Среди множества проблем экономического, политического и культурного характера сегодня особенно остро стоит проблема агрессивного поведения школьников.
Современный школьник живет в мире, предельно сложном по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования; с перенасыщенным характером информации, глубинно воздействующей на психику ребенка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции и защитных механизмов.
Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых (Л.С.Выготский, Дж.Гилфорд, А.Маслоу, А.В.Мудрик, Ж.Пиаже, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин ), особенно яркие проявления агрессии отмечаются у детей в подростковом возрасте. Это обусловлено, с одной стороны, сохранившейся высокой восприимчивостью детей к различным сферам межличностного взаимодействия, а с другой - стремлением подражать взрослым (Л.С.Выготский),
Актуальность. Проблема коррекции агрессивного поведения у подростков приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением деятельности школы как социального института общества. Вместе с тем анализ психолого-педагогической, социальной, философской литературы и изучение опыта работы массовой общеобразовательной школы показывают, что в практике современного учебно-воспитательного процесса эта задача решается недостаточно эффективно.
В связи с этим проблема агрессивного поведения детей подросткового возраста становится одним из актуальных направлений междисциплинарных исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии и значительное число экспериментальных работ Р.Бэрона, А.Басса, П.Брейна, Л.Берковица, К.Бютнера. Д. Долларда, К.Лорэнца, Д. Ричардсона, Р.Селмана, Э. Эриксона.
В отечественной науке плодотворно разрабатываются различные аспекты проблемы агрессивного поведения школьников: теоретико-методологические основы агрессии (Ю.М.Антонян, С.А.Беличева, Л.И.Божович, С.Н.Еликолопова, В.В.Знакова, Л.П.Кончина, Л.М.Семенюк, Д.И.Фельдштейн и др.
Наметившееся противоречие между потребностями педагогической практики в целостной системе работы по коррекции агрессивного поведения подростков и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ организации данного процесса в условиях образовательного социума современной школы определило выбор темы исследования: «Деятельность социального педагога по коррекции агрессивного поведения у подростков».
Цель исследования — создание системы работы, позволяющей корректировать агрессивное поведение подростков в процессе включения их в многоаспектное взаимодействие с педагогами, сверстниками, родителями, общественностью.
Объект исследования — деятельность социального работника в школе.
Предмет исследования — агрессивное поведение младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс педагогического взаимодействия будет выступать эффективным средством коррекции агрессивного поведения младших школьников, если педагоги школы рассматривают его как приоритетное направление в организации воспитательной работы с учащимися, их родителями и общественностью.
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой были определены следующие основные задачи исследования:
1. Изучение теоретической литературы с целью анализа причин и механизмов подростковой агрессии.
2. Рассмотреть пути и формы вовлечения агрессивных подростков в систему социально признаваемой и социально одобряемой деятельности
3. Изучить основные задачи социального педагога при коррекции агрессивного поведения у подростков.
4. Экспериментальным путем выявить агрессивные черты в поведении подростков и разработать программу коррекции.
Методологической базой исследования является:
теория социального научения как методологическая основа агрессивного поведения личности (Ю.М.Антонян, Ф.Аллан, А.Басе, Л.Бендер, Л.Берковиц, С.А.Беличева, Л.И.Божович, С.Н.Еликолопова, В.В.Знакова, Л.П.Кончина, Дж.Коган, Л.М.Семенюк, Д.И.Фельдштейн и др.).
Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялся комплекс взаимопроверяемых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философской, социологической и специальной литературы; сравнительный анализ существующих методов корректировки агрессивного поведения личности с целью ориентировки в направлениях психолого-педагогической и медико-социальной работы.
Исследование проводилось на базе средней школы №13 г. Йошкар-Олы.
1,200 руб.
Введение 3
1. Теоретический анализ литературы по проблеме коррекции агрессивного поведения у подростков 6
1.1. Анализ причин и механизмов подростковой агрессии 6
1.2. Пути и формы вовлечения агрессивных подростков в систему социально признаваемой и социально одобряемой деятельности 12
1.3. Основные задачи социального педагога при коррекции агрессивного поведения у подростков 19
2. Экспериментальное изучение агрессивных черт в поведении подростков и разработка программы коррекции 27
2.1. Диагностика агрессивности подростков 27
2.2. Коррекция агрессивного поведения у подростков .29
Заключение 31
Литература 33
1,200 руб.
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Итак, важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. Важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.
Процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом. Важную роль в развитии и укреплении качественно нового отношения подростка к самому себе и к окружающим играет постоянное участие педагогов в повседневных бытовых работах подростков.
В процессе подготовки к игре и участия в ней подростки не только приобретают прочные навыки, но и, что гораздо более важно, игра приносит моральное удовлетворение подросткам, вырабатывая у них потребность в повседневной деятельности, полезной себе и другим. Именно практическое включение подростков в решение массы организационно-производственных дел способствует появлению и развитию их критического отношения к себе и товарищам.
Педагогически целесообразная организация социально одобряемой деятельности, зависимость ее результатов от успешной работы каждого порождает у подростков отношения взаимной ответственности и контроля. Эти отношения создают постоянное «упражнение», обусловливая товарищеское поведение, ответственность перед товарищами, перерастающую в ответственность перед обществом.
В результате проведенного нами экспериментального исследования по методике Баса-Дарки, повышенная агрессивность и повышенная враждебность выявлены у 10-ти подростков. При диагностике уровня социальной фрустрации по методике Вассермана очень высокий уровень социальной фрустрации выявлен у троих испытуемых, повышенный уровень фрустрированности – у 5-ти. Полученные данные говорят о том, что половина подростков, участвующих в исследовании, нуждаются в коррекционных социально-педагогических мероприятиях.
Далее, мы разработали и провели коррекционные мероприятия, направленные на снятие агрессии и оптимизацию взаимоотношений подростков.
Представляется, что рассмотрение проявления разных форм агрессивности у детей на отдельных стадиях подросткового возраста дает необходимую ориентацию в характере эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности ребенка подросткового возраста, развивающегося под воздействием различной микросреды, позволяя целенаправленно строить воспитательный процесс. А значит, гипотеза исследования о том, что процесс педагогического взаимодействия будет выступать эффективным средством коррекции агрессивного поведения младших школьников, если педагоги школы рассматривают его как приоритетное направление в организации воспитательной работы с учащимися, их родителями и общественностью, подтверждается.
1,200 руб.
1. Абулъханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни.— М.: Наука, 1987. — 10—14 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды.— 1996. — 232 с.
3. Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — 497 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. - 429 с.
5. Анисымов С.Ф. Мораль и поведение. — М.: Мысль, 1979. — 142 с.
6. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 105 с.
7. Асмолов А.Г. Личность; психологическая стратегия воспитания. — М.: Педагогика, 1985. — 207 с.
8. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
9. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978. - 309 с.
10. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. - 123 с.
11. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1994. — 19 с.
12. Бодалев А.А. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.- 187 с.
13. Божовин Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
14. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. — 1979. — №1. — С. 23—25.
15. Божовыч Л.И. Психология формирования личности.— 1995.
16. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. 1997.
17. Далинин Е.М. Использование системы А. С. Макаренко в воспитании детей. - М., 2001.- 268с.
18. Зоуир А. Али Рашид. Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена. /Автореф. Канд. дисс. СПб. 1999.
19. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. /Автореф. Канд. дисс. СПб. 1996.
20. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Эксмо, 1999.-315с.
21. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности.// Ананьевские чтения-97. СПб. 1997. С. 13-16.
22. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
23. Реан А.А. Аутоагрессивный паттерн личности.// Ананьевские чтения-98. СПб. 1998. С. 52-54.
24. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков.// Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск. 1999. С.6-7.
25. Семенюк Л.М. Психологические особенности агресивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.- 321с.
1,200 руб.