Тяжелейшим проявлением кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения роди-телей. Переход к рыночной экономике и связанные с ним процессы имущест-венного расслоения населения, кризиса моральных ценностей, последова-тельного разрушения института семьи ещё в большей степени усилили распад многих семей и привели к росту числа отвергнутых детей.
Такое общественное явление, как детский дом, на протяжении многих лет считавшееся временным, обусловленным объективными причинами по-явления массового сиротства послереволюционной и послевоенной разрухи, к сожалению не изжило себя и в наши дни, более того, на территории Рос-сии возникло много новых детских домов, причем наблюдается тенденция к дальнейшему увеличению их числа.
Сейчас в нашей стране 422 дома ребенка для 35 тысяч детей, 745 детских домов для 84 тысяч детей. 237 школ–интернатов для 71 тысячи детей.
Причины сиротства носят преимущественно социальный характер. Статистика говорит, что ведущей причиной сиротства является лишение родительских прав (до 70%), отказ от воспитания, пребывание родителей в тюрьме (до 20%), и лишь 10% детей, родители которых инвалиды или умер-ли.
Решение проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются воспитан-ники детского дома, должно осуществляться средствами социально-педагогической деятельности. Актуальность проблемы состоит в том, что анализ научных исследований и данных практической социально-педагогической деятельности показывает, что многие воспитанники детских домов остаются социально не защищенными в силу каких-либо причин, а уровень их готовности к самостоятельной жизни недостаточен для их пол-ноценной адаптации в социуме.
...
Объектом квалификационного исследования выступает опыт деятель-ности социальных педагогов в учреждениях интернатного типа для детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются основные направления, методы и содержание социально-педагогической деятельности в детских домах для детей дошкольного возраста.
Цель исследования – выявить основные направления и содержание социально-педагогической деятельности в учреждениях интернатного типа для детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать современный российский опыт социально-педагогической деятельности в учреждениях интернатного типа.
2. Охарактеризовать особенности контингента детей, воспитываю-щихся в детских домах РФ.
3. Описать опыт социально-педагогической деятельности ОГОУ «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста».
4. Провести констатирующий эксперимент, выявляющий актуальные проблемы воспитанников Мценского детского дома для детей до-школьного возраста.
В процессе квалификационной работы нами был применен комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, включенного наблюдения, анализа нормативно-правовых актов и личных дел воспитанников интернатных учреждений, ан-кетирования выпускников, интервью с сотрудниками интернатов, матема-тической обработки эмпирических данных.
Эмпирическая база – ОГОУ «Мценский детский дом для детей до-школьного возраста».
3,000 руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………….…………2
Глава 1. Глава 1. Теоретические аспекты деятельности социального педаго-га в учреждениях интернатного типа для детей дошкольного возраста……..6
1.1.Сущность социально-педагогической деятельности……………………...6
1.2. Современный российский опыт социально-педагогической деятель-ности в интернатных учреждениях……………………………………….18
1.3.Особенности контингента детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях РФ……………………………………………………………31
ГЛАВА II. Опыт социально-педагогической деятельности во Мценском дет-ском доме для детей дошкольного возраста………………………………….43
2.1. Основные структурные характеристики и нормативно-правовые осно-вания воспитательно-образовательной работы Мценского детского дома для детей дошкольного возраста…………………………………………………..43
2.2. Актуальные проблемы воспитанников детского дома………………….55
2.3. Содержание деятельности социального педагога ОГОУ «Мценский дет-ский дом»……………………………………………………………………….65
Заключение……………………………………………………………….78
Список литературы…………………………………………………………….82
Приложение 1…………………………………………………………………..87
Приложение 2…………………………………………………………………..89
Приложение 3…………………………………………………………………...91
Приложение 4…………………………………………………………………...93
3,000 руб.
Заключение
В рамках квалификационной работы нами были выявлены основные на-правления и содержание социально-педагогической деятельности в учрежде-ниях интернатного типа для детей дошкольного возраста.
Проанализировав опыт социально-педагогической деятельности в не-скольких учреждениях интернатного типа для детей дошкольного возраста, заметили что одним из направлений деятельности социального педагога яв-ляется непосредственная работа с ребенком, что необходимо для его адап-тации и социализации в дальнейшей жизни. Немаловажной является работа социального педагога с родителями, так как семейное воспитание является базой дальнейшего развития и поведения ребенка. Поиск новой семьи для ребенка очень ответственное дело и социальные педагоги данных детских домов тщательно подходят к этому вопросу, подбирая, диагностируя потен-циальных родителей.
А также следует указать, что несмотря на разную специализацию и направленность, эти учреждения имеют одну цель – обеспечить ребенку нормальное детство и воспитать из него полноценного члена общества. В каждом выше рассмотренном учреждении
Изучая особенности контингента детей, воспитывающихся в ин-тернатных учреждениях РФ выявили, что среди воспитанников детских домов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% — оди-ноких родителей, 7% — родители которых сами отказались от своих детей
Тем не менее, существует ряд особенностей данного типа детей, ме-шающих их групповой и социальной адаптации – это отклонения в здоро-вье (психические и соматические), нарушения в сфере общения (со сверст-никами и со взрослыми), особенности в развитии личности, поведенческие нарушения, трудности в обучении. из этого следует, что воспитанники дет-ских домов нуждаются в экстренной комплексной – психологической, пси-хиатрической, дефектологической, педагогической помощи.
Нами был описан опыт социально-педагогической работы ОГОУ «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста». В своей дея-тельности работники детского дома опираются на решение следующих за-дач:
1. Создание наиболее благоприятных условий, приближенных к домашней семейной обстановке и способствующих умственному, эмоцио-нальному и физическому развитию ребенка как личности.
2.Обеспечение каждому воспитаннику психологического ком-форта и организация различной рациональной деятельности с учетом со-временных педагогических технологий дошкольного воспитания и образо-вания в лучших традициях Российской системы дошкольного образова-тельного стандарта.
3.Освоение образовательных программ дошкольной ступени об-разования, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации.
4.Всесторонняя подготовка воспитанников к школьному обуче-нию, сохранение и укрепление психофизического развития каждого из них.
5.Медико-психолого-педагогическая адаптация детей.
6.Социальная и правовая защита на основе законодательства Рос-сийской Федерации.
7.Охрана и укрепление здоровья воспитанников:
Организация социально-педагогической работы, входящей в воспита-тельно-образовательный процесс в детского дома, строится на основе тре-бований типовой «Программы воспитания и обучения детей дошкольно-го возраста», а также рационального применения авторских программ в рамках дошкольного образовательного стандарта и с учетом современных
технологий в области отечественной детской психологии и дошкольной пе-дагогики. Социальный педагог реализует свою деятельность с учетом воз-растных и индивидуальных особенностей детей по трем основным направ-лениям:
1. Изучение социально - психологических ценностей воспитанника и влияние окружающей среды на его развитие.
2. Организация воспитательно-образовательных взаимодействий с про-блемами в развитии ребенка.
3. Социально- психологическая помощь и поддержка личности ребенка в различных кризисных ситуациях.
4. Защита прав ребенка.
5. Работа социального педагога с семьей.
...
3,000 руб.
Список литературы
1. Астоянц М.И. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения. Опыт включенного наблюдения.// Соци-альная педагогика – 2006, №3.- С. 54-63
2. Василькова Ю.В. , Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2001.С.63.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.
4. Винакова З.Н. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение качественного и полноценного развития, воспитания и обучения.// Защита прав и законных интересов воспи-танников детского дома.- Мценск – Орел, 1999.- С.21.
5. Винакова З.Н. Роль социального педагога в охране личных и имуще-ственных прав детей.// Защита прав и законных интересов воспитан-ников детского дома.- Мценск – Орел, 1999.- С.15 - 20.
6. Волкова И. Проблемы профессионального развития педагога в усло-виях детского дома.//Социальная педагогика - 2007, №2.- С.113
7. Галагузова М.А. Социальная педагогика.- М., 2000.
8. Галагузова М.А., Костикова М.Н. Дипломированный социальный пе-дагог: Специфика профессиональной деятельности в системе профес-сиональной подготовки. – Екатеренбург, 1996.
9. Глухова М. Ф, Никитина Н.И. Методикпа работы в учреждениях ин-тернатного типа. - М: ВЛАДОС,2005.- С.190 – 200.
10. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: Генезис и профилактика.// Семья и воспитание.- М., 2000.
11. Дети ради детей: Программа социальной защиты и деятельности дет-ских организаций.- М., 1996.
12. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками.- М., 1998.
13. Караковский В.С. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса.- М., 1993.
14. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М., 1992.
15. Ладыгина. Воспитатель в детском доме: организация и методика ра-боты по формированию нравственно-волевых качеств у детей 3-7 лет.- М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д»,2006.-120с.
16. Малевич. Н. Ни семьи, ни школы.//Семья и школа – 2006, №12.- С.2-4
17. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.
18. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике.- М., 2002.
19. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога.- Ч.1.- Орел, 1994.
20. Мисаренкова И. Мисько А. Взаимодействие социального педагога, психолога и директора по социальной защите в условиях учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родите-лей.//Социальная педагогика №4.-2007.-С.59
21. Морозов В. Педагогическое проектирование реабилитационной вос-питательной работы в детском интернатном учреждении.//Социальная педагогика – 2006, №3. - С.68
22. Мухина В.С. Лишение родительского попечительства. – М., 1991.
23. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педа-гог: введение в должность: сб. материалов – CПб.:КАРО, 2004.-272с.
24. Натышев О. Использование информационных технологий в интернат-ном учреждении.// Социальная педагогика - 2006, №2.- С.60
25. Нелюбов. С.А. Особая миссия директора детского дома // Педагогика – 2006, №6.- С.81-88.
26. О правах ребенка: Конвенция ООН: Принята и провозглашена Гене-ральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 // Народное образование №5.- 1993.
27. Овчарова Р.В. справочная книга социального педагога.- М., 2004.-480с.
28. Пескова М. Детский дом и поэзия педагогики.// Социальная педагоги-ка – 2007, №2. - С.121
29. Плясова Г. Свиридов А. Психолого- педагогическое содержание про-граммы «Воспитание будущего семьянина в условиях детского до-ма».//Социальная педагогика – 2007, №3.- С. 57
30. Поддубная Т.Н. Рабочая документация социального педагога по соци-альной защите детства. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. – 281с.
31. Понасенкова В.Д. Создание реабилитационного пространства в дет-ском доме. Право детей на адекватные условия воспитания и разви-тия.// Защита прав и законных интересов воспитанников детского до-ма.- Мценск – Орел, 1999.- С.4 -7.
32. Постановление Правительства РФ « О приемной семье» 17.07.1996. №829.
33. Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для педагогов.- М.: Владос, 2008.-271с.
34. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук. Проблема социального воспитания детей-сирот.- Ярославль, 2002.-71 с.
35. Семья Г., Витльясте Л. Мониторинг обеспечения прав детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.// Социальная педагогика №2.- 2007.- С.31
36. Семья Г., Витльясте Л.Подготовка семей к приему детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей на воспитание в се-мьи.//социальная педагогика – 2006, №4. - С.64
37. Семья Г., Витльясте Л.Семейные формы устройства детей-сирот и де-тей оставшихся без попечения родителей.//Социальная педагогика – 2007, №1. - С.32
38. Сопова Л.А.Изучение психолого-медико-педагогических особенно-стей личности воспитанников.// Защита прав и законных интересов воспитанников детского дома.- Мценск – Орел, 1999.-С.8 -11.
39. Третьяк Н. О методических рекомендациях по апробации моделей об-разования детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспи-тание – 2007, №3.- С.8
40. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» 21.12.1996.№159.
41. Филиппович И.В., Майстрова М.В. Психология девиантного поведе-ния.- Мн.: ЗАО «Веды», 2003.
42. Черняева. Т.И. Социальная реабилитация нетипичных детей.// Социо-логические исследования – 2005, №6 .- С. 18.
43. Чечет В. Альтернатива социальному сиротству.// Народное образова-ние – 2001, №9.- С. 105
44. Чиганова С.Д. формирование профессиональной и социальной компе-тенции специалиста по социальной работе.// Социальные исследова-ния – 2006, №1.- С.21-26.
45. Чупрова М. Дети-сироты.//Дошкольное воспитание – 2007, №10.- С.11
46. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педаго-га.-М.,2002.
47. Шашмуратова Н. Трудовая социализация воспитанников Серменев-ского детского дома.//Социальная педагогика – 2007, №4.- С.73
48. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы соци-ального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных за-ведений.- М.: Академия, 2001.-208с.
49. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М.:ВАКО, 2007.- 336с.
50. Щипицина Л.М. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей ос-тавшихся без попечения родителей.-СПб.,2000.
3,000 руб.