Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Современный этап развития системы образования в нашей стране характеризуется прежде всего необходимостью создать у учащихся устойчивую потребность в учении, научить мыслить и научить учиться, а проблема повышения качества образования на основе познавательной самостоятельности и активности учащихся является сейчас особенно актуальной.
В настоящее время актуальным становиться активизация познавательной деятельности - это совершенствование методов и организационных форм познавательной деятельности, обеспечивающей активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса.
Перед школьным образованием поставлена задача развития личности учащихся, их познавательных способностей при сохранении традиционной фундаментальности естественно-математической подготовки. Наблюдающееся в последнее время сокращение часов в учебной программе по предметам данного цикла не способствует решению поставленной задачи, приводит к снижению уровня подготовки учащихся. Именно поэтому необходимо искать пути повышения качества подготовки с помощью методов, обращенных к личности учащегося, способствующих активизации процесса обучения. Одно из направлений поиска - внедрение личностно ориентированного и деятельностного подходов, которые стали бы альтернативой вербальному способу обучения, а также компетентностного подхода.
Одна из направленностей школьного образования в русле компетентностного подхода к целям образования состоит в следующем: научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.). Таким образом, рассмотрение вопросов активизации познавательной деятельности в современных условиях с точки зрения указанных подходов оказывается актуальным и на научно-теоретическом уровне. Для реализации основных направлений качественной перестройки образовательной деятельности необходимо предусмотреть многообразие видов и форм организации учебно-познавательной деятельности школьников, отличающихся активностью, самостоятельностью, уровнем творчества учащихся.
В современной педагогике описаны различные пути активизации познавательной деятельности учащихся. Решение этой проблемы отражено в работах Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной, Г.А.Каменевой, Е.В.Харченко и многих других учёных. Однако мы не нашли ни одного исследования, отражающего активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Однако вопросы организации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в процессе изучения математических дисциплин в условиях единства эмпирического и теоретического познания, в процессе активной деятельности учащихся с предметами реальной среды или их моделями, рассмотрения обобщенных способов решения задач и упражнений не были изучены в достаточной степени. Особенно остро данный вопрос становится в специальных коррекционных школах в процессе обучения детей с нарушением интеллекта. Стоит отметить, что данный вопрос недостаточно рассмотрен в современной науке. Отсюда следует актуальность темы исследования на научно-методическом уровне.
Комплексный анализ состояния организации процесса активизации учащихся с нарушением интеллекта при обучении математическим дисциплинам, а также современных исследований по данной теме позволяет выделить ряд противоречий:
-между заявленным компетентностным подходом в обучении учащихся специальной коррекционной школы и существующим знаниевым подходом и имеющимися формами обучения детей с нарушением интеллекта;
-между необходимостью формирования у учащихся специально коррекционной школы VIII вид математической компетенции, являющейся мощным средством интеллектуального развития, и неразработанностью методики процесса формирования математической компетенции, способствующей активизации познавательной деятельности учащихся данной категории;
-между потребностью в создании комплекса занятий и упражнений, направленного на активизацию познавательной деятельности и формирование математической компетенции, и неразработанностью такого комплекса в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.
Анализ выделенных противоречий позволил сформулировать проблему исследования: какие методы, средства, приемы способствуют активизации учащихся с нарушением интеллекта при обучении математике в специальной коррекционной школе VIII вида?
В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в разработке комплекса занятия и упражнений, направленного на активизацию учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида. Необходимость разрешения указанного противоречия, актуальность и теоретическая неразработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Активизация учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида».
Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация в ходе опытно-поисковой работы комплекса занятия и упражнений, направленного на активизацию учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.
Объект исследования: процесс активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.
Предмет исследования: активизация познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках математики.
Гипотеза исследования включает в себя совокупность следующих предположений:
-решение проблемы активизации обучения учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида, вероятно, достигается на основе использования специально разработанного комплекса занятий и упражнений, направленного на активизацию учащихся с нарушением интеллекта, построенного с учетом компетенгностного, деятельностного и личностно ориентированного подходов,
-в основу разработки структуры и содержания комплекса занятий и упражнений могут быть положены дидактические принципы системности, интегративности, преемственности и адаптивности.
-методика использования учебно-методического комплекса при обучении детей с нарушением интеллекта математическим дисциплинам направлена на формирование математической компетентности и математической компетенции;
-после проведения специально организованной целенаправленной работы по активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида уровень сформированности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта возрастет.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе решались следующие задачи:
1.Проанализировать научную литературу по проблеме исследования и определить сущность процесса активизации учащихся в современных отечественных и зарубежных исследованиях;
2. определить психолого-педагогическую характеристику учащихся специальной коррекционной школе VIII вида;
3. выявить особенности организации обучения и развития детей с нарушением интеллекта на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида;
4. организовать и провести экспериментальное исследование проблемы активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида;
5. подобрать и апробировать методику активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида, тем самым провести формирующий эксперимент;
6. выявить динамику показателей активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида путем проведения контрольного эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам: деятельности и ее роли в развитии личности (В.В. Давыдов, E.FL Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.); психологических аспектов обучения (Дж. Брунер, Л.С Выготский, Н.А, Менчинская и др.); интеллектуального развития (Х.Ж. Танеев, М.А. Холодная, И.С. Якиманская и др,); общедидактических принципов организации обучения (А,С. Белкин, М.Н. Скаткин, А.В. Усова, Н.Н. Тулькибаева и др.); активизации обучения (П.Я. Гальперин, МИ. Махмутов, Ю.Б. Мельников, Н.Ф, Талызина и др.); возможности использования компетентностного подхода в процессе активизации познавательной деятельности (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.); обоснования и выбора педагогических технологий обучения (В.П. Беспалько, М.И, Махмутов, ПК. Селевко, Н.Н. Тулькибаева, В.Э. Штейнберг, Н.Е, Эргашва, Н.Г, Ярошенко и др,); методики преподавания математических дисциплин (Н.Я. Виленкин, Я.И. Груденов, Т.А. Матвеева, Г.И, Саранцев, JLM. Фридман, П.М. Эрдниев и др.).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта, наблюдение, обобщение педагогического опыта).
База исследования: Специальная (коррекционная) школа-интернат №68 VIII вида, г. Москва.
Адрес: 117335, г. Москва, ул. Архитектора Власова, 19
Телефон: (495) 128-18-22
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1.Активизация учащихся на уроках математики специальной коррекционной школы VIII виды рассмотрена как сложная интегративная функция, содержащая в себе целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.
2.Научно обоснован и разработан для детей с нарушением интеллекта комплекс занятий и упражнений по математическим дисциплинам, построенный на основе совокупности принципов системности, итеративности, преемственности и адаптивности,
3.Разработано содержание комплекса занятий и упражнений для детей с нарушением интеллекта, включающее рабочую программу, методические рекомендации, упражнения, практические работы, задачи и задания, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.
4. Обоснована совокупность дидактических условий, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта при обучении математическим дисциплинам, и предложена диагностика уровня познавательной деятельности учащихся при обучении математике.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «активизация», «активизации познавательной деятельности» детей с нарушением интеллекта в учебном процессе по математике; обосновании педагогических условий активизации познавательной деятельности.
Практическая значимость: на основе проведенных исследований разработаны и апробированы в учебном процессе дидактические материалы, направленные на активизацию учащихся специальных коррекционных школ VIII вида при обучении математическим дисциплинам. Универсальный характер полученных результатов и выводов исследования позволяет использовать их при конструировании и реализации обучения математике в различных типах образовательных учреждении, а также в системе начального профессионального образования.
Предложенная методика обучения математическим дисциплинам и диагностический инструментарий используются для отслеживания эффективности процесса математического образования учащихся в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.
Разработанный комплекс занятий и упражнений по активизации учащихся на уроках математики комплекс внедрен в практику специальной (коррекционной) школы-интерната № 68 VIII вида, г. Москва.
В исследовании принимали участие 20 детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени, учащиеся 3 «Б» класса на занятии математики.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоят из 2 глав, введения, заключение, списка литературы и приложений. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами. Общий объем работы составляет 92 страницы.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида 10
1.1Проблема активизации учащихся в современных отечественных и зарубежных исследованиях 10
1.2Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной коррекционной школе VIII вида 14
1.3Особенности организации обучения и развития детей с нарушением интеллекта на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида 30
Выводы по главе 1 45
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе
VIII вида 47
2.1 Определение методов исследования и проведение констатирующего эксперимента 47
2.2Методика активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида. Формирующий эксперимент 62
2.3Динамика показателей активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида. Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов 73
Выводы по главе 2 81
Заключение 83
Список литературы 87
Приложения 92
3,000 руб.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих навыков познавательной деятельности. Оптимизировав опыт известных исследователей, изучавших познавательную деятельность личности, мы выяснили, что познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов, активизирующих учебную деятельность курсантов. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых курсантов протекает более продуктивно.
Необходимость заниматься математикой определена двумя главными причинами. Первая из них очевидна и менее важна: это умение является одной из главных функций человеческого и только человеческого мозга, и человек использует математику всю свою жизнь. Но главное, что занятия математикой активно способствуют развитию интеллекта. В процессе изучения математики развивается математическое мышление, память, воображение, восприятия и тд.. Работа с цифрами, счетными палочками и другими математическими приспособлениями интересна детям, способствует развитию любознательности, творчеству и исследовательской деятельности. Математика - это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному когнитивному (познавательному) развитию, а также развитию творческих способностей. А это означает – развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, усвоение обобщенных знаний и способов действия. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе.
На современном этапе развития школьного образования проблема активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида, оптимизации познавательной деятельности детей приобретает большое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий, способностью мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащегося, формирующего познавательный интерес к приобретению знаний. Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано. Что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.
Оптимизировав опыт исследователей, психологов и педагогов, занимавшихся изучением вопроса оптимизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, мы рассмотрели теоретические основы данной проблемы, смогли проанализировать научную литературу по проблеме исследования и определить сущность процесса активизации учащихся в современных отечественных и зарубежных исследованиях; определить психолого-педагогическую характеристику учащихся специальной коррекционной школе VIII вида; выявить особенности организации обучения и развития детей с нарушением интеллекта на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.
На основании полученных теоретических знаний, были подобраны методы диагностики уровня сформированности познавательных процессов – внимания, памяти, воображения, мышления: память на образцы и на числа.
Обследование проводилось в специальной (коррекционной) школе-интернате № 68 VIII вида, г. Москвы с детьми 3 «Б» класса. Помимо обследования по подобранным методикам мы провели беседу с педагогами класса, в которой выяснили успеваемость детей, принимавших участие в эксперименте, мнение учителей об экспериментальной группе в целом и отдельно о каждом ученике. Результатом проведения эксперимента стало определение того, что уровень сформированности активности детей, познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта невысокий. В целом у всех обследуемых на момент констатирующего обследования были выявлены преимущественно низкие результаты. На основании результатов экспериментального исследования уровня сформированности познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, мы смогли подобрать и апробировать методику активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида, тем самым провести формирующий эксперимент. В процессе построения методики формирующей работы. Мы предположили, что решение проблемы активизации обучения учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида, достигается на основе использования специально разработанного комплекса занятий и упражнений, направленного на активизацию учащихся с нарушением интеллекта, построенного с учетом компетенгностного, деятельностного и личностно ориентированного подходов. В основу разработки структуры и содержания комплекса занятий и упражнений в нашем исследовании были положены дидактические принципы системности, интегративности, преемственности и адаптивности. Методика использования учебно-методического комплекса при обучении детей с нарушением интеллекта математическим дисциплинам в ходе формирующей работы была направлена на формирование математической компетентности и математической компетенции детей с нарушением интеллекта.
Для выявления динамики сформированности познавательных процессов детей с умственной отсталостью и для определения эффективности подобранной и апробированной методики активизации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ан занятиях по математике, было решено провести контрольный эксперимент.
По результатам контрольного эксперимениа и после проведения математической обработки результатов с применением критерия Стьюдента, было выявлено, что в результате проведенной работы по активизации познавательной сферы у детей с умственной отсталостью улучшились показатели продуктивности памяти на образы и числа, увеличилась результативность при выполнении теста на мышление, уменьшилось количество ошибок при переключении внимания, улучшились показатели распределения внимания, восприятие объектов стало более точным. Было замечено, что креативность у детей повысилась незначительно. Таким образом, для развития воображения детям нужно дольше проводить занятия, при коррекции содержания занятий уделить больше внимания элементам по развитию воображения.
Следовательно, мы можем говорить об эффективности и действенности подобранной рекомендаций и упражнений по активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.
В заключение следует отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что решение проблемы активизации обучения учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида достигается на основе использования специально разработанного комплекса занятий и упражнений, направленного на активизацию учащихся с нарушением интеллекта, построенного с учетом компетенгностного, деятельностного и личностно ориентированного подходов. После проведения специально организованной целенаправленной работы по активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида уровень сформированности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта возрос.
Проведённое нами исследование не претендует на исчерпывающее исследование, требует внимания дальнейшее исследования проблемы активизации учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.
3,000 руб.
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью через уроки трудового обучения: Из опыта работы учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы – интерната п. Бира В.В. Стародубовой. – Биробиджан: ОблИУУ, 2006. 20 с.
2. Ахметгалив А. Мотивация деятельности на уроках математики1996, №2, с.59.
3. Баранова Е.В., Зайкин М.И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. 2004, № 2, с.7.
4. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к реальной перестройке процесса обучения в школе // Народное образование. 1988. № 1. С. 41—51.
5. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов Автор: М. А. Бесова , "Академия развития" - 1997, 240 стр.
6. Варенян В. А. Оценка своего положения в коллективе подростками вспомогательной школы. Дефектология. – 1971. - № 4.
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: 1991
8. Викулова Л. В. Исследование уровня притязаний у детей-олигофренов. Вопросы экспериментальной патопсихологии. - М., 1965.
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Изд. центр “Академия”, 1998. – 320 с.
10. Восканян К.В. Разные способы решения геометрических задач как средство развития мышления школьников// Вопросы психологии. –1995. -№5. – С. 26-32
11. Воспитание и обучение во вспомогательной школе /Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 79-97, 115-117.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.5. – 368 с.
13. Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным / Педагогика,1993, № 2, с.51.
a. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики.– М.: Просвещение,1990.
14. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969.
15. Дульнев Г. М. Формирование личностных качеств у учащихся вспомогательной школы в процессе трудового обучения. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе/ Под ред. Г. М. Дульнева. М., 1971.
16. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения школьников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44—51.
17. Занков Л.В. Проблема обучения и развития и ее исследование //Развитие учащихся в процессе обучения. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – С. 7-68.
18. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах.- М.: Просвещение, 1985
19. Ким К.К., Микляева И.В. К вопросу о повышении эффективности работы учащихся на уроках.1994, №3, с.1б.
20. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя.– М.: Просвещение,1990.
21. Колмакова М.Н. Краткий педагогический словарь. – М.: Издательство политической литературы, 1984.
22. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. - Киев, 1978.
23. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой.– М.:Просвещение,1981.
24. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
25. Кузьмина В.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся.1996, №4, с.15.
26. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
27. Мирский С.Л. Индивидуализация учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе //Дефектология. – 1981. - №2. – С. 8-16.
28. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: АСАДЕНА, 2000.
29. Николюкина М. И. Способы активизации учащихся на занятиях по курсу «Этика и психология семейной жизни» // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 99—102.
30. Общая психология. / Под ред. В. В. Богословского, Л. Г. Ковалева и др. - М., 1981.
31. Осинская В.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 9 – 10 классах. – Киев. ,1980
32. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
33. Павлова Н.П. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы //Актуальные проблемы олигофренопедагогики. – М.: Изд-во АПН СССР, 1988. – С. 47-65.
34. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
35. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962
36. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология»/А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. — М.: Просвещение, 1985- 144 с.
37. Программы вспомогательных школ. – М.: Учпедгиз, 1962. – 183 с.
38. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.: Педагогика, 1975. – 184 с.
39. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.
40. Саранцев Г.И. Цели обучения математики в средней школе в современных условиях.1999, №6, с.36.
41. Семушин А.Д. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики. – М.: Просвещение, 1978
42. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 1997. – С. 285-288.
43. Смирнов С. Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. М., 1985.
44. Степанова С.В. Организуем учебный процесс. //Начальная школа, 2003 - №2
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 736 с.
46. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974.
47. Тихомиров В. 0 некоторых проблемах математического образования. 2000, №39, с.1.
48. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. - Киев, 1976
49. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 194 с. 10. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 157 с
50. Усатова Е.В. Соревнования на уроках математики.1993, №6, с.19.
51. Ушакова И. П. Особенности отношений к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы. - Л., 1979.
52. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников.1993, № 2, с.17.
53. Хазанкин Р.Г. Как увлечь математикой /Народное образование,1987, №10
54. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников.– Мн.,1975.
55. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 157 с. – с.8
56. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. – М.: АО “Столетие”, 1995. – 368 с.
57. Шавир П. А. О некоторых методологических аспектах проблемы профессионального самоопределения // Движущие силы учебно-воспитательного процесса. Тюмень, 1974. С. 63—76.
58. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий, М. 2005 г. — 768 c.,
59. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
60. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике.– М.:Просвещение,1994.
61. Шеропова А.В. К вопросу о применении игры на уроке.1996, №6, с.45.
62. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. – М: Просвещение,1986.
63. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. – М: Просвещение,1979.
3,000 руб.