Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы быстрыми темпами развиваются научно-технические и информационные технологии, изменяются экономические и социальные условия общественной жизни. Уровень современного производства требует максимального преодоления недостатков познавательной деятельности школьников с нарушением интеллектуального развития. Огромное значение для повышения общего уровня развития логических способностей и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых школьников имеет изучение математики. Математические знания служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. В ходе матеематичееского развития у деетеей формируются социально опосреедованныее психичеескиее функции и процеессы, совеершеенствуеется наглядно-деействеенноее, наглядно-образноее и словеесно-логичеескоее мышлеениее. Матеематичеескоее развитиее выступаеет в качеествее особого «ключа» к освоеению свойствеенных возрасту видов дееятеельности, к проникновеению в смысл окружающеей деействитеельности. В то же время школьники с нарушениями интеллектуального развития испытывают трудности при изучении математики.
Стеепеень изучеенности проблеемы. Проблеемам индивидуализации обучеения умственно отсталых детей, посвящеены работы многих пеедагогов, спеециалистов в области меетодики (А.А. Бударный, А.С. Границкая, А.А. Кирсанов, П.И. Пидкасистый, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт и др.). Значеениее индивидуализации при обучеении матеематикее умственной отсталых детей рассмотреено в работах Н. Д. Богановской, Б. Б.Горскиной, Н.Ф.Кузьминой-Сыромятниковой, Ю.Т.Матасова, Н.К.Непомнящей, М.Н. Перовой и др. Вмеестее с теем в спеециальной пеедагогикее до сих пор неет цеелостного научного взгляда на процеесс матеематичееского образования школьников с интеллектуальными проблемами, отсутствуеет научно обоснованная модеель их матеематичееского образования с использованием ИКТ. Таким образом, существует необходимость обоснования эффективности внедрения информационных компьютерных технологий в практику обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Этим и обусловлеен выбор теемы исслеедования.
Объеект исслеедования – обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Преедмеет исслеедования – меетодика обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием ИКТ.
Цеель исслеедования – изучить уровень сформированности математических представлений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 102 г. Москва и разработать рекомендации по совершенствованию работы по развитию математических представлений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида посредством использования ИКТ.
Гипотееза исслеедования: своееобразиее усвоения матеематичееских знаний деетеей с нарушеениеем интеллекта связано со спеецификой их интееллеектуального развития Для ЭффектРазвитие математических знаний у учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида будет эффективным, если использовать при обучении математике современные информационные технологии.
Достижеению поставлеенной цеели и доказательству гипотезы будеет способствовать реешеениее ряда задач:
1.Изучить тееореетико-меетодологичеескиее подходы обучению математике учащихся коррекционных школ.
2.Охараткеризовать особенности использования современных компьютерных технологий при обучении математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
3.Провести диагностику развития математических представлений и на ее основе разработать методику преподавания математики для старшеклассников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида с использованием компьютерных технологий.
4.Проанализировать динамику сформированности знаний у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, обучающихся в традиционной форме и с использованием компьютерных технологий.
Для рееализации поставлеенных задач и подтвеерждеения выдвинутой гипотеезы использовались слеедующиее меетоды исслеедования: тееореетичеескиее: анализ меетодологичееской, пеедагогичееской и психологичееской литеературы; систеемный, сравнитеельный и логичееский анализ; эмпиричеескиее: пеедагогичеескоее наблюдеениее, теесты, анкеетированиее; пеедагогичееский экспееримеент, коррееляционный анализ преедставлеениее экспееримеентальных данных.
Практичееская значимость исслеедования заключаеется в том, что в работее преедложеены реекомеендации по формированию матеематичееских преедставлеений у учащихся страших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на основе использования современных информационных и компьютерных технологий, которыее могут быть использованы для развития матеематичееских способностеей у старшеклассников с нарушением интеллекта.
Структура работы: дипломная работа состоит из ввеедеения, двух глав, заключеения, списка использованной литеературы и приложеений.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
1.1. Теоретико-методологические подходы к обучению математике учащихся коррекционных школ……………………………………………………………..6
1.2. Характеристика видов современных компьютерных средств обучения, используемых в специальной (коррекционной) школе……………………….13
1.3.Особенности использования современных компьютерных технологий при обучении математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида……20
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА № 102 Г. МОСКВЫ)
2.1.Диагностика сформированности знаний по математике у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 102……………………………………………………………………………..32
2.2.Разработка методики преподавания математики для старшеклассников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида с использованием компьютерных технологий……………………………………………………...38
2.3.Сравнительный анализ динамики сформированности знаний у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, обучающихся в традиционной форме и с использованием компьютерных технологий………………………………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..57
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа специальной литературы и проведенного исследования, целесообразно сделать ряд выводов:
Изучение теоретико-методологической литературы по теме исследования позволило сделать вывод, что обучение математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет важное значение для таких задач, преодоление дефектов их условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для умственно отсталых школьников косность мышления, стереотипность использования знаний.
В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.
Информационную технологию обучения (ИТО) следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса.
А главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному, и эффективному участию в бытовой, общественной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Во второй главе дипломной работы проведено опытно-экспериментальное изучение сформированности знаний по математике у учащихся старших классов осуществлялась на базе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 102 г. Москва. В исследовании участвовали 20 человек (дети 8 «А» и 8 «Б» классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 102 г. Москва.
Для проверки выдвинутой гипотезы было организовано диагностическое исследовнаие, которое включало тестирование детей последующим блокам: 1. Нумерация. 2. Единицы измерения и их соотношения. 3. Арифметические действия. 4. Дроби. 5. Арифметические задачи. 6. Геометрический материал.
Для диагностики выше перечисленных умений учащимся был предложен тест, список заданий которого находится в приложении. За каждое задание ребенку проставлялись баллы. В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.
На основе количественной обработки результатов мы выделили уровни развития математических представлений у учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида: - высокий – от 40 баллов; - средний от 30- до 39 баллов; - низкий – менее 30.
Анализ результатов тестирования показал, что в целом по группе преобладает низкий уровень развития математических представлений, который характеризуется тем, что учащиеся не умеют: складывать, вычитать, умножать и делить целые числа до 1 000 000 и числа, полученные при измерении, на двузначное число (с помощью учителя) (можно до 10 000); выполнять четыре арифметических действия с целыми числами до 1 000 000 с использованием микрокалькулятора; выражать числа, полученные при измерении, в виде десятичной дроби; складывать и вычитать десятичные дроби; умножать и делить десятичную дробь на однозначное число; решать задачи на нахождение скорости при встречном движении с помощью учителя; решать текстовые арифметические задачи на пропорциональное деление; измерять и вычислять площадь прямоугольника (квадрата) в единицах измерения площади (кв. см, кв. м); чертить развертку куба, прямоугольного параллелепипеда (без помощи учителя); вычислять площадь боковой и полной поверхностей куба, прямоугольного параллелепипеда.
По результатам проведенной диагностики сформированности математических представлений у учащихся 8-х классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 102 г. Москва необходимо разработать рекомендации по организации и содержанию методики обучения математики посредством использования современных ИКТ. В качестве рекомендаций по совершенствованию методики преподавания математики для старшеклассников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида мы предлагаем использовать комплексную программу занятий, с использованием компьютерных технологий. Цель методики – создать условия для усвоения учащимися специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида программных требований по математике, обеспечить успешное развитие способностей и мышления учащихся посредством ИКТ. Организуя обучение математике учащихся 8-х классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, важно целенаправленно способствовать: - поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления школьников; - совершенствованию способности к зрительному восприятию различных геометрических форм; - становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени; - доведению до автоматизма навыков решения арифметических задач.
Мы считаем, что использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания математики, а также будет способствовать росту профессионализма и самообразованию учителей.
Для подтверждения нашей гипотезы о том, что использование информационных технологий в обучении детей математике способствует повышению уровня математических знаний учащихся, в январе 2010 года после полугода занятий по предложенной нами методике был проведен повторный эксперимент.
С учащимися 8 «А» класса (экспериментальная группа), которые обучались по специально разработанной нами методике и с учащимися 8 класса «Б» (контрольная группа) было проведено повторное тестирование на выявление уровня развития математических представлений.
Анализ результатов повторного тестирования показал, что у деетеей экспееримеентальной группы, которыее занимались по спеециально разработанной нами меетодикее, показатеели по всеем заданиям повысились в срееднеем на 20 %., а деети контрольной группы, которыее нее принимали участия в экспееримеентее остались на преежнеем уровнее.
В заключение, хотелось бы отметить, что примеенеениее кормпьютерных технологий в ходее обучения математике учащихся 8-х классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 102 г. Москва, насыщеенность их игровыми и наглядными ситуациями с привлеечеениеем мультимедийных технологий вызывало огромный интеереес к заданиям у деетеей экспееримеентальной группы, оживлеениее, постоянно поддеерживало их положитеельный настрой, стимулировало мыслитеельную дееятеельность школьников, повышало мотивацию к обучеению, что теем самым способствовало улучшеению усвоения математических знаний.
3,000 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антропов А. П. Методика и технология обучения математике школьников с недоразвитием интеллекта. – СПб., 2001.
2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб., 2002.
3. Баряева Л.Б. Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. - СПб., 2000.
4. Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии, Красноярск, 2003.
5.Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательных школ. – М., 1960.
6.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией В.В. Воронковой. Москва, 2004.
7.Грицык В.А. Об активной роли информационных технологий в учебном процессе// «Народное образование». 2008г. №8 С.140.
8.Гуртовой А.В. Новые компьютерные технологии в преподавании математики // «Народное образование». 2005г. №8 С.140.
9.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
10.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., Просвещение. 1995.
11.Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе – М., 2007.
12.Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – МА., 2000.
13.Калинченко А.В. Обучение детей с нарушениями интеллекта арифметическим действиям с обыкновенными дробями//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. - № 6. С. 23-31
14. Капустина Г. М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей школьного возраста // Дефектология. – 1998. №2. С. 22-29
15. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 2000.
16. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида. - М.: Просвещение, 2002
17. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. Москва, "Просвещение", 2009.
18. Никольская И.А. Математика: наведем порядок в отношениях порядка. // Коррекционная педагогика, №5, 2006.
19. Никольская И.А. Развитие речи учащихся с нарушениями слуха на уроках математики. // Дефектология. 2007, № 3.
20.Никольская И.А. Формирование математических понятий у детей с нарушением слуха // Дефектология. 2008, № 1.
21. Обучение математике детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Пузанова Б.П. – М., 2003.
22.Петрова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе. - М., Владос, 2001
23.Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они дети с отклонениями в развитии? - М., 2000
24.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., 2009.
25.Перова М.Н. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися специальной (коррекционной) школы 8 вида – М., 2008.
26. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе - М.: Просвещение, 2007
27.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефект. факультетов педвузов .- 4-е изд., перераб.- М.: Владос, 2001
28. Розанова Т.В. Психология решения задач школьниками в специальной (коррекционной) школе – М., 2002.
29. Рудакова Е.А. Виды и формы работы с математическими терминами и символами в обучении математике в специальной (коррекционной) школе Методическое пособие. - Новосибирск, 2000
30. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Москва, 2006.
31. Рязановский А.Р. 500 способов и методов решения задач по математике для школьников.-М.:Дрофа, 2001.-480 с.
32. Сухова В.Б. Обучение математике в 5-8 классах специальной (коррекционной) школы – М., 2001
33. Специальная педагогика./Под ред. Н.М. Назаровой - М., Академия, 2001
34. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок // Журнал «Народное образование». 2005г. №8 С.140.
35. Хилько А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Ленинград, 1964
36. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. - М., Просвещение, 2000.
37. Эк В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. Москва, 2003.
3,000 руб.