Школьное детство - новая ступень в формировании индивидуальности ребенка. Все новое – новые требования, новые правила в отношениях с другими людьми, новые нормы предметных действий раскрывают до сих пор закономерности объектов. Мир упорядочен системой научных знаний и понятий, которыми ребенку надо овладеть в процессе обучения. Обычно обучение характеризуют так это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Действительно, до обучения у ребенка нет каких-то знаний, умений или навыков. После обучения они появляются. Откуда они взялись? От учителя, который обладает этими знаниями и навыками и передает их ученику. Этот процесс передачи и есть обучение. Итак, обобщим понятие обучения.
Что же такое обучение?
Обучение - это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения. Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.
Тема данной курсовой работы - «Учет возрастных особенностей младшего школьника в процессе обучения».
Проблема курсовой является – развитие личности младшего школьника и учет его возрастных и индивидуальных особенностей в процессе обучения.
Актуальность заключается в том, что педагоги и родители не всегда уделяют достаточное внимание возрастным и индивидуальным особенностям ребенка младшего школьного возраста, что может отрицательно повлиять на процесс обучения и на развитие личности ребенка.
Объектом работы является проблема обучения младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Предмет исследования – особенности обучения младших школьников.
Цель курсовой работы – обосновать необходимость учета возрастных особенностей в процессе обучения младших школьников
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. Определить сущность процесса обучения;
2. Дать характеристику методам, видам и формам обучения;
3. выделить возрастные особенности младшего школьника
Гипотеза: если учитывать возрастные особенности младших школьников, то процесс обучения будет более эффективным.
1,200 руб.
1.Сущность процесса обучения.
Введение
1 .Сущность процесса обучения в начальной школе
2. Формы обучения
2.Особенности младшего школьного возраста и учет возрастных и индивидуальных особенностей в процессе обучения
1. Особенности развития восприятия
2. Особенности развития внимания.
3.Особенности мышления
4. Особенности памяти
5.Особенности воображения
6.Кризис 7 ле
т
Библиография
Заключение
3.Опыт педагога по изучению индивидуальных и возрастных особенностей в процессе обучения.
1,200 руб.
В разработку многих аспектов проблемы учета индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников несомненный вклад внесли Гальперин, Крутецкий, Эльконин, Бабанский, Амонашвили, Лысенкова, Потапова. Труды этих ученых должны послужить предпосылкой в разработке проблемы индивидуального подхода и индивидуальной деятельности.
В практической деятельности учителя начальных классов реализация учета возрастных и индивидуальных особенностей осуществляется эпизодически, без планомерного всестороннего и научно-обоснованного изучения в этом аспекте всех учащихся класса.
Многие факты указывают на «значение возрастной чувствительности как предпосылки для формирования способностей в период младшего школьного возраста:
- особая память;
- свежесть, острота восприятия;
- яркость воображения;
- черты ясности, конкретности мышления.
Младшего школьника отличает готовность все усваивать, абсолютная доверчивость к авторитету, вера в искренность всего, чему учат.
Особо следует отметить наиболее общие умственные свойства: это активность и саморегуляция.
Младших школьников саморегуляция и активность выступает в непосредственной любознательности – первоисточнике будущей исследовательской мысли. Еще одна важнейшая предпосылка развития умственных способностей - особенность саморегуляции.
Саморегуляция, как и активность, выступает во всех психических актах. К школьным годам относятся слова А.В. Запорожца об особой логике психического развития, о наличии в нем определенного самодвижения. Каждая новая ступень психического развития ребенка закономерно следует за предыдущей, переход от одной к другой обусловлен внешними и внутренними условиями. И поэтому ребенок 6-7 лет уже готов к началу школьной жизни.
Это время является наиболее благоприятным для умственного развития и социальной подготовки ребенка. Надо воспользоваться этой предрасположенностью и реализовать ее.
Но у младших школьников есть свои особенности, которые имеют большое значение для эффективной организации учебно-воспитательной работы.
1. Недостаточность социально-нравственного и познавательного опыта.
Социально-нравственный опыт является основой для воспитания в ребенке чувства ответственности, осознания им понятия необходимости. Опора на этот опыт позволяет ученику регулировать свое поведение в коллективе, сдерживать импульсивные желания, подчиняться общественным порядкам, радоваться успехам товарищей.
II. Преобладание актуальной потребности и импульсивной активности.
У ребенка возникают разные потребности, дети переживают их как неотложное актуальное хотение. Чем беднее социально-нравственный опыт, тем сильнее действует запрет, тем труднее самому ребенку отказаться от актуальных потребностей.
Актуальные потребности теснейшим образом связаны с импульсивной активностью, т.е. с переходом к действию по первому побуждению, без промедления.
Импульсивная активность пробуждает и ассоциативную речь ребенка. Ребенок не в состоянии сдерживать возникшую мысль, он спешит ее рассказать всем, лишь только она всплывет в памяти.
III. Стремление к игровой деятельности.
Что такое игра и почему дети стремятся к ней? На этот вопрос поможет ответить концепция функциональной тенденции, основанная психологом Д.Н.Узнадзе.
Суть функциональной тенденции в том, что внутренние, врожденные силы ребенка несут в себе импульсы к движению, они сами стремятся к развитию, движение и развитие является их естественным состоянием.
Игра, следовательно, не способ выброса лишней энергии, а основная форма развития, форма свободного проявления функциональной энергии.
Младший школьник не может быть без активности, без игры. Приостановить игровую деятельность и насильно включить в другую, противоречащую движению функциональных сил, - значит затормозить всестороннее развитие и раскрытие его задатков. Иначе говоря, в педагогическом процессе хотение ребенка учиться и воспитываться должно перерасти в потребность к познанию и самовоспитанию. Какие психологические факторы необходимы для этого? Вовремя реализовать возможности. Эта универсальная возможность включает в себя систему функциональных сил, механизм возможных человеческих умений (владеть речью, мыслить, запоминать). Однако все возможности будут реализованы лишь при наличии соответствующей материальной и социальной среды, целенаправленного обучения и воспитания.
Ориентироваться на завтрашний день развития. Суть этих теорий раскрывается в психологических концепциях Выготского и Узнадзе, когда рассматривается соотношение обучения и развития в детском возрасте.
Выготский выдвинул идею о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего.
Зона актуального развития отражает систему умений и навыков, которыми ребенок уже овладел и на основе которых он в состоянии самостоятельно решать познавательные и другие задачи.
Уровень актуального развития обуславливает зону ближайшего, т.е. круг умений, которыми ребенок может овладеть сам (спонтанно) или при содействии старших в процессе обучения.
Зона ближайшего развития - это завтрашний день ребенка. При стечении благоприятных обстоятельств он сам, рано или поздно, войдет в свой завтрашний день.
Зоны актуального развития и ближайшего развития постепенно осваиваются ребенком. Так он поднимается на новую ступеньку.
Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения обучить ребенка».
Амонашвили говорил о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой».
1,200 руб.
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.-2000
2. Подласый И.П. Педагогика.- М.- Владос.-1999 г.
3.Обучение в первом классе. Сост. В. Г. Горецкий. М., 1973.
4.Обучение во втором классе. Сост. Н. С. Сунцов. М., 1974.
5.Обучение в третьем классе. Сост. В. Г. Горецкий, Н. С. Сунцов. М.,
1975.
6.Баранов С.П. Сущность процесса обучения.-М.: Просвещение, 1987
7.Лордкипанидзе Д.О. Принципы, организация и методы обучения.- М.: Просвещение, 1989
8.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.-М.: Просвещение, 1977
9.Обучение и развитие \\ Под ред. Л.В. Занкова.-М., 1975
10.Основы дидактики \\ Под ред. Б.П. Есипова.-М.:Просвещение, 1989
11.Порсеев Л.М. Применение наглядности в обучении \\\\ Педагогика.- 1993.-№3.
12.Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М-1979.
13. Сочетание слов учителя и средств наглядности в обучении \\ Под ред. Л.В. Занкова.-М., 1958
14.Средства обучения математике \\ сост. А.М. Пышкало.- М.: Просвещение, 1980
15.Сухов К.С. Наглядные пособия в процессе обучения \\\\ Педагогика.- 191.- №1
16.Харламов Педагогика.- М.: Высшая школа, 1990
17.Хрестоматия по педагогике.- М.: Высшая школа, 1992
18.Цыпин К.С. Принципы обучения.- М.: Просвещения, 1989
19. Шуаре Марта О. Возрастная и педагогическая психология. М-1992.
1,200 руб.