления национального шовинизма. Вот почему в таком вопросе как формирование патриотизма необходимо проявлять чувство меры, уметь определить эту меру, а не стыдиться говорить о любви к своей нации и своей Родине.
Целенаправленно формировать отношения школьников к Отечеству как одной из ведущих ценностей общества, т. е. повышать интерес к прошлому своей Родины, историческим личностям, воспитывать стремление делать что-то полезное и нужное семье, школе, микрорайону, городу, стране следует начинать как можно раньше.
Воспитательная система, система дополнительного образования, вне-классная и внеурочная деятельность предоставляют большие возможности для решения указанной проблемы различными способами и средствами, в том числе и по средством участия ребят во всевозможных конкурсах, акциях, соревнованиях и, конечно, в праздниках, без которых не мыслима жизнь детей, ведь они - это и ярчайшие события жизни, на которые дети должны ориентироваться, и своеобразная форма духовного самовыражения и духов-ного обогащения ребёнка.
Проблема возрождения народных праздников имеет непреходящее значение, поскольку они способствует развитию ребёнка как личности, помогают формировать у детей патриотические убеждения, нравственную, эстетическую, гражданскую культуру.
Выводом из этого цель данной дипломной работы - выявить как влияет праздная культура на патриотическое воспитание младших школьников.
Так как в рассмотрении данной темы можно выделить очень много различных аспектов, проблем и планов, исследование ограничивается следующими задачами:
1. Проанализировать сущность «Основных понятий патриотического воспитания»
2. Выявить особенности патриотического воспитания младших школьников.
3. Рассмотреть праздник как отражение социокультурной жизни общества, его роль и место в формировании патриотических качеств;
4. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать при формировании патриотизма;
5. Изучить роль праздников патриотической направленности в процессе патриотического воспитания учащихся;
6. Рассмотреть механизм управления организацией и проведением детского праздника;
7. Разработать методику определения эффективности деятельности по формированию патриотизма у учащихся младших классов средствами
праздничной культуры.
Предмет исследования: специфика формирования патриотических убеждений у детей младшего школьного возраста средствами праздника.
Объекты исследования: учащиеся младших классов, включённые в процесс формирования патриотических качеств, праздник как социокультурное явление
Гипотеза: воспитание патриотизма у младших школьников средствами праздника будет успешно, если педагогическая деятельности по формирова-нию патриотических качеств носит системный характер, учитывает специфику праздничной культуры и психолого-педагогические особенности
данной возрастной группы, а также предполагает активное участие детей в процессе подготовки и проведения праздника.
Методологическую основу работы составляют исследования основных аспектов организации праздников, а так же воспитательно - педагогического процесса патриотического воспитания.
Егоров Н.П., Мальковская Т.Н., Янковская А.В.[20,35]. Понятие «патриотизм» рассматривают как нравственное чувство.
Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королёв, И.П. Тукаев определяют «патриотизм», как моральные принципы. Достаточно объемно раскрыто содержание этого понятия в работах Сухомлинского В.А. и И.Е. Кравцева они показывают патриотизм - как любовь к своему отечеству, к родным местам, к родному языку, передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, и прогрессивному, общественному и государственному строю.
Л. М. Мищенко, занимающийся проблемами патриотического воспитания младших школьников, определяет патриотизм как «сложное интегральное морально-психологическое образование, в котором воплощается единство патриотического сознания, чувств и поведения. Это качество проявляется в эмоциональном положительном отношении к Родине, укоренившемся в поведении личности и устойчиво проявляющемся в разнообразных ситуациях. Его развитие включает в себя и формирование социально-ценных мотивов, побуждающих личность к деятельности на пользу Родины, и необходимых для такой деятельности способов поведения. Это качество проявляется в отношении личности к людям, к коллективу, к семье и др. Оно проявляется в отношении к труду и материальным ценностям.
Проблема патриотического воспитания детей в данной дипломной работе рассматривалась нами как один из основных элементов нравственного воспитания.
Некрылова А.Ф. [27,8], Конович А.А. [12,19] рассматривали праздники, как отражение социально-культурной жизни общества на различных этапах его развития.
Исследователи, такие как С.А. Шмаков[49,43], А.И. Мазаев [19,31], Жигульский [8,14] отмечали не только социально-культурную сущность праздника, но и его воспитательное значение.
Методы применяемые в исследовании:
Анализ теоретических ИСТОЧНИКОВ, анкетирование, опрос, эксперимент, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость работы -это осмысление проблемы воспитания патриотизма у младших школьников посредством праздничной культуры
Практическая значимость работы: Разработана и апробирована Программа психолого-педагогической деятельности по воспитанию патриотизма у детей средствами школьного праздника.
Организация, база и этапы исследования. Указанная выше методологическая основа и поставленные задачи определили ход опытно- экспериментального исследования, происходящее через следующие этапы:
1 этап- «исследовательский»: Шло изучение состояния проблемы воспитания патриотизма у младших школьников средствами праздничной
культуры в педагогической теории и практике. В это же время осуще-ствлялся констатирующий этап эксперимента- разрабатывался понятийный аппарат исследования, определилась рабочая гипотеза; разрабатывались организационные и содержательные формы педагогического взаимодействия в условиях муниципального учреждения, направленные на раскрытие возможностей детского праздника по формированию патриотических качеств.
2этап- «диагностико - формирующий»- выстраивалась концепция вос-питания патриотизма у младших школьников через участие в праздниках; производились осмысление и корректировка выдвинутых теоретических положений; разрабатывалась программа деятельности с детьми;
определялись педагогические условия эффективности исследуемого
процесса, анализировались результаты экспериментальной деятельности.
0 этап- «аналитический» -анализировались и обобщались результаты
исследования; осуществлялось их внедрения на практике
Экспериментальная работа осуществлялась на базе
Муниципального образовательного учреждения средней общеобразо-вательной школы №1 с.Левали.
Структура дипломной работы
Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность; определяется цель, объект и предмет исследования, его гипотеза, задачи, методологическая основа; раскрываются этапы, методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы, формируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава: анализ роли патриотизма в характеристике личности.
Во второй главе рассматривается роль праздников патриотической направленности в процессе воспитания учащихся и особенности его органи-зации и проведения для детей младшего школьного возраста.
В третьей главе производится анализ содержания опытно-педагогической работы экспериментального характера по выявлению воздействия праздника патриотической направленности на воспитание патриотизма у учащихся младшей школы; раскрывается диагностика уровня сформированности патриотических качеств у младших школьников; обобщаются результаты эксперимента.
3,000 руб.
Введение 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПАТРИОТИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Основные понятия патриотического воспитания………………………...…..13
1.2. Патриотизм как проявление ценностной ориентации личности…….....…..19
1.3. Особенности патриотического воспитания младших школьников…...……23
Выводы по 1 главе…….....27
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРАЗДНИКА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Народная культура как средство формирования патриотических чувств у младших школьников………………………………………… ..28
2.2. Сущность понятия праздник………………… 29
2.3.Характеристика праздников патриотической направленности
и их роль в становлении личности…………………………………………….. ...34
Выводы по 2 главе. ………………………………………………………………. 40
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРАЗДНИКА НА ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..
3.1.Технологическая модель взаимодействия педагога с детьми в процессе воспитания патриотизма средствами праздничной культуры…………………..42
3.2.Результаты констатирующего эксперимента по итогам анкетирования младших школьников. 47
3.3 Формирующий эксперимент - формирование у младших
школьников патриотизма посредством праздничной культуры. ........49
3.3.1 Программа психолого-педагогической деятельности по воспитанию патриотизма у детей средствами школьного празд-ника...50
3.4. Анализ итогов исследования воздействия праздника на воспитание патриотизма у младших школьников. ...60
Выводы по 3 главе ...64
Заключение...66
Список использованных источников и литературы .68
Приложения
3,000 руб.
Целью данной дипломной работы было выявить как влияет праздная культура на патриотическое воспитание младших школьников Рассмотрев поставленные задачи, можно сделать следующие выводы.
В связи с тем, что в нашей стране логика старых идеологических догм создала в системе ценностных ориентации личности вакуум, необходимо вос-питывать у детей патриотизм как важнейшую духовно-нравственную и соци-ально значимую ценность.
Как уже говорилось выше, понятие патриотизм очень обширно. Оно включает в себя не только любовь к родной земле и Отечеству, но и к малой родине, к школе, к своей семье. Исходя из этого, важным ресурсом воспита-ния патриота становятся праздники, имеющие патриотическую направлен-ность. К ним относятся:
1. Праздники официально принятые на государственном уровне.
2. Региональные праздники: День города, День района и т.д.
3. Праздники, ставшие традиционными в определённом социуме:
День рождения школы, Посвящение в первоклассники, День знаний и т.д.
4. И всё же лучшим «воспитателем» подрастающего поколения был и остаётся традиционный народный праздник, т.к. именно он приобщает ребёнка к культурному наследию нашей страны.
Мы рассмотрели место и роль праздника как отражения социокультурной жизни общества в формировании гражданско-патриотических качеств, и сделать вывод, что он отражает не только мировоззрение людей, но и политику государства, вероисповедание, трудовую культуру. Отсюда следует что праздник, особенно народный, олицетворяет в себе лучшие культурные достижения общества и как нельзя лучше влияет на развитие младшего школьника.
Анализ психических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяет сделать вывод о том, что ведущими особенности этого возраста являются эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Следовательно, ведущими методами организации досуговой деятельности будут осуществляется через народные праздники, прикладное искусство, нравственные идеалы и трудовые традиции.
В третьей главе нашего исследования представлена опытно-экспериментальная работы по выявлению воздействия праздника на воспи-тание патриотизма у младших школьников: представлена технологическая модель взаимодействия педагогов и детей, программа психолого-педагогической деятельности по воспитанию патриотизма у детей средствами школьного праздника, результаты констатирующего эксперимента, а так же анализ итогов исследования влияния праздника на формирование патриотических качеств у детей.
Результаты сравнительного анализа были отражены в таблицах и диаграммах, из которых видно, что динамика изменения показателей степени сформированности патриотических качеств в контрольной группе не су-щественна, в то время как у детей в экспериментальной группе изменения положительны и ощутимы.
Следовательно, выдвинутая гипотеза: воспитание патриотизма у млад-ших школьников средствами праздника будет успешно, если педагогическая деятельности по формированию патриотических качеств носит системный характер, учитывает специфику праздничной культуры и психолого-педагогические особенности данной возрастной группы, а также предпола-гает активное участие детей в процессе подготовки и проведения праздника — нашла подтверждение в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы.
3,000 руб.
Список использованной литературы:
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания \\\\ Педагогика 1995 №4 с29-35.
2. Василенко В.А. Ценности и ценностные отношения. \\\\ Ценности философии М:. –Л.1996
3. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды Минск: 1991.
4. Зубайрева А.Л.Патриотическое воспитание.\\\\ Соаветская педагогика 1990 с37-42
5. Исаенко В.П. Праздники в нашем доме. М.:1992.
6. Решетников П.Е. организация педагогической практики в начальных
классах. М.: ГИЦ Владос, 2002.
7. Челябинск. История моего города: Учебное пособие. Челябинск: Изда
тельство ЧГПУ, 1999.
8. Челябинск неизвестный. Краеведческий сборник, вып. 1, Челябинск,
1996.
9. Чёрный Г.П. Торжественно, красиво, памятно. М.:1989.
10. Чёрный Г.П. Педагогическая технология массового праздника. М.:1990.
11. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: «Новая школа», 1997.
12. Щуркова Н.Е. Собранье пёстрых дел. Методическое пособие для работы с детьми. Второе издание. -М: \"Новая школа\", 1994.
13. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: 1965.
14.Н.Белинская Е.П., Тихомарицкая О.А. Социальная психология. Хрестоматия.- М, 2000.
15.Белякова Г.С. Славянская мифология. -М.: Просвещение 1995.
16.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос - Пресс, 2001.
17.ГребенюкО.С. Составление психолого-педагогической характеристики. М.: Просвещение. 2002.
18.Жарков А.Д. Технология КДД Учебное пособие.- М.,1998.
19.Жигульский К. Праздник и культура. М.:1985.
20.3абылин М. Русский народ, его обычаи, обряды Минск: 1991.
21.Исаенко В.П. Праздники в нашем доме. М.:1992.
22. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях. Челябинск., 1997.
23. Казакина М.Г.Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе 1989. с.85.
24. Кирьякова А.В. Теория Ориентации в мире ценностей. Оренбург 1996
25.Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.:1990.
26.Краснов Ю.Э. Критика лекционно-семинарской образовательной технологии высшего образования // БГУ: университетское образование в условиях смены образовательных парадигм: Материалы науч.-практ. конф. (Минск, 10-12 декабря 1997 г.) /Белорусский государственный университет. Центр проблем раз-вития образования БГУ; Под ред. М.А.Гусаковского, В.В.Наумова, А.А.Полонникова.-Мн.: Белгоуниверситет., 1997.
27.Краткий политический словарь. 1988.
28.Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», Ч. 1-2, 2005.
29.Культурно- досуговая деятельность: уч. пособие.- М., 2001
30. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности/Под ред. Е.Н. Степанова. М: Творческий центр «Сфера», 2004.
31 ЛутвиновВ.И. Патриотическое воспитание подрастающего покаления новой России\\\\ Педагогика 1997 №3
32.Мазаев А.И. Праздники как социально-художественное явление. М.:1978.
33.Мальковская П.Н. Воспитание социальной активности школьников. Ленинградский педагогический институт. Л., 1987.
34.Малый толковый словарь русского языка. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. М.:1990.
35.Мень А. Православное богослужение. Таинство, слово и образ. М.:1991.
36. Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание соцально-активной личности в младшем школьном возрасте
36.Мухина Л.В. Возрастная психология. М.: Наука 1996.
37.На пути современной цивилизации. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. М.: «Просвещение» 1992.
38.Национальные традиции в воспитании и обучении. // «Начальная школа», 2000. №7.
39.Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зре-лища. Л.: 1988.
40.Никифоров Г.С.Психология Младшего школьника. СПб.: Питер. 2005.
41.Протасов В.А. Записки челябинского старожила. - Челябинск неизвестный краеведческий сборник, вып.1. 1996.
42. Перминова В.И. Воспитание у детей любви к Родине\\\\ Начальная школа 1984 №4 с 12-14
43.Решетников П.Е. организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ Владос, 2002.
44.Рубинштейн Л.С. Проблемы общей психологии. М.: Наука.2000.
45.Русанова. B.C. Словарь- справочник.- Челябинск., 2003.
46.Соколова Т. Формирование у школьников ценностного отношения к себе и другим людям. \\\\ воспитание школьников.1994 №4 с 15-18
47.Сухомлинский В.А.Воспитание советского патриотизма у школьников. Из опыта работы сельской школы. М.,Учпедиз.1959.
48. Сухомлинский В.А Как воспитать настоящего человека. Минск.1978
49.Сухомлинский В.А.Рождение гражданина. М., Молодая гвардия. 1971.
50.Словарь. Эстетика.- М., 1997
51. Средства театрального искусства педагогической деятельности: мет.
рек./ составила Л.А. Ильина, под ред. Н.В. Сергеева.- Магнитогорск: МАГУ., 2000.
52.Тагильцева. Н. Искусство в развитии самосознания детей// Искусство и об-разование. -2002.
53.Толковый словарь живого великорусского языка. Т.З. сост. В.Даль
54.Трудные темы изучения фольклора: Учебное пособие/А.И. Лазарев; Челя-бинск, 1998.
55.Философский словарь. 1986.
56.Челябинск. История моего города: Учебное пособие. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999.
57.Челябинск неизвестный. Краеведческий сборник, вып. 1, Челябинск, 1996.
58.Чёрный Г.П. Торжественно, красиво, памятно. М.:1989.
59.Чёрный Г.П. Педагогическая технология массового праздника. М.:1990.
60.Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: «Новая школа», 1997.
61.Шмаков С.А. Досуг школьника. Липецк: 1993.
62.Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2001.
63.Щуркова Н.Е. Собранье пёстрых дел. Методическое пособие для работы с детьми. Второе издание. -М.: \"Новая школа\", 1994.
64. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах // избранные психологические труды. М.2001.
65.Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
3,000 руб.